§ 18. Тенденции развития европейской культуры XIV—XVIII вв

Подробное решение параграф § 18 по истории для учащихся 10 класса, авторов О.В. Волобуев, М.В. Пономарев Базовый уровень 2012



1. Перечислите предпосылки возникновения культуры Возрождения.

Предпосылками возникновения культуры возрождения стали:

- расцвет итальянских городов-республик,

- возникновение новых сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух,

- появление культуры гуманизм, прославлявшей человека-творца, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность

- упадок церковного авторитета и схоластического учения.

- развитие книгопечатания

- дельность университетов и развитие светского образования.

2. Какие идеи лежали в основе творчества великих писателей и художников Возрождения?

В основе творчества писателей и художников Возрождения лежала идея человека – как высшего вторения природы, как центра мироздания. Философия гуманизма утверждала идею, что мерилом всего сущего является человек с его земными радостями и горестями

3. Как искусство итальянского Возрождения повлияло на развитие культуры других европейских стран?

Идеи гуманизма, художественные принципы культуры Возрождения пересекли границы Италии и распространились во многих странах Западной Европы. Благодаря воплощению в творчестве великих мастеров Возрождения, гуманистическое видение мира проникло во дворцы правителей, в стены университетов, в среду образованных горожан

4. Что свидетельствовало о том, что в XVII–XVIII вв. Франция стала центром художественной жизни Европы?

В XVII–XVIII вв. Франция стала центром художественной жизни Европы, на что указывает, что именно здесь возникают два стиля – классицизм и рококо. Франция оказал значительное влияние на живопись, архитектуру, моду всей Европы. Примером классического дворцового ансамбля стал Версаль. Французская промышленность специализировалась на производстве предметов роскоши: во все страны Европы из Франции вывозились гобелены, мебель, кружева, перчатки, бижутерия. Ежемесячно в Англию, Италию, Голландию, Россию присылали по две куклы, одетые по последней парижской моде. Именно во Франции появляется первый журнал мод.

5. Прочитайте отрывок из труда английского драматурга и поэта Б. Джонсона (1573–1637) и ответьте на вопросы.

«Поэзия и живопись – искусства родственные. Оба заняты подражанием природе... Оба эти искусства изображают и измышляют различные вещи и используют их для служения природе. Но из них перо более благородно, нежели карандаш, поскольку оно общается не только с чувствами, но и с самим сознанием. Оба они видят в удовольствии и пользе общую свою цель; и оба должны избегать всех низменных наслаждений, чтобы не сбиться с пути. Иначе искусства, стремясь усовершенствовать ум, разрушат нравы. Оба они – мастера от Бога...

Кто не любит живописи, тот несправедлив к истине и ко всей мудрости поэзии. Живопись – создание небес; самое древнее из искусств и самое верное природе. Живопись бессловесна, по форме картины похожи друг на друга, однако произведения превосходного художника с такой лёгкостью проникают в самые глубины человеческого чувства, что иногда по силе воздействия они превосходят само красноречие. Красота живописи столь же многолика, как разнообразны и достоинства художников. Для картины свет столь же необходим. как и тень. Равным образом в литературе высокий стиль должен сочетаться с низким. Но и здесь следует остерегаться крайностей.

Живопись заимствовала у поэзии воображение; у геометрии – её математический расчёт, пропорции, прямые и окружности, а также общую гармонию... Из оптики живопись позаимствовала перспективу, помогающую рассчитывать, насколько вещи отдалённые кажутся уменьшенными, как искажаются объекты, расположенные ниже или выше уровня глаз, и т. д. Из этики она заимствовала душу, выражение чувств, их волнение, нравы, когда художники пишут людей разгневанных, гордых, непостоянных, честолюбивых, смелых, великодушных, справедливых, милосердных, сострадательных, смиренных, угнетённых, низких и т. д.».

- Что, по мнению автора, роднит поэзию и живопись?

- Какие достоинства живописи отмечает автор?

- На достижении каких наук основывалось развитие живописи?

- живопись и поэзию роднит то, что оба искусства изображают и измышляют различные вещи и используют их для служения природе. Оба они видят в удовольствии и пользе общую свою цель; и оба должны избегать всех низменных наслаждений

- Достоинства живописи – она проникает в самые глубины человеческого чувства, что иногда по силе воздействия она превосходят само красноречие

- Достижение живописи основывалось на развитии литературы, математики, физики (оптика), философии (этика).