§25. Духовная жизнь европейского Средневековья

Подробное решение параграф §25 по истории для учащихся 10 класса, авторов Н. В. Загладин, Н. А. Симония 2014



1. Охарактеризуйте истоки расхождения путей исторического развития стран Европы и Азии.

Страны Европы после Великого переселения народов не подвергались серьёзному иноземному завоеванию: арабы захватили лишь Иберийский полуостров, монголы прошли лишь по некоторым европейским странам и не включили их в свою империю. В то же время, в ходе крестовых походов и после них европейцы очень многое заимствовали с Востока и воочию убедились в пользе введения новшеств (хотя многие из них всё равно в начале встречали сопротивления, Европа в Средние века была, конечно, далека от преклонения перед прогрессом, характерного для XIX в.).

В то же время страны Востока изначально были отчасти склонны к консерватизму. Ещё со времён Древневосточных цивилизаций традиционность уклада жизни гарантировала благополучие. К тому же в Средние века Восток подвергся нескольким нашествиям кочевников: арабов, тюрок, орд Чингисхана и Тимура. Военные разорение отбрасывали цивилизации в их развитии. А после этих нашествий люди стремились вернуться к старым добрым временам, что закрепило консерватизм в мировоззрении восточных людей.

2. Каковы отличия политического развития стран Западной Европы в сравнении с государствами Азии?

В азиатских странах со времён образование первых цивилизаций господствовали деспотии. Они чётко регламентировали жизнь всего общества через разветвлённый бюрократический аппарат. Эллинистические государства и даже римская власть на этих землях во многом переняли такую манеру управления, потому что для данных условий она была наиболее эффективна. Почти ничего не изменили и Средние века. Власть не учитывала частные интересы человека, подчиняя их общим. Важно было то, что на протяжении всех веков духовная и светская власть в данных землях была сосредоточена в одних руках. Причём именно такой порядок обеспечивал стабильность общества. Ослабление центральной власти приводило обычно к междоусобицам, дезорганизации хозяйства и другим бедствиям, потому люди и не стремились к иному укладу жизни. Следует также отметить, что сословная принадлежность на Востоке издревле определялась рождением. Наиболее ярко проявило это кастовая система в Индии, но и в остальных азиатских обществах происхождение определяло место человека в обществе от его рождения до смерти.

В то же время в христианской Европе с самого начала Средних веков наметилось разделение духовной и светской власти. Обе они должны были учитывать интересы друг друга и выработать взаимные обязательства. Позже европейское средневековое общество почти всё разделилось на корпорации. Рыцарство, духовенство, городские цехи, университеты, купеческие гильдии – все они представляли из себя корпорации. У каждой из корпораций были свои права, которые она защищала как от других корпораций, так и от центральной власти, при этом постоянно стараясь их расширить. Таким образом, человек чувствовал себя свободным если не сам по себе, то в рамках корпорации, на поддержку которой всегда мог рассчитывать. Нельзя также забывать, что место человека в обществе стало также определяться его принадлежностью к корпорации, а не рождением. Именно по этому не вызвал шока в обществе папа римский из семьи обычных горожан – к моменту получения сана его воспринимали уже как выходца из университетской среды. Это давало ощущение личной свободы и защищённости своих прав от посягательств вышестоящих лиц, что бы закреплено в мировоззрении европейцев. Потому, несмотря на все стремления европейских правителей к установлению своей абсолютной власти, им всё время приходилось учитывать права тех или иных групп подданных, что приводило к появлению сословно-представительных монархий. И даже сформировавшийся позже абсолютизм, несмотря на своё название, не был похож на восточные деспотии.

3. Каковы особенности духовного, культурного развития стран Западной Европы в Средние века? Как они сказываются на современной европейской культуре?

Средневековая европейская культура была, прежде всего, религиозна. Вопросы о вере пронизывали всё искусство и мировоззрение. Произведения искусства Средних веков не имеют авторов, потому что считались сотворёнными по вдохновению Господа, а не благодаря авторскому таланту.

Именно поэтому искусство создавалось по строго определённым канонам: они не давали вносить ничего личного, поощряли только стремление к достижению единого, спущенного свыше идеала. Каноны изменялись, но эволюционным путём. И даже в случае резкого перелома (как во время смены романского стиля готическим) он не ставился в заслугу талантам отдельных людей.

Последующая европейская культура во многом построена на отрицании средневековой, и этим Средние века продолжают влиять на нашу действительность. Вместо безличного искусства пришло авторское с максимальным подчёркиванием таланта автора, стремление следовать канону сменилось страстью к проявлению индивидуальности. Возможно, всего этого не было бы без религиозного искусства и мировоззрения Средних веков.

4. Охарактеризуйте различия романской и готической архитектуры.

Романская архитектура тяжеловесна. Массивные арки сводов её соборов опираются на толстые колонны. Храмы больше похожи на крепости (в качестве которых порой и служили) из-за массивных стен с узкими окнами-бойницами. Внутри царит полумрак.

Готическая архитектура специально создавалась для того, чтобы наполнять пространство внутри светом. Её стены прорезаны высокими стрельчатыми окнами, которые часто шире, чем колонны между ними. Колонны сделаны в виде связки тростника, что создаёт иллюзию их лёгкости, почти невесомости (ради это иллюзии часть нагрузки крыши даже переносится на отдельные опоры за пределами здания – аркбутаны). Готические окна представляют из себя отдельные произведения искусства из цветного стекла – витражи. Особенно красива обычно так называемая роза – круглое окно над входом. Витражи красивы сами по себе, кроме того, они создают в помещении красивые переливы цветов и мистическую атмосферу. В целом, в готическом храме человек чувствует себя в некоем ином мире, сказочном и непохожим на повседневный. В Средние века, когда храмы вообще были самими высокими и просторными зданиями в городах впечатление, было ещё более ошеломляющим.

5. Расскажите о научных открытиях эпохи Средневековья. Что в них предвещало приближение Нового времени?

К научным разработкам Средних веков нужно отнести, прежде всего, разработку логики и диалектики. Именно тогда в Европе на основе античного наследия формировалась культура научных доказательств и споров. Диспуты теологов того времени давно утратили свою актуальность, но способы, которыми они велись и методы, с помощью которых богословы приходили к своим выводам, были переняты наукой Нового времени.

При этом развивались и другие начатки науки Нового времени. Например, стала развиваться школа научных знаний, которая опиралась на результаты экспериментов, а не на авторитеты древних авторов. Это школа долго была не в почёте в научной среде, но продолжала развиваться. При этом, опять же, применялась логика, позволявшая отсечь из рассуждений аргументы, не подтверждавшиеся практикой.

Развивался и целый ряд практических знаний, к которым можно отнести изобретение огнестрельного оружия, навигационных приборов (таких как астролябия) и т.д.

6. Охарактеризуйте литературу Средневековья. К каким сюжетам обращались ее авторы? С какими из произведений изучаемой эпохи вы знакомы?

Литература Средних веков довольно чётко делилась на церковную и светскую. К церковной относились не собственно богослужебные книги, а богословские трактаты. Также переписывались рассуждения учёных теологов на различные темы. Особой популярностью пользовались повседневные руководства, вроде календарей, где подробно расписывался весь религиозный год (а попутно также освящались и многие другие вопросы).

Светская литература должна была, прежде всего, вызывать интерес читателей. Потому особо популярен был рыцарский роман, выросших из эпоса и повествующей о подвигах великих героев. Самым известным примером на эту тему, конечно, остаётся «Песнь о Роланде». Не меньшей популярностью пользовалась так называемая куртуазная поэзия о возвышенной любви рыцаря к прекрасной даме, например первая часть «Романа о розе». Не умирала и сатира. Шуточные и просто забавные истории не были чужды средневековым людям, несмотря на всю их религиозность.