Подробное решение раздел § 29 по истории для учащихся 10 класса, авторов Журавлева О.Н., Пашкова Т.И., Кузин Д.В. 2014
В чём вы видите основные причины социальных конфликтов XVII в.?
Социальные конфликты случались из-за различных интересов разных сословий. То, что для одних было закрепощением, для других – залогом благосостояния, и наоборот: свободы одних могла разорить других.
Кроме того, большую роль играло ужесточение самодержавие. Оно не только подчиняло себе аппарат центрального управления, но и подчиняла себе и единой системе всех подданных, все сословия. От этого, прежде всего, страдали казаки. А ведь чаще всего именно с их недовольства начинались крупные восстания, потому что в оличии от других угнетённых сословий, казаки были профессиональными воинами.
Вопрос к I пункту №1. Чем отличаются косвенные налоги от прямых?
Прямые налоги собираются имеено как налоги, косвенные же включаются в цены на товары, монополия на торголю которыми находится в руках у государства.
Вопрос к I пункту №2. 0 чём свидетельствует жестокая расправа властей с восставшими в 1662 г.?
Эта расправа показала, что правительство воспринимало как измену любое неповиновение властям, независимо от того, насколько справделивым было вызвавшее его возмущение.
Вопрос ко II пункту. Как объяснял мотивы выступления против властей сам С. Разин?
На протяжении многих столетий от Московского пожара 1547 года (а на самом деле и раньше) до Кровавого воскресенья 1905 года большинство выступлений происходило не против царя, а против плохих советников царя, самого же правителя продолжали считать «батюшкой» и просто хотели раскрыть ему глаза на окружающих его трон изменников, которые пьют народную кровь. Степан Разин не был в этом оригинален. Он считал, что окажет самодержцу огромную услугу, если перебьёт всех бояр и дворян, потому что тогда никто не сможет помешать государю править справедливо, как он всегда и мечтал.
Вопрос к III пункту №1. Затрагивали ли реформы Никона церковные догматы и традиции? В чём состоял смысл реформ?
Смысл реформ состоял в возвращении к истинным догматам и традициям, которые ни в коем случае не изменялись. Но для большинства людей это выглядело как изменения и того, и другого, потому людям даже креститься приказали не так, как это делали их предки – тремя пальцами, а не двумя.
Вопрос к III пункту №2. Что вы знаете о боярыне Ф.П. Морозовой?
Феодосия Прокофьевна Морозова была представительницей одной из виднейших боярских фамилий в России. Ко времени раскола уже стала вдовой, причём одной из богатейших в стране, потому что от имени малолетнего сына распоряжалась имуществом не только своего муже Глеба Ивановича, но также его брата Бориса Ивановича. Стала ученицей протопопа Аввакума – одного из наиболее ярых противников реформы Никона. Потому московский дом Морозовой стал оплотом старообрядцев. В итоге борыня была арестована и сослана в Пафнутьево-Боровский монастырь, где вскоре была предположительно уморена голодом. Её история вдохновила Василия Ивановича Сурикова, который на своей знаменитой картине 1887 года изобразил то, как по его мнению боярыню могли увозить из Москвы.
Вопрос к III пункту №3. Существует ли старообрядчество в наше время?
Старообрядческие общины существуют и сегодня, хотя они очень немногочислены. Более того, они разделились на разные течения (часовенные, нетовцы и многие другие), которые условно можно разделить на поповцев (в общинах которых есть священники) и безпоповцев (которые живут без священников, понимая учение лишь по священным книгам).
Вопрос к параграфу №1. Дайте характеристику народных выступлений периода правления Алексея Михайловича (состав, требования участников, итоги). Докажите, что XVII в. не зря называют «бунташным».
Народные выступления при Алексее Михайловиче включали все слои народа: казаков, крестьян, включая заводских рабочих, и посадских людей. Причины для возмущения были разными, но каждый раз у восставших не было конкретной программы, а просто возмущение против «изменников» – либо инициаторов конкретной реформы, либо всех дворян и бояр.
В XVII веке даже после Смуты было много народных выступлений. Самые известные среди них – восстание Степана Разина, Соляной и Медный бунты. К этому можно добавить церковный раскол, который также являлся бунтом, просто уже не чисто народным, а включавшим также привелегированные сословия, включая представителей наиболее родовитого боярства. К волнениям времён Алексея Михайловича следует добавить также стрелецкие бунты начала правления Петра I и саму Смуту. Всё это делает XVII век действительно бунташным.
Вопрос к параграфу №2. Раскройте основное содержание и оцените значимость Соборного уложения 1649 г. (по § 28 и 29).
Соборное уложение касалось всех сторон жизни. Оно включало и законы относительно бунтов против государя, и имущественные вопросы. В частности, именно оно окончательно оформило крепостное право. Соборное уложение 1649 года стало основой для последующего законодательства, в то время как предшествовашие сборники законов были им отменены.
Вопрос к параграфу №3. Напишите эссе на тему «Стенька Разин – бескорыстный борец за освобождение народа или обыкновенный разбойник?».
Существует традиция изображать бескорыстными борцами за освобождение народа всех, выступавших против царя, да и вообще против официальных властей до 1917 года. Эта традиция сформировалась в советские времена. Тогда она была идеологически оправдана, но сейчас пришло время взглянуть на историю более трезво.
За освобожение ли народа боролся Степан Разин? У него не было определённой политической программы. Захваченные земли он просто давал в управление своим сподвижникам, которые имели все шансы в случае победы восстания стать новыми боярами, а менее приближённые к атаману казаки – новыми дворянами. В то время люди могли понять только ту жизнь, которую видели вокруг себя, а вокруг них всегда существовало социальное неравенство. Потому они инстинктивно строили такое же общество, просто делая себя привилегированными.
Насчёт планов Разина по переустройству страны можно спорить, но насчёт его «бескорыстия» сомнения нет. Атаман оставлял себе значительную часть награбленного добра. Это было в обычае казаков – чем более высокий чин в войске имел человек, тем большую долю он получал. Разинцы награбили несметные богатства, значит их руководитель получил значительную их часть. Находясь уже на эшафоте брат Степана купил себе жизнь обещая показать, где спрятаны сокровища атамана. Правительство пошло на помилование при всём народе, настолько велики были сокровища.
Вопрос к параграфу №4. Расскажите о противостоянии царя и патриарха в вопросе верховенства «священства» и «царства». Объясните причины и сущность церковного раскола в России.
Конфликт духовной и светской власти достался России в наследство от Византии и, надо сказать, был довольно логичным. Власть царя основывалась на церковном учении, значит он в определённой степени зависел от церкви, а патриарх был главой церкви. По мнению патриарха, в частности, Никона, священнослужители лучше мирян знали Божью волю. Патриарх был главным священнослужителем, потому мог указывать эту волю даже царю.
Вопрос к параграфу №5. Определите особенности проявления социального протеста в России в XVII в.
Особенности:
- народный гнев возникал обычно стихийно, по конкретному поводу;
- восставшие не имели конкретной программы, а просто хотели покарать виновников своих бед;
- возмущения обычно возникали стихийно и не всегда имели конкретных лидеров.
Вопрос к параграфу №6. В.О. Ключевский писал, что Россия XVII в. «оказалась более отсталой от Запада, чем была в начале XVI в.». В чём заключается противоречивость этого высказывания?
В XVI-XVII веках Запад прошёл большой путь развития через религиозные и Тридцатилетнюю войны, освоение новых земель и открытия первых учёных. Именно в этот период совершил своё потушествие Магелан, опубликовал свою систему мироздания Коперник, был изобретён телескоп и выработана система абсолютизма. Россия не проходила такого пути. Для неё были характерны новшевства, но не такие радикальные, во многом из-за традиционного стремления блюсти старину. Именно поэтому в начале правления Петра I Россия отставала от Запада гораздо больше, чем в начале правления Василия III.