§ 11. Исламский мир в Средние века

Подробное решение параграф § 11 по истории для учащихся 10 класса, авторов В.И. Уколова, А.В. Ревякин Профильный уровень 2012



Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке:

ислам – мировая монотеистическая религия, изначально распространённая среди арабов, последователи которой создали обширное государство в VII веке;

шиизм – направление ислама, которое не признаёт Сунну (не попавшие в Коран высказывания пророка Мухаммеда, записанные позже, по утверждению записавших – со слов тех, кто слышал очевидцев) и считает истинными халифами лишь потомков Али ибн Абу Талиба (двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда);

суннизм – направление ислама, признающие Сунну и целый ряд халифов, которых шииты считают не истинными;

халифат – теократическое исламское государства;

каллиграфия – вид искусства по созданию причудливых узоров из надписей.

1. Какое значение имело возникновение и распространение ислама для мировой истории? Выясните, почему ислам называют мировой религией.

Сегодня ислам распространён по всему миру, является государственной религией во многих странах в разных регионах, хотя главный ареал распространения – Ближний Восток и Северная Африка. У него насчитывается около полутора миллиардов последователей. Всё это позволяет назвать его мировой религией.

Как мировая религия он играл значительную роль на протяжении всей своей истории. Сразу после возникновения, ислам переломил историю своего региона, уничтожив Сасанидское государство и захватив большую часть Восточной Римской империи. Государства, где эта религия была государственной, играли и играют ключевую роль в регионах наибольшего распространения ислама, а также имели и имеют влияние в соседних. Принятие ислама становилось ключевым моментом развития многих стран от Тропической Африки до Индонезии.

2. Как взаимосвязаны ислам и христианство?

У этих религий много общего в догматике и учении. В частности, сходны представления о космологии, загробной жизни и конце мира. В их священных писаниях много общих персонажей: даже Иисус (под именем Иса ибн Марьям) почитается в исламе, правда как неправильно понятый пророк, а не как сын Господа.

3. Вспомните, что такое теократическое государство, и докажите, что Арабский халифат был таковым.

В теократическом государстве глава культа является также и главой государства. Халифы считались преемниками пророка Мухаммеда, на этом основании – главами всех мусульман. Одновременно они были и правителями своего государства – вначале абсолютными, как императоры Восточной Римской империи, потом им скорее лишь формально подчинялись многочисленные эмиры, то есть халифат стал больше напоминать Священную римскую империю. Но на обеих стадиях развития халиф оставался и духовным, и светским лидером, то есть теократическим правителем.

4. Проследите по карте (с. 145) рост Арабского халифата. К какому времени он достиг наивысшего расцвета? Какие европейские территории были захвачены арабами?

Наиболее обширными территориями халифат обладал после 718 года, когда завершилось завоевание Пиренейского полуострова. Незадолго до этого в 711 году походы Имадуддина Мухаммада ибн аль-Касима ас-Сакафи в долину Инда обозначили его восточные границы. Северные и южные в большей мере обусловливались природными факторами. При этом были и более поздние завоевания, например, Сицилию покоряли с 820-х годов по 960-е. Наивысший расцвет государство как раз и переживало после основных завоеваний в VIII-X веках.

Из европейских территорий кроме упомянутых Пиренейского полуострова и Сицилии арабам принадлежала Мальорка и некоторые другие острова Средиземного моря.

5. Какие факторы способствовали единству Арабского халифата, а какие — его распаду?

Способствовали единству:

- мощь халифского войска;

- вся земля была объявлена собственностью Аллаха, а халиф – её распорядителем;

- эффективный государственный аппарат;

- арабизация и исламизация большей части населения халифата;

- уравнение в правах при Аббасидах всех мусульман, независимо от этнического происхождения.

Способствовали распаду:

- раздел государства на крупные наместничества, которыми управляли эмиры;

- за службу награждали землёй (формально – правом взимать с населения этой земли налоги), причём пожалования порой были весьма значительными;

- выделение в исламе сект, многие из которых имели военизированную структуру;

- массовое переселение на земли халифата тюркских кочевников – последней волны великого переселения народов;

- создание тюрками (турками-сельджуками) собственных государств на территории халифата, которые только формально признавали верховную власть халифа.

6. Какова роль арабов в распространении знаний и культуры в средневековой Европе?

Особенно сильно чувствуется влияние арабской культуры на Пиренейском полуострове, где долгие века длилось их господство. Там прослеживаются соответствующие черты и в архитектуре, и в танце, и во многом другом. Но в остальную Европу все эти веяния не проникли.

Для большей части Западной Европы арабы сыграли другую роль – именно через их посредничество были получены знания античности. Европейцы в первые века после падения Западной Римской империи активно боролись с «язычеством», арабы же наоборот сразу после завоевания активно стали переводить произведения древних на свой язык. Европейская схоластика основывалась в основном не на самих текстах древних авторов, а на их арабских переводах с комментариями арабских же учёных.

7. Какую роль в европейской истории сыграла Османская империя?

Османская империя сыграла в европейской истории значительную роль, но меньшую, чем могла бы. Османы хотели подчинить себе и Европу, остановить их удалось большой ценой с помощью консолидации сил многих держав. Эта борьба сама по себе стала важной страницей в истории многих народов.

В результате Османская империя явилась для европейцев отрицательным образцом государства, символом деспотии и борьбы против христианства (хотя на самом деле христианские общины, не помогавшие европейцам, чувствовали себя в Османской империи довольно свободно, потому существуют и поныне).

Также на историю многих стран повлияла гибель их монархов в борьбе с турками. Так Гасбурги смогли получить обширные владения и занять то место в истории Нового времени, которое они занимали, только в результате гибели Людовика II Ягеллона в битве при Мохаче в 1526 году.

Кроме того, разрастание Османской империи значительно сократило, почти перекрыло доступ восточных товаров в Европу. Это стимулировало поиск европейцами обходных, морских путей в Индию и другие восточные страны, что стало одной из причин великих географических открытий.

1. По карте (с. 145) и тексту параграфа сопоставьте территории Арабского халифата и распространения ислама. Сделайте выводы.

Территория арабского халифата – это сегодня земли полного господства ислама. Исключение составляют европейские земли, потому что там проводилась политика активного часто насильственного вытеснения этой религии. Но сегодня мусульмане преобладают во многих странах и за пределами земель этого средневекового государства – в некоторых странах Тропической Африки, Юго-Восточной Азии, в некоторых регионах России.

Таким образом, земли арабского халифата стали оплотом ислама, но данная религия распространилась гораздо шире за счёт миссионерской деятельности и выгодам, которые видели в этой религии правители многих государств (например, Золотой Орды).

2. Как принятие монотеистической религии способствовало политическому объединению арабов? Можно ли найти аналогии этому явлению в истории других народов?

Монотеизм, как правило, способствует единству государства благодаря единству и иерархичности структуры церкви.

Но ислам помогал этому гораздо больше, чем христианство. Политику расширения числа верующих за счёт завоеваний начал ещё пророк Мухаммед, она была заложена в самом учении ислама. Также ещё с пророка Мухаммеда исламское государство стало теократическим, что также способствовало единству, хотя позже не уберегло от фактического распада ещё при формально правивших халифах.

3. Можно ли считать Арабский халифат типичным восточным государством? Свой ответ обоснуйте.

В Арабском халифате, как и в предшествовавших восточных деспотиях, правитель обладал абсолютной властью, будучи также посредником между Богом и людьми (только не сыном одного из богов, как в древности, а преемником Мухаммеда). При его дворе существовал пышный ритуал, подчёркивавший его величие.

Роднило арабский халифат с древними деспотиями и то, что вся земля считалась государственной, а также обширный бюрократический аппарат.

4. Используя дополнительную литературу и материалы Интернета, подготовьте сообщение об основах мусульманской веры и культа. Сопроводите его электронной презентацией.

Рекомендуемый список литературы:

- Энциклопедия для детей. – т. 6 Религии мира. – ч. 2 Религии Китая и Японии. Христианство и Ислам. Религиозные учения Нового времени. – М.: Аванта+, 2006;

- Мифологический словарь / под ред. Е.М. Мелетинского. – М.: Советская Энциклопедия, 1991;

- Али-заде, А.А. Исламский энциклопедический словарь. – М.: Ансар, 2007;

- Гогиберидзе, Г.М. Исламский толковый словарь. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

5. Обсудите, какие религиозные идеи приводят исламские государства в соприкосновение с Западом. Каковы результаты этого процесса в Средние века?

Согласно учению ислама нужно распространить эту религию по всей Земле, также и с помощью войны. Следуя этом учению, арабы захватили Пиренейский полуостров и остановились только на территории современной Южной Франции в результате битвы при Пуатье, а позже захватили ряд островов Средиземного моря. Османы именно под влиянием этой идеи стремились захватить всю Европу и действительно подчинили часть её территорий.

Христианство почитает Святую землю – место проповеди, распятия и воскресения Иисуса Христа. Потому наиболее священный город для них – Иерусалим. Но для мусульман он также священен, стоит на третьем месте после Мекки и Медины, потому что именно оттуда вознёсся на небо пророк Мухаммед. Это противоречие привело к крестовым походам и ответным войнам мусульман против христиан. Именно из-за этого противостояния началась настоящая непримиримая вражда между двумя религиями, хотя изначально мусульмане относились к христианам терпимо (как к народам книги), искореняли лишь язычество.