§ 31 (2007г.) Церковь, общество, государство в России XVII—XVIII вв.

Подробное решение Параграфы § 31 (2007г.) по истории для учащихся 10 класса, авторов А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт 2007-2013



1. С какого времени многоконфессиональность стала одной из особенностей нашей страны?

Влияние разных конфессий на историю Руси прослеживалось со времени соседства с хазарами. Некоторое время после крещения на Руси, как и в других государствах в начале христианизации, продолжали существовать параллельно христианство и язычество. Но впервые после полной христианизации значительная часть населения стала исповедовать отличную от православия веру лишь в XVI веке после присоединения Казанского и Астраханского ханств.

2. Почему именно византийский вариант христианства был принят на Руси в X в.?

Именно в Византию вёл торговый путь по Днепру с главным в Древней Руси городом Киевом.

3. Какие последствия имела христианизация Руси?

Последствия крещения Руси:

(a) Русь повысила свой авторитет на международной арене;

(b) на Русь пришли письменность и грамотность;

(c) на Руси появилась каменное и кирпичное зодчество;

(d) православие полностью изменило искусство Руси;

(e) со времени крещения господствующей конфессией на русских землях стало православие;

(f) православие как господствующая конфессия во многом определила своеобразие России.

4. Как складывались отношения Русской православной церкви и государства на различных этапах истории Руси?

Со времени крещения православная церковь и государство в России были тесно связаны и действовали в общем русле вплоть до 1917 года. Взаимосвязь принимала разные формы. Сразу после крещения слабая церковь нуждалась в государственной поддержке. В период татаро-монгольского ига церковь играла активную роль и в осуществлении верховной власти (Золотой Орды), и в росте влияния Москвы. Позже сформировалось некое разделение властей, но при этом государство и церковь продолжали проводить единый политический курс. Государство поддерживало церковь: спонсировало её, добилось учреждения патриаршества и т. д. Церковь в свою очередь поддерживала государство. Она не выступила, в частности, против опричнины и массовых казней при Иване Грозном, отдельные пытавшиеся возмущаться церковные деятели жестоко поплатились за свои выступления и церковь с этим смирилась. Позиция церкви во время Смуты не однозначно. Как все государственные деятели, церковные иерархи в то время поддерживали разных кандидатов. И до, и после Смуты некоторые иерархи получали большое влияние (такое, какое порой получали и представители государственного аппарата), например, патриарх Филарет был влиятельнее своего сына-царя. После реформ Петра I, замены патриаршества синодом деятели церкви окончательно приобрели черты государственных чиновников и оставались в таком статусе до 1917 года.

5. Как строились отношения власти с другими конфессиями в XVI—XVIII вв.?

Вплоть до 1917 года государство поддерживало православие (после раскола – новообрядчество) против всех других конфессий. Мусульман поощряли к крещению, периодически препятствовали им проводить свои обряды, однако массовых репрессий против них не было. В правление Екатерины II позиция государства формально смягчилась, исламские священнослужители даже стали получать государственное жалование, как и православные, но на деле позиция государства не стала значительно терпимее, потому на Кавказе несколько десятков лет шло восстание под лозунгом священной войны. Лютеранство локализовалось лишь в некоторых областях. Большую озабоченность государства вызывало в XIX веке старообрядчество. Сложными были отношения к иудаизму. Достаточно упомянуть черту оседлости и законы против приверженцев этой религии, активно действовавшие вплоть до 1917 года.

6. Чем вы можете объяснить изменение роли РПЦ в XVII—XVIII вв.?

В начале XVIII века происходило становление абсолютизма. В российском варианте он стремился поставить под свой контроль действительно абсолютно всё в государстве, потому логичным было превращение священнослужителей фактически в чиновников во главе не с единым патриархом, а с синодом (по аналогии с сенатом, который возглавлял гражданскую чиновничью систему).

7. Что общего и в чем вы видите различие в попытках самодержавной власти поставить церковь в России под контроль верховной власти в XVII—XVIII вв.?

В XVII веке под контроль пытались поставить высших иерархов, прежде всего, патриарха, а через него уже всю церковь. Но потенциально непокорный патриарх имел возможность возмутиться политикой царя. В правление Петра I сама система управления церковью была перестроена таким образом, что ничего иного кроме подчинения государству церкви не оставалось.

8. Какую роль в этом сыграла секуляризация церковных земель в 1764 г.?

Секуляризация церковных земель поставила церковь в зависимость от государства также и материально. Каждый из священнослужителей зависел от властей, потому что жил за счёт жалования.

9. Как изменилась конфессиональная политика государства в XIX в.?

В XIX веке позиция властей по отношению к некоторым конфессиям стала терпимее, хотя к другим (католичество, иудаизм) периодически ужесточалось.

10. Чем можно объяснить это изменение?

В XIX веке к России было присоединено больше территорий с неправославным населением (Финляндия, Средняя Азия и т.д.), причём располагались они часто на границах, восстаниями на которых могли воспользоваться другие державы. Терпимость российских властей была направлена именно на предотвращение восстаний. После восстаний на землях бывшей Речи Посполитой политика по отношению к католикам ужесточалась, так как власти видели, что их умиротворение волнений не предотвращает. Власти продолжали занимать по отношению к иудаизму жёсткую позиции, так как считалось, что представители этой религии всё равно не склонны к бунтам.