Подробное решение параграф § 18 по истории для учащихся 10 класса, авторов Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. 2016
Были ли в СССР 1930-х гг. осуществлены задачи культурной революции?
Можно сказать, что в СССР 1930-х гг. осуществлены задачи культурной революции. В развитии культуры, образовании, науке, искусстве были достигнуты значительные успехи, побеждена всеобщая неграмотность. Вместе с тем, жесткий контроль государства обеспечивал идеологическое давление.
Выясните суть расхождений между двумя группами советских биологов.
В 1920-1930-е гг. советская генетика пользовалась значительным авторитетом на международной арене. Именно в России удалось преодолеть острые противоречия между генетикой и теорией эволюции и создать предпосылки для нового эволюционного синтеза. Именно в России был сформулирован матричный принцип передачи наследственной информации, открыт простор для развития современной молекулярной биологии. Это произошло благодаря группе известных ученых - академик, первый президент ВАСХНИЛ, директор Института генетики АН СССР Н.И. Вавилов; член-корреспондент, академик ВАСХНИЛ, создатель Института экспериментальной биологии Н.К. Кольцов; выдающийся болгарский биолог Д.С. Костов, работавший в СССР по приглашению Н.И. Вавилова; биолог-генетик, создатель Лаборатории генетики в АН СССР Ю.А. Филипченко; член-корреспондент, академик ВАСХНИЛ А.С. Серебровский; генетик-эволюционист С.С. Четвериков и его ученик Н.В. Тимофеев-Ресовский; эмбриолог, академик ВАСХНИЛ, директор Московского зоопарка М.М. Завадовский; биолог-эволюционист, академик И.И. Шмальгаузен, американский генетик, член-корреспондент, Нобелевский лауреат (1946) Герман Д. Меллер; специалист по медицинской генетике В.П. Эфроимсон
Но уже во второй половине 1930-х гг. в советской генетике возобладали антинаучные взгляды Т.Д. Лысенко (позже названные «агробиология»), что до 1965 г. остановило ее развитие и привело к уничтожению крупных генетических школ.
Это был один из этапов истории отечественной генетики – этап ее взлета, который состоялся в 1920-1930-е годы вопреки нарастающему тоталитаризму в советской стране, атмосфере страха в обществе, гонениям на науку.
Суть расхождений - в эти трудные годы в решении серьезнейших проблем биологии и сельского хозяйства научный подход начал подменяться примитивно понимаемым критерием практики. Ученые во главе с Н.И. Вавиловым боролись за создание подлинно научных основ сельского хозяйства. Но представители сельскохозяйственной практики интересовались быстрыми практическими результатами, а их широко обещал Лысенко.
1. Что такое культурная революция?
Культурная революция - комплекс мероприятий, осуществлённых в Советской России и СССР, направленных на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества. Целью было формирование нового типа культуры как часть строительства социалистического общества, в том числе увеличение доли выходцев из пролетарских классов в социальном составе интеллигенции.
2. Кого считали истинными героями в Стране Советов? Почему?
Истинными героями в стране советов считали тех, кто совершал трудовые подвиги. Например, Стаханова, Пашу Ангелину. А также летчиков, военных и т.д., потому, что страна стояла на пороге войны и для патриотического воспитания нужны были военные герои, а труженики становились героями, потому, что рабочий класс, трудящиеся - гегемон революции и социализма, потому, что ценность труда была очень велика.
3. Расскажите о нововведениях в системе образования в СССР.
От всеобщего четырехлетнего обязательного образования переход в обязательному семилетнему образованию. Возвращены предметы, уроки, оценки, строгая дисциплина и наказания. Массовое строительство школ, открытие библиотек.
4. Раскройте на примерах вклад отечественной науки в развитие Советской страны. Какие науки попали под жёсткий идеологический контроль?
Вклад отечественной науки в развитие Советской страны заключался в следующем:
- открытие залежей полезных ископаемых,
- разработка новых видов вооружения,
- освоение Севера,
- активное исследование атомного ядра.
5. Назовите писателей, художников, композиторов, продолживших свою творческую деятельность вдали от Родины. Какие их произведения вам знакомы?
Писатели: И. Бунин, А. Куприн, К. Бальмонт, З. Гиппиус, Д. Мережковский
Музыканты и исполнители: Ф. Шаляпин, С. Рахманинов, И. Стравинский, А. Глазунов, С. Прокофьев, А. Вертинский
Художники: И. Репин, В. Кандинский, К. Коровин, М. Шагал
6. Как изменялись быт и общественные настроения граждан Советской страны?
Быт и общественные настроения граждан Советской страны постепенно менялись.
Жилье для большинства горожан – коммунальные квартиры, на больших стройках – общежития-бараки, землянки. Широко распространены общественные бани. Отдых в городах – кино, парк отдыха, развивалась физкультура. Товары народного потребления – по карточкам, также как и продукты.
Общественное настроение в общем было приподнятое, люди верили, что вершат великие дела.
1. Определите основные темы, проблемы, поднимаемые в произведениях писателей 1930-х гг.
Основные темы, проблемы, поднимаемые в произведениях писателей 1930-х гг.:
Исторические темы недавних революционных событий, истоков революции, проблемы качеств человеческой личности – честность, смелость, целеустремленность, служение Родине.
2. Раскройте на примерах противоречивый характер советской науки и культуры 1930-х гг.
Противоречивый характер советской науки и культуры 1930-х гг. Примеры:
- биология – генетика и «лысенковщина»
- Д. Шостакович – критика его опер и балета
- в живописи – господство соцреализма, неприятие других жанров
4. Дайте характеристику одного из художественных произведений, в котором наиболее точно и ярко отражена эпоха 1930-х гг.
«Даешь тяжелую индустрию!». Картина-лозунг, картина призыв, это живописное полотно Юрия Пименова кто-то оценивает как нагроможденное, а кто-то говорит о гениальной структуре композиции. Нет никаких сомнений в том, что картина была написана художником Юрием Пименовым по заказу Совнархоза, а за великолепное исполнение получила престижную премию Советского Союза на Выставке Государственных Заказов. По мотивам картины Пименовым позднее был создан агитационный плакат.
Простые рабочие сталелитейного завода находятся в центре внимания на данном полотне. Выстроившись в ряд пятеро рабочих тянут стальную арматуру, их действия изображены в динамике, крепкие тела величаво трудящихся фигур пылают не только от обжигающего жара машин, но и от той великой идеи, взращённой Советским Союзом, ради которой они и трудятся. Высветленные фигуры двух работников на втором плане, навались всем своим телом, толкают чугунную телегу вперед, по строительным лесам.
Критики справедливо отмечают, что картины Пименова лишены пластики, в них все – двухмерно, плоско, однако эти «изъяны» уже можно считать исправленными картиной «Даешь тяжелую индустрию!». Мысленно можно представить себе механизированные движения рабочих, однако не заметить, что главный «винтик» в огромной машине индустриализации, конечно же, живой человек – кровь и плоть. Измазанные в золе, их тела ярко выделяются на фоне машинного зарева, находясь у огромной печи они контрастно выделяются художником. Каждая из внутренних композиций картины могут служить самостоятельными полотнами, но сочетание человеческого труда и заводских построек, дыма, локомотивов, точно передают атмосферу невероятного темпа наработки, заданного той эпохой.
5. Найдите в Интернете и прослушайте советские песни 1930-х гг. Какие человеческие качества воспевались в них? Отражали ли песни реальные процессы общественные жизни Страны Советов?
Нет, песни в больше степени были написаны в соответствии с идеологией, а не с реальными процессами. Так в песне 1936 г. есть строчки «Я другой такой страны не знаю, Где так вольно дышит человек», однако уже в 1937 г. начались сталинские репрессии, которые показали все бесправие советских граждан.
6. Можно ли утверждать, что культурная революция в 1930-х гг. была завершена? Своё мнение аргументируйте.
Культурная революция в 1930-х гг. не была завершена из-за начала Второй мировой войны.
7. Напишите сочинение или эссе, в котором раскройте образ нового советского человека — строителя социализма.
С первых минут возникновения слова «советский человек» - возвещалось, что он – хозяин своей страны и вершитель своего будущего. При чем будущего с большой буквы. Неграмотному мужику от сохи было невообразимо трудно поверить – что теперь он хозяин. Рабское сознание, вдалбливающееся в его голову и плоть на протяжение последних 400 лет, перестраивалось не сразу. В городах этот процесс проходил быстрее. Требовалось немыслимое – перевернуть вековое сознание русского человека, переориентировав его с националистической, этническое принадлежности к русской земле – на наднациональное. Обобщив многонациоанальное – к единому началу, где уже нет «ни иудея, ни эллина». Это было воистину, евангельское равенство. Вся огромная, многонациональная страна рассматривалась как одна единая семья и один единый народ. При чем не национальное имя было взято за индефикацию этого нового народа, состоящего из сотни других народностей, не чья-то определенная культура. Творилось все новое – новый народ и новая культура. Русский язык, как язык большинства – стал связующим в формирование новой основы.
Шло формирование нового человека и это всячески подчеркивалось. Октябрь 1917 – проводил четкую черты – между старорежимным и новым. В те годы еще никто не мог знать – в чем оно выразиться. Но все строители нового четко знали – ничто из старого злого в него не войдет. В первые годы Советской власти не было даже тюрем. Они появились, только когда стали появляться противники новой власти, которых требовалось где-то содержать отделено от общества. По мере усиления новой власти, противников становилось почему-то не меньше, а больше. Своей гласной целью тюрьма ставила – перевоспитания человека. Все усилия системы были направлены на это. Нового человека начинали взращивать и воспитывать в себе с колыбели. Информационный пресс, подчеркнутый личным примером и жертвенностью – был беспрецедентен. На глазах мировой общественности, поставивший на большевистской Россией крест – вершилось чудо. Из рванья, грязи, голода, разрухи, но при этом с огромной веры в себя, в свою возможность права на лучшую жизнь творилось новое – новый человек, назвавший себя – советским человеком, а свою страну – Советской Россией. Это был акт – нового творения.
Изначально советский человек ставил перед собой не потребительские, а духовные ценности. Строки известной советской песни 30х – «мы рождены, чтоб сказку сделать былью» - были не метафорой, а смыслом жизни. Советские люди рождались, чтобы претворять лучшее в действительность, делая вчерашнюю сказку – сегодняшней былью. И вера – творила чудеса. Сказка реализовалось.