§ 22. Мусульманский мир

Подробное решение Параграфы § 22 по истории для учащихся 10 класса, авторов Г.А. Космач, В.С. Кошелев, М.А. Краснова 2012

1. Дайте обобщенную характеристику стран мусульманского мира после Первой мировой войны.

Почти все страны мусульманского мира оказались в разной степени зависимости от европейских государств. Перед этими государствами стояла масса политических и экономических проблем. В такой ситуации в странах мусульманского мира после Первой мировой войны начались национально-освободительные движения. Предпринимались активные действия, направленные на реформирование экономической и политической жизни страны, освобождение от гнета иностранного капитала, политической системы, получение независимости. Многие государства проводили модернизацию по европейскому образцу, но сохраняя традиции. Например, в Турции был упразднен халифат, произошло отделение религии от государства, введены фамилии и т.д., но были сохранены традиции, самобытность страны.

2. Используя карту (с. 141), покажите, как были определены границы Турции по Севрскому и Лозаннскому мирным договорам. Чем была вызвана необходимость подписания Лозаннского договора?

Необходимость подписания Лозаннского мирного договора была вызвана тем, что в Турции произошла кемалистская революция. Халифат упразднен, Турция стала республикой, а Севрский договор 1920 г. был подписан с султаном. Поэтому договор переподписали с новой властью, президентом М. Кемалем, в Лозанне в 1923 г. Согласно Лозаннскому договору, Турция в большем отстояла свою целостность и была признана ее независимость.

3. Какие мероприятия были проведены в Турции с целью ее модернизации? Дайте оценку деятельности Мустафы Кемаля Ататюрка.

С целью модернизации в Турции проведены следующие мероприятия: ликвидация халифата, отделение религии от государства, вводилось новое административное деление на губернии, которые подчинялись центру. Устанавливался однопартийный режим Народно-республиканской партии, вводились уголовный и гражданский кодексы по европейскому образцу, запрещено многоженство, вводился европейский календарь, европейская одежда, латинский алфавит и фамилии. В экономике главным принципом был этатизм – форма государственного регулирования экономики, при котором его деятельность направлена на поощрение частной инициативы, защиту своих товаров от иностранной конкуренции. Деятельность М. Кемаля имела огромное значение для государства и турецкого народа, а идеология кемализма стала основой жизни страны. Кемализм включал такие принципы, как республиканизм, национализм, этатизм, лаицизм, единство турецкого народа и революционность. Благодаря М. Кемалю, Турция получила независимость, модернизация позволила стремительно восстановить экономику страны, наметился экономический подъем. Прогрессивные реформы позволили укрепить сотрудничество с многими европейскими государствами, изменить страну к лучшему. Именно за заслуги перед своим народом, Кемаль получил фамилию Ататюрк, что означает «Отец турок».

5. Какие мусульманские страны сумели добиться независимости в 1919-1939 гг.? Какие препятствия необходимо было преодолеть мусульманским странам на пути к независимости?

В этот период независимости добилась Турция, Афганистан, Египет и Иран. Главные проблемы – это разобщенность наций, отсталая экономика, господство иностранного капитала, устаревшая политическая система, которая тормозила прогресс. В Иране в 1925 г. к власти пришел Реза-хан, который установил режим личной диктатуры, позволивший ему объединить нацию и начать реформы, направленные на модернизацию страны. В 1922 г. Египет стал конституционной монархией, получил независимость, хотя во многом и формальную. В Афганистане проводились серии реформ, направленных на ликвидацию политической отсталости страны. Были отменены рабство, пытки, феодальные повинности. Начали открываться школы, появился первый кинотеатр, Национальный музей, Национальная публичная библиотека. Началось интенсивное экономическое развитие страны. Велась активная борьба с вмешательством западноевропейских стран в политическую и экономическую жизнь страны.

6. Докажите, что в Турции, Иране, Афганистане в 1919-1939 гг. установились авторитарные политические режимы. Свой ответ аргументируйте.

В этих государствах имелась масса проблем в политике, экономике, социальной жизни общества, разобщенность наций. Эти проблемы могла решить только сильная власть. Здесь установились авторитарная однопартийная республика в Турции, режим личной диктатура шаха в Иране, сохранение полной власти эмира в Афганистане. В Турции однопартийный режим установился, президент обладал широкими правами, был диктатором, а парламент представлял интересы правящей партии, а не народа. В Иране сохранялась монархия, она не была ограничена конституцией, личная диктатура шаха, что будет нарушать все принципы демократии. В Афганистане принята была конституция в 1923 г., но она давала лишь незначительные права и свободы населению, сохранялись расширенные права монарха. Для авторитарных режимов характерны: ограничение политических прав и свобод граждан, подавление аппозиции, культ вождя, диктатора, либо династический режим, формальное существование парламентской и многопартийной системы. Народ имеет ограниченные права и свободы только в политической сфере, в экономической права, в целом, сохраняются. Поэтому можно утверждать, что в Турции, Иране и Афганистане установились авторитарные режимы.

6. Какую роль в процессе модернизации стран мусульманского мира играла религия? Как решался религиозный вопрос в Турции?

Религия в большей мере тормозила процесс модернизации мусульманских стран. Религиозные деятели стремились сохранить за собой право вмешиваться в политику, осуществлять суд, определять образ жизни и образование. Но многие страны, ставшие на путь модернизации, стремились максимально снизить влияние религии на политику страны. Например, в Турции в ходе реформ Кемаля, произошло отделение религии от государства. Из ведения духовенства изымалось судопроизводство, закрывались мусульманские высшие и средние школы, упразднялось министерство по делам религий. Но в тоже время, именно традиционализм мусульманства позволил каждой стране идти по пути модернизации, не потеряв самобытность культуры и образа жизни людей.