§7-8. Расширение ареала цивилизации

Подробное решение параграф §7-8 по истории для учащихся 10 класса, авторов Н. В. Загладин, Н. А. Симония 2014



1. Укажите причины слабости деспотических государств древности. Как долго существовало Древнеегипетское государство? В чем причины его упадка?

Древнеегипетская цивилизация существовала более двух с половиной тысяч лет, но не беспрерывно. Её история насчитывает несколько периодов упадка, распада государства. Связаны они, прежде всего, с нарушением нормальных циклов ирригационного земледелия, долгими годами неурожаев, связанными, скорее всего, с климатическими изменениями. Довершением кризисов часто становились иноземные нашествия. Прекратило историю сменявших друг друга царств Древнего Египта очередное иноземное нашествие, но уже вряд ли связанное с климатическими изменениями.

Подобным образом прекратили своё существование и другие великие цивилизации древности: чаще всего они становились жертвами иноземных нашествий. Иногда завоеватели полностью перенимали достижения цивилизации и вливались, становились просто очередным этапом развития этой цивилизации (особенно много таких эпизодов было в Месопотамии), а иногда создавали на старом месте нечто принципиально новое, или присоединяли новую территорию к некой обширной империи.

У древних деспотий было несколько слабых черт.

- Они, как и любое государство с любой формой правления порой оказывались беспомощными перед завоевателями.

- Они сильно зависели от климатических изменений. Общество доверяло правителю абсолютную власть для того, чтобы боги позволили и дальше вести заведённый веками цикл ирригационных и сельскохозяйственных работ и получать урожай. Когда начинались природные катаклизмы, привычный климатический ритм нарушался и начинался голод, тогда центральная власть теряла всякую легитимность.

- Деспотическая власть могла быть поколеблена знатью, получившей слишком много власти, особенно высшим жречеством.

– Как и любая власть, передающаяся по наследству, деспотическая власть в древних цивилизациях была уязвима перед династическими кризисами.

2. Какие отношения регулировали древнейшие системы правовых норм? Кто из древних восточных владык впервые подкрепил свою власть силой закона?

Самыми древними из сборников законов считаются сохранившиеся лишь фрагментарно месопотамские Законы Шульги (правил 2094-2046 гг. до н.э.). Первый полностью дошедший до нас сборник – Законы Хаммураппи (1792-1750 гг. до н.э.). Текст предполагает, что древние деспоты издавали законы только исходя из собственной воли. Считается, что жизнь общества в основном регулировала лишь воля правителя, но эта воля, как и упомянутые сборники законов, по-видимому, сильно опирались на сложившиеся в обществе традиции и обычаи.

3. Дайте характеристику деспотиям, сложившимся в начале железного века. Почему войны за расширение территории велись непрерывно? Какие военные деспотии возникли на территории Передней Азии? Почему они распадались сравнительно быстро?

В начале железного века сложились так называемые военные деспотии. Их главной функцией было уже не поддержание ирригационного земледелия, а защита общества от других военных деспотий и добыча дополнительных ресурсов за счёт побед над соседними государствами. Деспоты стремились захватывать всё новые территории. При этом чем большие территории они покоряли, тем больше в их руках сосредотачивалось ресурсов, тем больше они могли их вложить в новые завоевания. Таким образом, в военных деспотиях была заложена тенденция к бесконечному расширению. Однако земли объединялись лишь с помощью грубой военной силы и репрессий (вроде насильственного переселения народов), экономически регионы продолжали оставаться разрозненными, что дополнялось сепаратизмом приехавшей из центра на новые земли знати и выживших потомков местных элит. Внутриполитические проблемы обычно дополнялись новыми ударами внешних врагов, что делало крупные военные деспотии весьма непрочными. Полностью подходят под данное описание Ассирия и Персидская держава. Урарту и Нововалонское царство пали больше под ударами не внутренних проблем, а одного сильного внешнего врага (соответственно, Ассирии и Персидской державы).

4. Расскажите об особенностях развития Древней Индии. Что такое варны и касты? Какие точки зрения на их возникновение вам известны?

Особенностью развития Древнеиндийской цивилизации является то, что она начиналась как бы дважды. В междуречье Инда и ныне пересохшей Сарасвати существовала так называемая Хараппаская цивилизация (названная по современному имени поселения, возле которого обнаружены её археологические памятники. Традиционно её датируют III – началом II тысячелетий до н.э., но благодаря новым открытиям её возникновение может быть пересмотрено в сторону большей древности. Эта цивилизация пала по неизвестным нам причинам, после чего началось нашествие племён ариев, видимо уничтоживших лишь остатки Хараппской культуры. В результате нашествия Индийская цивилизация была как бы основана ариями заново, причём на основе разделения общества на варны. Варнами называли четыре группы на которые разделилось индийское общество. У каждой варны был свой круг занятий и свои неравные права. Принадлежность к варне была наследственной. Постепенно, ближе к концу нашей эры варны разделились на касты, которые отличались от варн в основном лишь своей большей многочисленностью и большей зависимостью от профессиональной деятельности. Наиболее распространённая версия происхождения варн ссылается на завоевание Индии племенами ариев. Согласно ней завоеватели образовали три высшие касты в зависимости от рода своей деятельности (брахманы (жрецы), кшатрии (воины) и вайшьи (земледельцы)), а покорённое местное население выделили в низшую касту – шудры (слуги).

5. В чем состояли особенности цивилизации Древнего Китая?

Основной особенностью было то, что после правления Цинь Шихуанди главной проблемой цивилизации стал именно сепаратизм местной знати, которая богатели за счёт развивающегося обмена, постепенно стремящегося к перерастанию в настоящую торговлю.

6. Заполните таблицу «Новый этап духовной жизни»

Заполните таблицу «Новый этап духовной жизни»

При всех различия между данными религиями их объединяет общая идея: существование в этом мире есть всего лишь испытание, достойно прошедшие его получат лучшую жизнь после смерти (в другом мире или в следующей жизни).