§ 50. Культура России в XIX в

Подробное решение параграф § 50 по истории Россия в мире для учащихся 10 класса, авторов Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., В.А. Рогожкин Базовый уровень 2013



ВОПРОСЫ

1. Почему в России литература в гораздо большей степени, чем на Западе, влияла на общественную жизнь? Приведите примеры такого влияния, используя знания не только по истории, но и по литературе.

Потому, что Россия - со времени изобретения печатного станка, была самой читающей нацией. Причиной этому было большое количество древесины, что позволяло её использовать для книгопечатных нужд. А некоторые помещики, развивая собственные мануфактуры, прививали населению культуру чтения чтобы с ростом увеличивать свои доходы. Преобладание чтения в России сообразно чисто техническим причинам. Именно читаемость книг и привела к подобному влиянию.

«Золотой век» русской классической литературы открывает творчество А.С. Пушкина. Его гениальное творчество оказало огромное влияние на умы многих поколений русских людей. Пушкинские юбилеи, проходившие в 1880 (состоялся с запозданием) и 1899 гг., явились крупнейшим событием общественной жизни. На открытии памятника Пушкину в Москве с проникновенными речами выступили Ф.М. Достоевский и И.С. Тургенев.

Большинство русских писателей XIX в. творили в традициях критического реализма. Многие художественные произведения вызывали бурные споры в образованной среде, особенно молодежной, формировали гражданскую позицию людей. Большой общественный резонанс получили «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «На смерть поэта» и «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Ревизор» и «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Записки охотника» и «Отцы и дети» И.С. Тургенева, «Обыкновенная история» и «Обломов» И.А. Гончарова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского, «Война и мир» и «Воскресение» Л.Н. Толстого. Во всех этих произведениях поднимались острые нравственные и социальные вопросы (образы «лишних людей», мужиков и «диких помещиков», либералов, нигилистов и революционеров, деловых людей и т.д.).

В русской литературе XIX в. всегда была сильна обличительная, сатирическая направленность начиная от эпиграмм Пушкина, комедий Грибоедова и Гоголя и заканчивая творчеством М.Е. Салтыкова-Щедрина. Ярчайшая сатира на самодержавную Россию — его «История одного города», где «градоначальники секут, а обыватели трепещут».

Во второй половине XIX в. писателей привлекала актуальная для России революционная тема. В романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» созданы образы «новых людей», стремящихся к социалистическому переустройству жизни. Если Чернышевский идеализирует своих персонажей, то Достоевский развенчивает революционеров и социалистическую идею. Символично название его романа «Бесы». В основу положен взятый из реальной жизни сюжет: убийство студента, наказанного членами революционной организации за «отступничество».

Несмотря на резко отрицательное отношение к самодержавным порядкам, русская литература была пронизана патриотическими мотивами.

Литература в то время воспринималась как зеркальное «воспроизведение действительности». И с этой точки зрения художественные произведения анализировались выдающимися критиками B.Г. Белинским, Н.Г. Чернышевским, Н.А. Добролюбовым, Д.И. Писаревым, Н.К. Михайловским, которые оценивали литературу и искусство в первую очередь исходя из того, насколько они способствуют познанию действительности и общественному прогрессу.

2. В чем вы видите общественное значение исторических трудов Карамзина и Соловьева?

Общественное значение исторических трудов Карамзина Н.М. и Соловьева С.М. в том, что они пробудили интерес общества к прошлому, которое до этого было мало известно широким кругам. Появление трудов Карамзина Н.М., Соловьева С.М. привело к тому, что широкие слои населения познакомились с русской историей, а профессиональные историки интенсифицировали исследовательскую деятельность.

3. Что вы знаете о ведущих театрах России в XIX в., их репертуаре и знаменитых актерах?

В Петербурге ведущим театром был Александрийский (ныне имени А.С. Пушкина), в Москве – основанный в 1824 г. Малый театр. Каждый сезон Малого театра открывался или комедией «Горе от ума», или комедией «Ревизор», что свидетельствовало об идейно-художественной направленности театрального репертуара. Самым прославленным актером Малого театра был М.С. Щепкин. Мастер искусства сценического перевоплощения, он отстаивал просветительскую, общественно значимую роль театра.

С созданием национальной русской драматургии в духе реализма во второй половине XIX в. связано имя А.Н. Островского. Он был не только автором многочисленных пьес, но и творческим вдохновителем труппы Малого театра. Замечательной исполнительницей женских ролей в пьесах Островского являлась М.Н. Ермолова (Катерина в «Грозе»).

В 1898 г. режиссеры К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко основали Московский художественный (общедоступный) театр. Он открылся спектаклем «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого. На сцене МХТ шли пьесы А.П. Чехова. Не случайно эмблемой театра стало изображение чайки (чеховская «Чайка» была поставлена в год открытия театра). Актер, режиссер и теоретик театра Станиславский явился создателем новой школы театрального искусства, получившей мировое признание.

4. Какие направления и течения художественной культуры были общими для России и Запада?

Общими в художественной культуре для России и Запады были такие стили как сентиментализм, романтизм, классицизм, реализм.

Черты сентиментализма:

- сентиментальная идеализация действительности;

- чувствительность;

- внимание к личности человека, его внутреннему миру, душевным переживаниям.

Черты романтизма:

- противопоставление романтического, идеального реальной жизни;

- интерес к национальной самобытности, традициям отечественной истории;

- интерес к утверждению сильной, раскрепощенной личности.

Черты классицизма:

-идея слежения государю и Отечества;

- обращение к образам античной литературы и искусства;

- интереса к русской летописной истории.

Черты реализма:

- правдивое отражение реальной жизни различных социальных слоев;

- истинная, а не показная народность;

- широкая постановка социальных и нравственных проблем.

ЗАДАНИЯ

1. Перечислите главные достижения в развитии образования.

- переход от узкосословного дворянского и духовного образования к бессословному и массовому;

- развитие земских и церковноприходских школ, в которых могли получить образование крестьяне;

- создание централизованной государственной системы учебных заведений;

- развитие реального образования, с более основательным изучением естественных наук.

- появление женских гимназий;

- складывание сети высших учебных заведений.

2. Сравните развитие русской и западноевропейской живописи в XIX в.

Развитие русской и западноевропейской живописи в 19 в. имело общие тенденции.

В начале 19 века и в Европе, и в России официально признанным методом был классицизм, который превратился в академизм. Для этого стиля было характерно обращение к античным или героическим сюжетам

Своеобразным вызовом классицизму стал стиль романтизма и реализма, которые зародились в первой половине и середине 19 в. В основе романтического восприятия жизни лежит конфликт между идеалом и действительностью, возвышенными чувствами и повседневностью.

Художники-реалисты не приукрашивали мир и людей в соответствии с заданными критериями истины и красоты, что было присуще классицизму. Они не стремились идеализировать своих героев, как это делали романтики. Их подход к творчеству заключался в анализе и обобщении наблюдений за жизнью и в «перенесении» этой жизни в ткань литературного произведения или на живописное полотно.

3. В Москве говорили: у нас два университета, один — на Моховой улице, другой — на Театральной площади. Как вы думаете, что при этом имелось в виду?

Речь шла о Московском государственной университет на Моховой улице, где шла подготовка научных кадров, о Малом театре на Театральной площади, где подготавливались актерские кадры.

4. Назовите самые значительные явления русской музыкальной культуры XIX в.

Одним из ярчайших явлений в русской музыкальной культуры было творчество М.И. Глинка. Творчеству Глинки присуща опора на народные музыкальные мелодии, сочетавшаяся с овладением всеми достижениями западноевропейской музыкальной культуры. Патриотическим содержанием наполнена его опера «Жизнь за царя», которая завершается хоровым исполнением торжественного гимна «Славься».

Начиная с 60-х гг. XIX столетия достижения русской музыки были связаны прежде всего с именами великих композиторов А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского. Они оставили обширное музыкальное наследие, представленное операми, балетами, симфониями, камерной музыкой. Как и у Глинки, в их творчестве широко использовался музыкальный фольклор. В операх на исторические сюжеты яркое выражение получили народный дух и драматургическое начало («Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина). Русскими композиторами было создано несколько опер-сказок («Русалка» Даргомыжского, «Руслан и Людмила» Глинки, «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане» и «Кащей бессмертный» Римского-Корсакова).

Крупнейшим симфонистом в мировом музыкальном искусстве был Чайковский (гениальные Пятая и Шестая симфонии). Ему же принадлежат не сходящие со сцен музыкальных театров мира оперы («Евгений Онегин» и «Пиковая дама») и балеты («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»). Музыкальными средствами Чайковский сумел передать богатство внутреннего мира человека.