§ 37. Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг

Подробное решение параграф § 37 по истории для учащихся 10 класса, авторов Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. 2016



В чём проявлялся противоречивый характер изменений в духовной сфере общества во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг.?

Духовная сфера общества в середине 1960-х — середине 1980-х гг. несла на себе отпечаток эпохи, имела противоречивый характер, сочетала в себе безусловные прогрессивные тенденции с очевидными и всё нараставшими застоем и общественной апатией.

Почему не удалось в полной мере реализовать в повседневной жизни советских граждан принцип социальной справедливости?

Повседневная жизнь заметно расходилась с идеологическими установками, представлявшими советский народ как единую социально-политическую общность, а политику государства как последовательное воплощение марксистских идей о социальной справедливости. Заметной становилась разница в качестве жизни разных групп населения, она определялась различиями не только в уровне доходов, но и в возможностях доступа к социальным благам. Это происходило потому, что существовала плановая экономика, которая в отличие от рыночной исключала возможность свободно зарабатывать, норма зарплат устанавливалась централизованно во сферах деятельности. В свою очередь, плановая экономика – главная идея социалистической модели общества и отказ от нее был при существующей власти невозможен.

Чем можно объяснить рост читательского спроса?

Рост читательского спроса можно объяснить общим общественным настроением, интересом к путям развития советского общества, появлением произведений с точкой зрения и темой, отличающимися от официального курса.

1. Охарактеризуйте особенности повседневной жизни советских граждан в 1960-х — начале 1980-х гг.

Согласно свидетельствам современников, 1970-е гг. вошли в историю страны как самый благополучный период её развития. Люди стали лучше одеваться и питаться, потребление хлебопродуктов и картофеля сокращалось, а мяса, молока и фруктов постепенно увеличивалось. Выросло производство товаров широкого потребления. К 1980 г. более 100 млн человек смогли улучшить свои жилищные условия. Качество типового строительства по сравнению с привычными пятиэтажками стало расти.

Характерно, что непременным атрибутом новой квартиры была домашняя библиотека. Обстановка квартир была в основном узнаваемой, поскольку промышленность выпускала одинаковые образцы мебели, бытовой техники. Поступавшие в торговую сеть импортную мебель и товары длительного пользования, обычно из стран социалистического лагеря, трудно было купить, такие товары в основном распределялись среди работников крупных предприятий и учреждений. Популярный в 1960-е гг. минимализм стала вытеснять более удобная для жизни обстановка.

Летом многие покидали квартиры, чтобы отправиться на дачу. В 1970-е гг. массовая раздача садово-огородных участков стала рассматриваться как доступный и быстрый способ повысить благосостояние людей.

Для всё большего числа семей доступным средством транспорта становится личный автомобиль. На рубеже 1960—1970-х гг. происходит настоящий скачок в автомобилестроении, к 1971 г. общее число ежегодно выпускаемых в СССР машин перевалило за миллионную отметку. Постепенно поднимался уровень заработной платы: в 1970 г. средняя зарплата составляла 122 р., к концу десятилетия — 169 р. (при этом цены на важнейшие продукты питания не повышались с начала 1960-х гг.).

Повседневная жизнь заметно расходилась с идеологическими установками, представлявшими советский народ как единую социально-политическую общность, а политику государства как последовательное воплощение марксистских идей о социальной справедливости. Заметной становилась разница в качестве жизни разных групп населения, она определялась различиями не только в уровне доходов, но и в возможностях доступа к социальным благам.

2. Что означает выражение «полочные фильмы»?

Выражение «полочные фильмы» означает то, что отснятые фильмы запрещались к выходу на экран из идеологических соображений и складывались на полку. Так и появилось выражение «полочные фильмы».

3. Расскажите о движении диссидентов. Почему оно расширяется к концу 1970-х гг.?

К середине 1960-х гг. возникло диссидентское движение, в которое входили правозащитные, национально-освободительные, религиозные организации и движения. В 1965 г. за публикацию своих произведений за границей были арестованы и приговорены к 7 годам лагерей и 5 годам ссылки писатели А.Д. Синявский и Ю.М. Даниэль. В 1967 г. подверглись аресту поэт Ю.Т. Галансков и публицист А.И. Гинзбург. В 1969 г. была создана первая в СССР открытая общественная ассоциация — Инициативная группа защиты прав человека в СССР (Н.Е. Горбаневская, С.А. Ковалёв, Л.И. Плющ, П.И. Якир и др.). Признанным духовным лидером правозащитного движения стал академик А. Д. Сахаров. В 1976 г. в Москве была создана группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР, которую возглавил Ю. Ф. Орлов. (В 1977 г. он, как и другие руководители подобных групп в СССР, был арестован.) В конце 1979 — начале 1980 г. были арестованы и сосланы почти все лидеры и активные участники не только правозащитного движения, но и национальных и религиозных организаций. Впервые за долгие годы инакомыслие коснулось армии. В 1969 г. был раскрыт созданный офицерами Балтийского флота подпольный «Союз борьбы за демократические права», выступавший за демократизацию общества.

В 1975 г. замполит большого противолодочного корабля «Сторожевой» (также с Балтфлота) капитан 3-го ранга В. Саблин арестовал командира и повёл корабль в нейтральные воды, чтобы обратиться к руководству страны с воззванием. В нём говорилось: «Граждане, Отечество в опасности! Его подтачивают казнокрадство и демагогия, показуха и ложь...» Саблин был отдан под трибунал и расстрелян.

Движение диссидентов расширяется к концу 1970-х гг. потому, что жизнь людей изменилась, но социальной справедливости, правды, свободы за рамками официальной идеологии не было. Кроме того, исчез и страх, присущий обществу в сталинское время.

4. Назовите новые черты в искусстве изучаемого периода.

По указанию отдела пропаганды ЦК КПСС в литературе утверждалась «производственная» тематика. В работах, посвящённых этим проблемам, все конфликты благополучно разрешались после вмешательства партийных работников, а недостатки списывались на издержки воспитания.

Объективно противостояли официальной идеологии представители деревенской прозы (Ф.А. Абрамов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, Г. Распутин, Б.А. Можаев, В.М. Шукшин), показывавшие непростую историю и острые противоречия в современной российской советской деревне. О проблемах нравственности писали Б.Л. Васильев, Ю.В. Трифонов, Ю.В. Бондарев и др.

Свой взгляд на смысл жизни и роль интеллигенции предлагали режиссёры Г.А. Товстоногов, А.В. Эфрос, М.А. Захаров, О.Н. Ефремов, Г.Б. Волчек, Т.Е. Абуладзе, А.Ю. Герман, А.Я. Аскольдов и др.

Специфической чертой культуры 1960-х — начала 1980-х гг. была так называемая «магнитофонная революция». Широкое распространение получили не поддававшиеся контролю со стороны властей записи бардовских песен. Всеобщее признание получило творчество В.С. Высоцкого, А.А. Галича, Ю.И. Визбора, Ю.Ч. Кима, Б.Ш. Окуджавы, А.М. Городницкого, С.Я. Никитина, В.И. Ланцберга и др. Также в записях нередко ходили по рукам и сатирические выступления М.М. Жванецкого и др. Всегда с аншлагом шли концерты А.И. Райкина, сатирически бичевавшего пороки общества.

Однако, несмотря на цензурные ограничения, художественная жизнь в эти годы была насыщенной и яркой.

Продолжая традиции «оттепельной» литературы и кино, на экран вышли фильмы о духовном мире и гражданской позиции современника («Доживём до понедельника», 1969, реж. С.И. Ростоцкий; «Начало», 1970 и «Прошу слова», 1976, реж. Г.И. Панфилов). Неотъемлемой частью культурного багажа интеллигенции стало так называемое интеллектуальное (авторское) кино. Фильмы А.А. Тарковского, К.Г. Муратовой, А.Ю. Германа выходили с цензурными купюрами и в небольшом количестве копий, но у них была своя преданная аудитория.

Творческий расцвет переживали кинорежиссеры С.Ф. Бондарчук («Война и мир», «Они сражались за Родину»), Ю.Н. Озеров (киноэпопея «Освобождение»), Э.А. Рязанов («Ирония судьбы...», «Гараж», «Служебный роман»), Л.И. Гайдай («Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию»). Особую любовь зрителей приобретают телесериалы «Семнадцать мгновений весны» (Т.М. Лиознова), «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов» (В.И. Усков и В.А. Краснопольский), «Место встречи изменить нельзя» (С.С. Говорухин) и др.

Театральное искусство переживало настоящий взлёт. На сцене зачастую удавалось расставить понятные зрителю акценты и в подцензурном тексте, установить духовный контакт с аудиторией. На спектакли Московского театра на Таганке, Театра им. Ленинского комсомола, Большого драматического театра (БДТ) в Ленинграде невозможно было попасть.

1. Используя дополнительный материал, оцените влияние министра культуры (1960—1974) Е.А. Фурцевой на развитие советской культуры.

Она была первым секретарем МГК КПСС с 1954 по 1957 год. Фурцева входила в Президиум ЦК КПСС с 1957 по 1961 год. Потом занимала пост министра культуры СССР с 1960 по 1974 год.

Будущий политический деятель родилась в 1910 году в городе Вышний Волочек Тверской губернии в семье рабочего. В 1924 году вступила в Комсомол. Фурцева участвовала в обороне Москвы. На XIX съезде КПСС (1952) ее избрали кандидатом в члены ЦК КПСС, на XX (1956), XXII (1961), XXIII (1966) иXXIV (1971) съездах КПСС избиралась членом ЦК КПСС. В 1950—1962 и 1966—1974 годах - депутат Верховного Совета СССР третьего, четвертого, пятого, седьмого и восьмого созывов.

Будучи министром культуры, она поспособствовала тому, чтобы в СССР прошли выставки Дрезденской галерeи, Нью-Йоркского музея «Метрополитен», гастроли la Scala в Большом Театре. В страну с концертом приезжали многие знаменитые певцы, в том числе Ива Монтан и Симона Синьоре. По ее соглашению прошли и другие значимые события культурной жизни.

Но Фурцева также выступила инициатором запрета на выступление английских рок-групп The Beatles и The Rolling Stones. Она не любила течения молодежной музыки 1960-х годов.

За свою жизнь министр культуры СССР удостоена четырех орденов Ленина, ордена Трудового Красного Знамени, ордена «Знак Почета» и медали. Умерла Фурцева 25 октября 1974 года в Москве. Похоронена 29 октября на Новодевичьем кладбище в Москве (скульптор надгробия — Л.Е. Кербель, архитектор — М.О. Барщ).

2. Чем можно объяснить появление в литературе направления «деревенской прозы»?

Появление в литературе направления «деревенской прозы» можно объяснить тем, что авторы на примерах героев – жителей деревни – говорили о вечных ценностях, нравственности, смысле жизни, что с трудом укладывалось в официальный идеологический курс.

3. Познакомьтесь с одним из названных в параграфе произведений советского искусства, напишите рецензию.

«Они сражались за Родину» — фильм Сергея Бондарчука по одноимённому роману Михаила Шолохова. Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1976 году.

В 1977 году был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.

Познакомьтесь с одним из названных в параграфе произведений советского искусства, напишите рецензию

В фильме снимались: Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук, Георгий Бурков, Юрий Никулин, Иван Лапиков, Николай Губенко, Николай Волков, Андрей Ростоцкий, Николай Шутько, Евгений Самойлов, Нонна Мордюкова, Иннокентий Смоктуновский, Ирина Скобцева, Ангелина Степанова, Татьяна Божок, Лидия Федосеева-Шукшина, Даниил Ильченко, Алексей Ванин, Николай Горлов, Геннадий Сафронов, Борис Никифоров

Режиссер и сценарист: Сергей Бондарчук. С. Бондарчук начинал свой путь режиссера экранизацией рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека». В 1975 году вышла еще одна картина, созданная по роману писателя, — «Они сражались за Родину». Она соединила два начала, свойственные как творчеству Шолохова, так и режиссуре Бондарчука: грандиозные по масштабу народные сцены, прежде всего — батальные с психологически разработанными характерами героев, выделенных из этой среды.

Действие фильма происходит в июле 1942 года.

На подступах к Сталинграду обескровленные, измотанные советские войска ведут тяжелые оборонительные бои, неся огромные потери.

Небольшое стрелковое подразделение под командованием капитана Сумскова получило приказ: под огнём вражеской авиации и артиллерии обеспечить переправу через Дон советских воинских частей. Четыре дня стояли насмерть солдаты Стрельцов, Лопахин, Звягинцев — люди мирных профессий, которых война заставила надеть шинели…

Не спеша, точно и емко рисует режиссер портреты бойцов небольшого стрелкового подразделения, ведущего бои за переправу через Дон. Великолепны и страшны батальные сцены с участием авиации и танков. Пиротехники и пороха не жалели. Живо и с юмором показаны бытовые сцены, ярко и правдиво воссозданы психология солдата, его внутренний мир, его мужание и закалка в суровых испытаниях войны.

Покой, обманчиво умиротворенное и потому несколько замедленное течение жизни…

Но полк, вернее, остатки разбитого полка пришли на этот донской хутор после долгих и мучительно трудных отступлений. Пройденное осталось не столько в деталях вспоминаемых боев, сколько в эмоциональной, размышляющей памяти. Словно бы выкинув вчерашнее из головы, они разговаривают о куреве, о вкусе родниковой воды.

Но вот кончаются жанровые зарисовки походного и хуторского быта. Окопы около мельницы вырыты. Солдаты понимают, что их ждет неравный бой. И он приходит. На экране один гитлеровский танк, другой, третий — и так до бесконечности. Однако никто из наших бойцов не дрогнул. Горит мельница. Горят хлеба. Горят подбитые немецкие танки. Корежится от взрывов степь. Ранен Стрельцов. Его бессилие, мучительные попытки выползти из окопа, чтобы вместе с товарищами пойти в атаку, — один из самых пронзительных эпизодов этого боя у мельницы.

Познакомьтесь с одним из названных в параграфе произведений советского искусства, напишите рецензию

Фильм «Они сражались за Родину» цветной. Бондарчук не побоялся, как это часто случалось с постановщиками военных фильмов, что цвет приглушит жестокость «черно-белых» ужасов боя. Оператор Юсов помог режиссеру так снять степь, хутор, горящие хлеба, мельницу, сам бой около нее, что многоцветность экранных изображений нигде не переходит в красивость.

Среди солдат выделяется Лопахин. Не то чтобы какими-то особыми сюжетными функциями или «метражом» роли — скорее, характером, свойствами души. По-шолоховски любящий окопный треп балагур Лопахин слова не скажет о своем внутреннем состоянии перед боем и во время боя, но в том, как по-хозяйски обстоятельно устраивается он в окопе, налаживает противотанковое ружье для зенитной стрельбы, как терпеливо и напряженно ждет немецкие самолеты, чтобы ударить когда надо и ни секундой позже, как сбивает самолет и радуется, по-детски радуется удаче, мы ощущаем его человеческое существо, соединившее в себе особенности характера русского солдата из шахтеров.

Лопахин — последняя роль Шукшина. Василий Макарович и умер во время съемок. Умер во сне, в каюте на пароходе. На столике каюты остались графин с остатками кофе, недоеденное яблоко и рукопись: и в свободные от съемок часы, включая ночные, он не берег сердце — продолжал работу над своим новым произведением.

Познакомьтесь с одним из названных в параграфе произведений советского искусства, напишите рецензию

Смерть любимца съемочной группы ошеломила всех. Но съемки не остановишь. А среди недоснятых сцен остались три с Шукшиным. Что делать? Нетрудно было найти актера, ростом и статью похожего на Шукшина: переодев в шукшинскую гимнастерку, брюки, сапоги и пилотку, сняли «дублера» со спины — зритель подмену не заметил. Труднее было с озвучанием. И тут режиссеру прямо-таки фантастически повезло: нашелся актер с голосом, очень похожим на шукшинский.

Лопахин и его товарищи по солдатскому братству — очень «земные», узнаваемые люди. Каждый из них — личность. В каждом по-своему, очень индивидуально проявляется «скрытое тепло патриотизма», возвышенность гражданского, нравственного чувства, душевная сила, неброское обаяние русского солдата, хорошо знающего, что такое терпение, но и взъяриться умеющего. Способного пойти на подвиг, но не бахвалящегося этой способностью и героем себя не считающего.

Каждый новый день по-своему читает книгу истории: меняется духовный и эмоциональный мир художников, меняется зритель. Опираясь на пройденное, искусство обретает новые возможности художественного освоения жизни. Однако есть произведения, чей авторитет остается неколебимым благодаря талантливо выраженной в них правде. «Они сражались за Родину» — из их числа. Этот фильм показал рядового солдата как подвижника, сумевшего проявить мужество духа даже в тяжкие дни отступлений и тем подготовившего будущую победу.

4. Приведите аргументы в подтверждение и в опровержение мысли о том, что советская культура при Л.И. Брежневе развивалась по инерции, заданной предыдущим периодом.

Аргументы в подтверждение: произведения культуры для массового зрителя, которые финансировались государством, создавались только по тематике, заданной официальными органами – комиссиями, управлениями, министерством культуры.

Аргументы в опровержение: появлялись новые авторы, произведения которых не укладывались в официальные идеологические рамки – Солженицын, В. Высоцкий, В. Цой, И. Бродский и др.

6. На основании опроса родственников, людей старшего поколения напишите эссе на тему «Повседневная жизнь советского человека 1970—1980-х гг.».

Во второй половине 1960 — 1970-х гг. быстро увеличивалось городское население. К 1980 г. оно составило 180 млн. чел., т.е. 62% жителей страны. Официально провозглашался курс на развитие малых и средних городов, но на практике люди старались перебраться в крупные индустриальные центры: там было лучше снабжение продовольствием и промышленными товарами, больше возможностей получить благоустроенное жилье, хорошее образование, найти интересную работу.

Если в 1960 г. более 1 млн. жителей проживало лишь в Москве, Ленинграде и Киеве, то в 1980 г. таких городов было уже 23. Прописка в крупных центрах ограничивалась, но предприятия добивались права набирать иногородних и сельских жителей (особенно для неквалифицированных, тяжелых и плохо оплачиваемых работ) по так называемому «лимиту». «Лимитчики» получали временную прописку и место в общежитии. Если человек увольнялся, то терял эти «блага». Надежда получить постоянную прописку и собственное жилье приковывала «лимитчиков» к профессиям, которые у местных жителей популярностью не пользовались.

Адаптация выходцев из деревень и поселков к городскому образу жизни, городской культуре часто проходила непросто. С другой стороны, горожане (зачастую сами — дети выходцев из деревни) были недовольны наплывом «лимитчиков», видя в них конкурентов в очереди на жилплощадь. Острота жилищной проблемы теперь, конечно, не шла ни в какое сравнение с послевоенным периодом, однако очереди на жилье не уменьшались. В начале 1980-х гг. 27 млн. горожан ютились в общежитиях, бараках, полуподвалах или снимали комнаты и углы в частном секторе. Отдельная квартира тоже не всегда являлась решением вопроса: три миллиона семей, состоявших из четырех и более человек, жили в однокомнатных квартирах.

В начале 1980-х гг. в СССР приходилось 15 м2 общей площади жилья на человека. Соответствующий показатель во Франции составлял 30 м2, в ФРГ — 40 м2, в США — 50 м2.

Уровень потребления продуктов питания и быта значительно вырос, но их не хватало, поэтому очередь – самая привычная картинка из повседневной жизни того времени. Например, одному человеку в очереди давали только 2 пачки сливочного масла, поэтому родители брали с собой в очередь детей, чтоб побольше купить масла. Молоко продавалось только в утренние часы, и занимать очередь надо было с 5 – 6 часов утра, чтобы купить молоко.

Конечно, жить стало лучше, у некоторых семей появлялись автомобили. Но основная масса людей не могла себе позволить на получаемую зарплату купить автомобиль.

Посещение кино, театров, парков культуры прочно вошло в повседневную жизнь людей, стоило это не очень дорого, но на культовые спектакли, фильмы билетов было не достать. В это время появляется слово «блат», которое означает «нужное знакомство».