§18. Византия и Восточная Европа в V—X вв.

Подробное решение параграф §18 по истории для учащихся 10 класса, авторов Н. В. Загладин, Н. А. Симония 2014



1. Почему византийские императоры считали себя преемниками власти римских правителей? Чем закончились попытки Юстиниана I восстановить Римскую империю?

Византийские императоры считали себя римскими правителями (самими правителями, а не их наследниками) потому, что ими на самом деле являлись. После того, как в 395 году Римская империя окончательно разделилась на Западную и Восточную регалии императорской власти беспрерывно передавались в Константинополе от предыдущего правителя следующему (в данном случае не важно, каким именно образом порой переходила из рук в руки власть). Более того, в 476 г. Одоакр прислал в Константинополь и регалии императора Западной Римской империи. Потому преемственность императоров Византии власти Диоклетиана, Константина Великого и др. неоспорима.

Попытка Юстиниана I вернуть утраченные римлянами территории закончилась частичным успехом: Византии в результате многолетних войн принадлежали вся Северная Африка, Италия и небольшая часть Испании. Однако все эти успехи были сведены на нет при преемниках Юстиниана в результате новых завоеваний варваров, таких как лангобарды и особенно нашествию арабов.

2. Охарактеризуйте внутреннее устройство Византийской империи. Отметьте особенности императорской власти.

Византийская империя отличалась жёсткой централизацией и всевластием бюрократического аппарата. В империи существовал сенат, но он фактически не влиял на принятие важных решений. Император Лев VI ликвидировал остатки самоуправления городов, приписал их жителей к корпорациям. Единственным источником власти был император, представителями которого на местах являлись чиновники, делившиеся на многочисленные ранги. Также велика была роль церкви, однако со временем она также всё больше подчинялась государству и священнослужители больше походили на чиновников, но составлявших отдельную иерархи.

Тем не менее, большую опасность для императора представляла крупная аристократия. В Византии не сложилось рыцарства, а высшая аристократия сохраняла своё влияние с древних времён. Империя после реформы VII в. делилась на территориальные единицы, называемые фемы, каждой из которых управлял наместник из числа аристократов. Каждый из наместников мог быть в любой момент смещён императором, но до этого он обладал практически неограниченной властью.

Кроме того, Византия унаследовала проблемы, как поздних веков Римской империи, так и более древних эллинистических монархий, на территории которых формировалось её ядро. Как и в IV-V вв., власти императоров нередко угрожали удачливые полководцы. Войска всегда готовы были их поддержать, потому что благосостояние воинов напрямую зависело от успеха такого узурпатора. Кроме того, также, как и в период эллинизма, часто случались дворцовые перевороты. В итоге из 109 императоров, правивших Византией за время её существования (395-1453 гг.) только 34 умерло своей смертью.

3. Расскажите о социально-экономическом развитии Византии. В чем состояла специфика аграрных отношений?

В Византии императорская власть изначально сопротивлялась разорению, обезземеливанию крестьян, потому что из земледельцев, которые могли купить себе вооружение, формировалась армия. В соответствии с фемной реформой VII в. шедшим в армию крестьянам предоставляли земельные наделы и освобождение от некоторых налогов. Знати обычно передавались не наследственные земли, а право собирать налоги с определённых территорий (прония), которое не передавалось по наследству. Однако у аристократов были обширные наследственные владения, оставшиеся с римских времён, или купленные. А крестьянство постепенно разорялось в силу боевых действий, неурожаев и других причин, потому число безземельных увеличивалось. В результате при династии Комнинов (1081-1085 гг.) держатели прониев получили всю полноту власти на вверенных землях, включая судебную. Это был большой сдвиг государственной политики в сторону формирования феодальных отношений.

Значительную роль в государстве играла православная церковь. После падения Западной Римской империи она была крупнейшим землевладельцем. Огромные земли принадлежали монастырям. В ходе иконоборчества в VIII-IX вв. монастыри ликвидировались, их имущество подлежало конфискации. Однако иконоборчество в итоге потерпело поражение, и церковь восстановила свои позиции. Императорская власть предпочитала не уменьшить благосостояние духовенство, а подчинить своей воле само духовенство. Патриарх (глава церкви) вскоре стал одним из придворных, а церковная организация до определённой степени уподобилась чиновничьей на службе императора.

4. Укажите отличительные черты хозяйственного уклада славян. Как взаимодействие славян с другими народами повлияло на формирование их культуры?

Хозяйственный уклад славян формировался в лесной полосе, потому из всех видов земледелия преобладало подсечно-огневое. При таком укладе вырубался и выжигался определённый участок леса, благодаря пеплу почва становилась плодородной на несколько лет, в течении которых её возделывали. После истощения почвы вырубали и выжигали новый участок. Со временем славяне дополнили такой хозяйственных уклад двупольем: они делили пашню на две части и чередовали их обработку, то есть каждый второй год половина пашни «отдыхала». Это позволяло дольше собирать урожай с одного участка.

У соседей славяне перенимали как хозяйственные приёмы, так и различные государственные институты. Например, все монотеистические религии в славянских государствах и их церковные организации – заимствования у соседей. Влиял на славян и уклад жизни других народов. Благодаря ним, к примеру, у западных славян быстрее всего и в наиболее полной форме сформировался феодализм.

5. Заполните таблицу.

Расселение славян

Заполните таблицу «Расселение славян»

6. Объясните, почему произошло обособление славянских племен.

Славянские племена обособились друг от друга потому, что расселились на разных территориях с разными природными условиями, разным окружением. Со временем без взаимного общения разделились их языки, под влиянием различных соседей возникли разные государственные образования, и история разных ветвей славян пошла своими путями.

7. В чем истоки конфликта между двумя центрами христианской церкви? Как происходило разделение церквей?

Истоки разделения церквей проистекают из вопроса о власти в единой церкви, на которую претендовали папа римский и патриарх Константинопольский. В римской империи верховенство было признано за римской кафедрой, перенос столицы империи в Константинополь ситуацию не изменил. Однако после падения Западной Римской империи положение римских пап стало шатким, они часто не могли контролировать даже сам Рим, но продолжали в церковных делах требовать повиновения от патриархов Константинополя, которые опирались на сильную и стабильную власть императоров Византии. Римские папы также искали поддержки у того же императора, потому что Италия продолжала входить в сферу его интересов.

Большую роль в подготовке раскола сыграло иконоборчество, которое не поддержали папы римские. Именно тогда появились догматические различия между конфессиями (в частности, разные формулировки Символа веры). Тогда же римские папы стали искать новой поддержки, которую в итоге нашли в лице франкских королей.

В истории насчитывается несколько церковных расколов, порой весьма длительных. Но до 1054 г. их удавалось ликвидировать мирным путём. В XI в. обострились также споры о сферах влияния иерархов. Римский папа поставил под свой контроль Южную Италию и добивался того же в отношении Иллирии и Болгарии. В 1054 г. представитель папы римского, находившийся с посольством в Константинополе, отлучил от церкви патриарха Константинополя. Действия его были не правомочными, потому что он был представителем не самого престола папы, а только конкретного папы, который к тому моменту уже умер. Однако патриарх Константинополя в ответ на это в свою очередь отлучил папу римского от церкви. С католической стороны церковный раскол был закреплён на Латеранском соборе 1059 г.

Однако строгого разделения между конфессиями не произошло и после официального раскола. Многие считали его обратимым, какими оказались и предыдущими. Окончательным он стал после страшного разгрома, который в 1204 г. учинили в Константинополе католики-крестоносцы в ходе IV крестового похода.

8. Почему вопрос о соотношении светской и церковной властей по-разному решался в католической и православной церквах? Свой ответ обоснуйте.

Католической и православной церквям пришлось взаимодействовать с разными светскими властями. Земли православной церкви долгое время состояли в основном лишь из владений Византии, не считая Балкан (Древняя Русь была периферией и в вопросах церковного строительства не участвовала). У Константинопольских патриархов не было пространства для манёвра между светскими владыками. К тому же их резиденция находилась в императорской столице, в истории были случае арестов патриархов.

Католический первосвященник также изначально опирался на власть единого правителя – императора Карла Великого. Именно тогда возросло влияние папы римского на духовенство на местах. Позже его пришлось восстанавливать, но начало было заложено именно при Карле. Однако вскоре империя Карла Великого распалась, а позже и в самих государствах, на которые она распалась, начались феодальные междоусобицы. В этих условиях наиболее централизованным институтом в Западной Европе осталась католическая церковь, и её глава получил больше влияние, сталкивая интересы королей друг с другом и с интересами их вассалов. Важным было также то, что в Риме не было сильных светских правителей, там папа был для них относительно недосягаем. Недаром во время так называемого Авиньонского пленения (1309-1378 гг.), когда папа римский проживал на территории, подконтрольной сильному престолу (французскому) его самостоятельность значительно ослабла.