§ 9. Византийская империя и восточнохристианский мир

Подробное решение параграф § 9 по истории для учащихся 10 класса, авторов Волобуев О.В., Пономарев М.В., Митрофанов А.А. Базовый и углубленный уровень 2018

Стр. 84

Вопросы и задания

1.Используя дополнительные источники информации, охарактеризуйте влияние Античности на историю и культуру Византийской империи.

Наследие Античности сказалось на её государственном устройстве и культуре Византии. Константинополь украшали статуи античных богов и героев, любимыми зрелищами ромеев являлись конные состязания на ипподромах и театральные представления. Образцом для византийцев были произведения знаменитых историков древности. Учёные изучали и переписывали эти произведения, многие из которых благодаря этому сохранились до наших дней.

2.Какую роль играла власть императора и церковь в жизни ромеев?

Византийцы полагали, что сам Бог вручил императору высшую власть над подданными, и именно поэтому правитель ответствен перед Господом за их судьбы. Император обладал почти неограниченной властью: он назначал чиновников и военачальников, контролировал сбор налогов, лично командовал армией. Императорская власть зачастую переходила не по наследству, а захватывалась удачливым военачальником или вельможей.

Глава западной церкви успешно претендовал не только на духовную власть, но и на светскую власть. На востоке же Император и патриарх взаимно зависели друг от друга. Император назначал патриарха, чем признавалась роль императора как орудия Бога. Но императора венчал на царство патриарх – в Византии считалось, что именно акт венчания возводит в императорское достоинство.

3.Каким внешним угрозам противостояла Византийская империя? Как изменилось её международное положение в середине XIII в. по сравнению с VI в.?

Византийская империя испытывала угрозу со стороны Ирана, Арабского Халифата, варваров (готы, славяне). Только в середине IX в. ромеям удалось приостановить их натиск и отвоевать некоторые территории В XIII в. Константинополь был захвачен в результате 4 крестового похода. На месте Византии они создали Латинскую империю, просуществовавшую недолго – уже в 1261 г. греки вернули себе Константинополь. Однако восстановленная Византийская империя уже никогда не смогла достичь прежнего величия

4.Как складывались отношения между Византией и славянами?

Отношения Византии и славян складывались в результате вторжения славянских племен на Балканы и образование славянских государств. Но отношения между двумя государствами не ограничивались только войнами. Византийцы рассчитывали, что принятие славянами христианства примирит их с империей, у которой появятся рычаги давления на своих беспокойных соседей. После принятия христианства славянские государства включались в зону влияния Византии.

5.Обоснуйте своё мнение в дискуссии: «В чём заключается важность культурного наследия Византии для современности?»

Византийское наследие сыграло ключевую роль в складывании государственности и культуры славянских государств, прежде всего русского государства. Из Византии пришли политическая организация, церковные обряды и служба, книжная культура и письменность, архитектурные традиции и прочее.

6. В произведении византийского историка VII в. Феофилáкта Симокáтты так говорится о значении человеческого разума…

Какую роль отводит автор разуму? Почему он называет разум божественным и удивительным? Как взаимодействуют, по Феофилакту, природа и человеческий разум? Подумайте, что общего и в чём различие взглядов западного и восточного христианства на роль человеческого разума.

Автор отводит разуму ключевую роль, т.к. только разумом можно постичь Бога.

Автор называет разум божественным и удивительным, т.к. благодаря ему человек научился бояться и чтить видеть проявления собственной природы и ясно представлять себе строй и порядок своей жизни

По мнению автор разум и природа взаимодействуют дополняя друг друга: что было не закончено или не сделано природой, то в совершенстве творил и заканчивал разум.

Во взглядах западного и восточного христианства на роль человеческого разума общим является признание разума в качестве важной особенности человеческой природы, различным является стремление западных философов через разум (логику) доказать Бога.