§ 14. Возрождение как культурно-историческая эпоха

Подробное решение параграф § 14 по истории для учащихся 10 класса, авторов В.И. Уколова, А.В. Ревякин Профильный уровень 2012



Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке:

Возрождение (Ренессанс) – культурное явление и историческая эпоха, которая стремилась возродить античное наследие, но в итоге создала свои самобытные достижения;

гуманизм – система воззрений, которая делала человека главным объектом познания, провозглашала его совершенство и ценность, а также ценность радостей земной жизни;

макиавеллизм – направление политической мысли, которое признаёт допустимыми любые методы для достижения целей правительства;

утопия – обещающая блестящие результаты, но заранее неисполнимая задумка;

натурфилософия – философское направление, которое пыталось понять мироздание и дало начало естественным наукам;

маньеризм – стиль искусства XVI – начала XVII веков, считается завершающей стадией Возрождения, показывает утрату гармонии между телесным и духовным началами.

1. Назовите характерные черты Возрождения и проиллюстрируйте их историческими примерами.

Характерные черты:

- попытка сбора всего оставшегося от Античности ради возрождения того великого времени;

- возрождение античных технологий в искусстве;

- гуманизм, включая интерес к человеку и природе, восхищение их совершенством;

- борьба с клерикальными и феодальными порядками.

2. Когда и кем были сформулированы основные принципы гуманизма? В чем они состоят? Как эти принципы реализовывались в жизни общества? Являются ли они актуальными в современном мире?

Основные принципы гуманизма сформулировал Франческо Петрарка. Эти принципы состояли в следующем:

- возрождение Античности во всех подробностях, как её понимали в то время;

- отрицание прежней культуры феодального времени и церковного аскетизма;

- воспевание гармонично развитого человека и творца;

- стремление к радостям и счастью в этой жизни, а не в загробной;

- воспевание разума и логики;

- восхищения красотой мира и человека как венца творения.

Большинство из этого заманчиво и сейчас (только возрождение античности и борьба с церковно-феодальными порядками не актуальны), но сегодня понятно, что полная гармония физического и духовного развития – это скорее утопия, все люди разные и предрасположены либо к одному, либо к другому.

В то время идеал проявился в новом подходе к изучению античного наследия. До этого старались брать то, что нужно для философско-богословских диспутов и концепций. Гуманисты стали собирать всё, что было им доступно. В частности, они внимательно осматривали каждый сантиметр римских руин и копировали все до единой надписи, даже самые малозначительные. Также формировались кружки гуманистов, обычно – при дворах монархов или влиятельных сеньоров.

3. В чём выразилась «революция» в искусстве в эпоху Возрождения? Согласны ли вы с таким определением? Обоснуйте свой ответ.

С термином «революция» вполне можно согласиться. Из плоского нереалистичного изображения Средних веков, где размер фигуры зависел о важности персонажа, а не от правил перспективы, искусство стало показывать реальность правдиво, объёмно, с игрой света и тени, при этом восхищаясь этой реальностью, природой и человеком.

4. Выделите этапы Возрождения. Соотнесите их с именами наиболее известных живописцев и архитекторов.

Этапы:

- Проторенессанс: творчество Андреа Пизано, Симоне Мартини и др.

- Раннее Возрождение: творчество Джотто ди Бондоне, Мазаччо, Филиппо Брунеллески, Донателло, Сандро Боттичелли и др.

- Высокое Возрождение: творчество Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэля Санти и др.

- Позднее Возрождение (маньеризм): творчество Тинторетто, Эль Греко и др.

5. Составьте таблицу «Искусство Возрождения». Продумайте, как она должна выглядеть, чтобы вместить максимальное количество информации по теме.

Составьте таблицу «Искусство Возрождения». Продумайте, как она должна выглядеть, чтобы вместить максимальное количество информации по теме

6. Подготовьте сообщение об одном из художников, скульпторов или архитекторов эпохи Возрождения. Проиллюстрируйте его электронной презентацией.

Рекомендуемая литература к докладу о Сандро Боттичелли:

- Вазари, Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. – М.: Искусство, 1956-1971;

- Деймлинг, Б. Боттичелли. – М.: Арт-Родник, 2007;

- Зарницкий, С.В. Боттичелли (Жизнь замечательных людей). – М.: Молодая гвардия, 2007;

- Петрочук, О.К. Сандро Боттичелли. – М.: Искусство, 1984.

1. Выявите предпосылки Возрождения в античной и средневековой культурах. Составьте логическую схему, объясняющую возникновение этого культурно-исторического явления.

Возрождение пыталось возродить Античность. Потому предпосылками были древние художественные достижения, которые пытались взять на вооружение:

- анатомически правильный показ тела;

- перспектива в живописи;

- игра света и тени в живописи;

- принцип купола в архитектуре и др.

Средневековыми предпосылками были:

- христианская идея любви к ближнему;

- христианское внимание к мыслям и внутреннему миру человека;

- ощущение сопричастности божественному творению, что уже в эпоху Возрождения возвеличило человека искусства;

- стремление вернуть достижения античности, которое не угасало со времён Раннего Средневековья (и схоластика, и романский стиль, и много другое были такими попытками).

2. Охарактеризуйте гуманизм с точки зрения средневековой культуры.

С точки зрения средневековой культуры гуманистическое воспевание человека было гордыней, а стремление возродить Античность – возвращением к язычеству, ведь оно включало персонажей римской мифологии. Средневековое мировоззрение призывало умерщвлять дух и плоть.

3. Как гуманизм повлиял на социально-политическую и научную мысль?

Социально-политическая мысль Возрождения чутко откликалась на борьбу папской и императорской властей и их сторонников (гвельфов и гибеллинов), на фоне которой развивалась. Борьба против средневекового клерикализма была по сути борьбой против папы. Произведения в пользу свободы по сути воспевали сильную власть светского монарха, который даёт развиваться творческим и мыслящим людям.

Во многом поэтому культура гуманизма в основном придворная. Из каких бы социальных слоёв не происходили гуманисты, они группировались при сильном правителе или феодале. Потому апогеем их политической мысли был «Государь» Маккиавелли, который как раз и написан в форме наставления правителю.

Но одновременно гуманисты думали и о широких слоях народа, разрабатывали проекты, которые позволили бы сделать всех людей счастливыми. Правда, название одного из них «Утопия» не даром стало символом изначально несбыточных планов. Эти произведения стали важны позже, как предтечи следующих проектов общества равенства, которые уже порой пытались претворить в жизнь.

Изучение природы вылилось в развитие естественных наук. Уже в Новое время появились гелиоцентрическая система мира, наука стала опираться не только на логику, но и на эксперименты. Гуманизм направил существовавшее и в схоластике рациональное познание мира на изучение природы, большее наблюдение за ней.

4. По материалам учебника и дополнительной литературы составьте таблицу «Социально-политическая и научная мысль эпохи Возрождения» по схеме: автор и его произведение, основные идеи и значение для дальнейших исследований. Сделайте вывод о направлениях, в которых она развивалась.

По материалам учебника и дополнительной литературы составьте таблицу «Социально-политическая и научная мысль эпохи Возрождения» по схеме: автор и его произведение, основные идеи и значение для дальнейших исследований

5. Можно ли говорить, что в эпоху Возрождения произошёл полный отказ от средневекового мировоззрения? Свой ответ обоснуйте.

Так можно говорить. Правда, произошло это не только благодаря Возрождению, но и благодаря параллельным процессам, включая образование централизованных государств и борьбу со страшными эпидемиями. Элементы средневекового мировоззрения либо полностью отжили своё, либо сильно видоизменились, сменив саму свою суть.

Средневековая церковь учила, что этот мир полон страданий, а тело – только бренная оболочка для души. Настоящее счастье возможно только в загробной жизни. Гуманизм провозглашал радость в этой жизни. Но по Европе такой взгляд стал распространяться в основном после первой эпидемии чумы, выкосившей по некоторым данным до трети населения: люди почувствовали смерть рядом с собой и решили наслаждаться жизнью.

Средневековье считало искусство чем-то вроде нескольких видов ремёсел. Возрождение провозгласило ценность и божественность творения, возвеличило художника.

Возрождение открыло новую страницу в самом искусстве, возродив перспективу в живописи, анатомически правильный показ тела, игру света и тени, многие строительные технологии.

Для Средневековья было характерно понятие рыцарской чести, которое включало верность своему сеньору. В конце Средних веков оно трансформировалось в понятие дворянской чести, которое, в частности, включало понятие верности своему государю, а не вышестоящему феодалу. Но благодаря Возрождению сформировался также идеал дворянина образованного и учтивого и т.п.

6. Можно ли говорить о рождении личности в эпоху Возрождения? Что мы вкладываем в это понятие?

Средневековое мировоззрение видело человека как часть корпорации: ремесленного цеха, гильдии, крестьянской общины, вассалов одного сеньора и т. д. Благодаря Возрождению появилась понятие ценности отдельной гармонично развитой и творческой личности. Но впервые ли оно возникло. Античные люди также чувствовали себя отдельными личностями. Особенно это хорошо видно по политикам. Для великих деятелей того времени (Дионисия Сиракузского, Александра Великого, Гнея Помпея Великого, Гая Юлия Цезаря) путь к власти был нужен именно для прославления собственной личности. И даже Герострат сжёг храм Артемиды Эфесской чтобы прославить лично себя, а не какой-либо коллектив. Так что Возрождение не создало, в возродило понятие личности.

Повторение и обобщение

1. Выделите три наиболее значимых с точки зрения последующего развития человечества достижения Возрождения и обоснуйте свой выбор.

1) Теоретическое обоснование централизованного государства. Короли создавали такие государства без участия гуманистов. Но под их действия нужно было подвести теоретическую базу, благодаря чему грядущие поколения, включая потомков этих самых объединителей, смогли понять правильность таких действий и продолжить централизаторскую политику. Без единых государств не был бы возможен современный мир: Европа раздираемая феодальными войнами не смогла бы развиваться.

2) Гуманистический интерес к природе и человеку. Именно благодаря нему возникли естественные науки, достижения которых сформировали современный мир. Но главное, гуманисты изменили само мировоззрение, заложили идеал развития человека и стремления его к счастью.

3) Возрождение античных технологий в искусстве. Творцы возрождения снова стали использовать перспективу, игру света и тени, реалистичный показ людей и окружающей природы. Архитекторы возродили многие античные технологии. Они сами создали произведения, которыми восхищаются до сих пор. А главное, именно опираясь на выработанные ими методы творили вплоть до второй половины XIX века, создавая ещё большее число шедевров.

2. Выполните проект электронной интерактивной ленты времени «Эпоха Возрождения».

Интерактивная лента могла бы состоять из фотографий произведений самых известных деятелей Возрождение. То есть вначале следует разместить слайд с именем художника, скульптора или архитектора и желательно его портретом (если таковой сохранился), после чего можно сделать слайды с фото его дошедших до нас произведений.

Список деятелей Возрождения:

- Андреа Пизано,

- Симоне Мартини,

- Джотто ди Бондоне,

- Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Мазаччо),

- Филиппо Брунеллески,

- Донато ди Никколо ди Бетто Барди (Донателло),

- Сандро Боттичелли,

- Леонардо да Винчи,

- Микеланджело Буонаротти,

- Рафаэля Санти,

- Якопо Робусти (Тинторетто),

- Доменикос Теотокопулос (Эль Греко).

3. Подготовьте сообщение и презентацию «Человек эпохи Возрождения».

Рекомендуемый список литературы:

- Баткин, Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. – М.: Наука, 1989;

- Володарский, В.М. и др. Эразм Роттердамский и его время. – М.: Наука, 1989;

- Бобкова, М.С. Французский Ренессанс // Раннее Новое Время, книга для чтения по истории. – М: Астрель, 2006;

- Холлидей, Ф.Е. Шекспир и его мир. – М.: Радуга, 1986.

Выберите одно из высказываний и изложите свою точку зрения по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Анализируемая цитата:

«Гуманизм Возрождения представляется как диалог Рима с Римом, языческого Рима с Римом Христа, античной цивилизации с христианской цивилизацией» (Ф. Бродель. Грамматика цивилизаций).

Деятели Возрождения практически поклонялись Античности. Они собирали все оставшиеся от неё свидетельства, копировали даже самые незначительные надписи, впервые стали проводить раскопки, вскрывали древние гробницы, чтобы увидеть их росписи. В результате в искусстве стало вновь применяться многое из достижений древних римлян, изображённое на картинах и скульптурах стал очень жизненным.

Новый стиль (вернее, по мнению творцов наоборот старый) чётко противопоставлялся средневековому готическому. Сам термин «готика» возник именно тогда. По мнению гуманистов знаменитые стрельчатые своды готических соборов – это копия в камне шалашей из связанных прутьев, которые строили для себя разрушившие римский мир готы. Именно гуманисты увидели отличия латыни своего времени от языка Цицерона и Сенеки, именно они разделили латынь на классическую и средневековую.

При этом именно из Возрождения берут свои начала укоренившиеся позже заблуждения. Например, красивым всё Новое время признавались некрашеные мраморные статуи. Считалось, что сам мрамор достаточно красив. Современные исследования показывают, что античные скульпторы свои творения как раз ярко раскрашивали, но ко времени Возрождения от этого великолепия остались лишь микроскопические следы, невооружённым глазом они были не видны.

Несмотря на восхищение языческой древностью, деятели Возрождения оставались христианами. Большинство их произведений посвящено именно библейским темам, гуманизм проникнут христианскими идеалами любви к человеку и познания его души. Потому действительно в ту эпоху Рим языческий столкнулся с Римом христианским и вместе они создали уникальный синтез.