Подробное решение параграф § 48 по географии для учащихся 9 класса, авторов А.И. Алексеев, С.И. Болысов, В.В. Николина 2011-2023
1. Какую роль в освоении Дальнего Востока сыграл Г. И. Невельской?
Геннадий Иванович Невельской — российский адмирал, исследователь Дальнего Востока, основатель города Николаевск-на-Амуре. Доказал, что устье Амура доступно для входа морских судов и что Сахалин — остров. Назначение на «Байкал» и направление на Дальний Восток Невельской рассматривал как возможность исполнить свой замысел: доказать, что в устье реки Амур можно войти из океана и что Сахалин — остров. Невельской, без Высочайшего разрешения, летом 1849 года достиг устья Амура и обнаружил пролив между материком и островом Сахалин. Ему удалось открыть ряд новых, неизвестных прежде территорий и войти в низовья Амура.
2. Выберите верные ответы. К коренным народам Дальнего Востока относятся: а) чукчи; б) карелы; в) коряки; г) алеуты.
Ответ: А,В.
3. Установите соответствие между народом и языковой семьей, к которой он принадлежит.1.Алеуты. 2. Эвенки. 3. Коряки. А. Алтайская. Б. Чукотско-камчатская. В. Эскимосско-алеутская.
Ответ: 1В, 2А, 3Б.
4. Каковы причины изменения национального состава населения Дальнего Востока?
Изменение национального состава населения возникла вследствие оттока населения из Дальнего Востока. Уезжают в общей массе русские, украинцы, татары, башкиры, одним словом, не коренные жители Дальнего Востока, в то время как коряки, чукчи и эвенки остаются. Более того у последней группы преобладает традиционный тип воспроизводства, который предполагает высокий естественный прирост, в то время как у русского населения преобладает современный тип воспроизводства населения, что предполагает малодетные семьи и низкий естественный прирост.
5. Раскройте причины относительной молодости населения Дальнего Востока.
Территорию Дальнего Востока покидают русские, у которых современный тип воспроизводства населения, что предполагает малодетные семьи и низкий естественный прирост. Коренные жители Дальнего Востока: коряки, чукчи и эвенки остаются, у них преобладает традиционный тип воспроизводства, который предполагает высокий естественный прирост, с большими и многочисленными семьями, что в итоге позволяет омолодить население.
6. Используя карту «Население» в атласе, определите районы Дальнего Востока с наибольшей плотностью населения. Какие выводы вы можете сделать об особенностях размещения населения Дальнего Востока? Какова плотность населения на всей территории? Объясните причины высокой и низкой плотности населения.
Площадь Дальнего Востока 6169,4 тыс. км2, а население 6 226 640 чел. плотность населения: 1 чел/км2. Средняя плотность населения в России 9 чел/км2, а в мире 35 чел/км2. В целом, плотность населения Дальнего Востока, крайне мало в сравнении с любыми показателями. Также все распределено не однородно: на побережье концентрация населения в разы больше, чем в центре материка, что связано с тем, что море дает ряд преимуществ – более мягкий климат, наличие рыбных ресурсов, возможность связи с «Большой Землей».
7. Сравните плотность населения вашей местности (республики, края, области) и Дальнего Востока. Сделайте вывод.
Численность Дальнего Востока на 2014 год составляла: 6 226 640 чел. (около 5 % населения России). Численность населения в Челябинской области составляет 3 500 716 (менее 2% от населения России). Площадь Челябинской области составляет всего 88.5 тыс. км2, а Дальнего Востока 6169,4 тыс. км2. Таким образом, плотность населения двух регионов: Дальний Восток – 1 чел/км2, Челябинская область – 39,5 чел/км2. Средняя плотность населения в России 9 чел/км2, а в мире 35 чел/км2. В целом, плотность населения Челябинской области намного выше, чем России и даже мира, а плотность населения Дальнего Востока, крайне мало в сравнении с любыми показателями.
8. Используя дополнительную литературу (художественные произведения, справочники, краеведческие материалы и др.), ресурсы Интернета, подготовьте реферат об образе жизни, обычаях и традициях коренных народов Дальнего Востока.
ТРАДИЦИОННЫЙ БЫТ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ
Нанайцы живут в Нанайском, Комсомольском, Амурском районах Хабаровского края. Нанайцы относятся к коренным народам Приамурья с древней историей и самобытной культурой. Традиционно они занимаются рыбной ловлей, охотой, собирательством. Реки, в первую очередь Амур, и окружающая тайга кормили и одевали нанайцев, обеспечивали семьи всем необходимым. Орудиями охоты были лук со стрелами, копье, различные самострелы, петли, сетки на мелких пушных зверей. Ружья на охоте стали использоваться только в начале ХХ века. Ульчи живут по соседству с нанайцами в нижнем течении Амура. Ульчи называют себя нани, что в переводе означает «люди земли». С давних времен ульчи занимаются охотой, рыболовством, собаководством, для одежды и обуви использовалась рыбья кожа. Женщины шили из рыбьей кожи свадебные халаты, вышивали изысканные орнаменты. На многих ульчских халатах встречается изображение древа жизни. Искусно сделанные из рыбьей кожи халаты, вышитые красочные ковры, плетенные из лозы ульчские соро (корзинки), орнаментированные берестяные туеса составляют гордость традиционной ульчской культуры.Негидальцы живут в низовьях рек Амгуни и Амура на территории районов имени Полины Осипенко и Ульчского.
Эвенки населяют верховья реки Амгунь, правого притока Амура — реки Буреи, а также долины рек, впадающих в Охотское море к северу от устья Амура. Орочи проживают на побережье Татарского пролива в районе города Советская Гавань. Большинство из них расселено по реке Тумнин, в селах Новое Омми, Гурское (Комсомольского района). Удэгейцы живут по склонам Сихотэ-Алиньского хребта. В.К.Арсеньев — знаменитый путешественник и исследователь Дальнего Востока называл удэгейцев «лесными людьми». Наиболее значительные поселения удэгейцев в Хабаровском крае — село Гвасюги, в Приморском крае — села Агзу, Красный Яр и Олон. Ивхи живут вдоль Амурского лимана и на острове Сахалин. Традиционные формы религии народов Приамурья были тесно связаны с их промысловой культурой. Основу их составляли представления о живот ном мире, очень близком человеку. Считалось, что человек происходит от зверя или птицы; что звери в тайге все слышат и понимают, могут узнать человека в лесу и отомстить ему за убийство их сородичей на охоте; что зверь может возродиться после смерти, если не повредить его кости и череп, сохранив их; что у зверей и птиц есть свои духи-хозяева, которых надо периодически задабривать, чтобы охота была удачной. Поэтому на традиционных праздниках всегда проводились обряды для снятия с себя вины за убийство зверя и «возрождения» его вновь. Еще первые исследователи отмечали, что народы Приамурья — виртуозы художественной обработки дерева. Ульчи знали множество технических приемов резьбы и росписи. На ульчской посуде для медвежьего праздника выполнялась наиболее богатая орнаментика, ибо медвежий праздник был именно тем центром, вокруг которого вращалась жизнь всей общины. Поэтому ритуальная посуда представляла собой наиболее совершенные образцы резного искусства. Традиционная одежда народов Приамурья — один из самых массовых видов художественного творчества, сочетающий в себе искусство кроя, аппликации, обработки кожи, металла, камня. Наиболее интересны халаты из рыбьей кожи. Их носили весной, количество украшений в виде подвесок, орнамента, меховой опушки. Обязательно изображение на халате родового дерева, которое символизирует продолжение рода. Сидящие на ветвях птички — это души не родившихся детей. У нанайцев имелся определенный орнамент для каждого вида одежды. Многие мастера находили вдохновение в резьбе по дереву и кости. Во многих селах выезд на охоту становился своеобразным конкурсом: чья одежда лучше расшита, чья лодка, нарты сделаны красивее, лучше украшены резьбой. В крае созданы районные этнокультурные центры с небольшими музеями, выставочными залами, творческими мастерскими по декоративно-прикладному искусству, национальными коллективами. Ежегодно проводятся старинные национальные обряды, праздники. В 1992—1993 гг. в Ульчском районе было возрождено проведение «Медвежьего праздника» и свадебного обряда «Гема-та». На национальных праздниках показываются старинные ритуалы, проводятся соревнования по национальным видам спорта, организуются выступления художественной самодеятельности, продажа национальных изделий декоративно-прикладного искусства. Самобытность любого народа выражается как в особенностях биологии и внешнего облика, так и своеобразии культуры и языка. Культура каждого народа значима для всех людей и должна сохраняться вне зависимости того, велик или мал этот народ по численности. В Сахалинской области живут коренные малочисленные народы Севера: нивхи, эвенки, уильта (ороки) и нанайцы. У людей еще в глубокой древности сложилось много обычаев и обрядов поклонения добрым духам. От них зависят удача на охоте и рыбной ловле, спокойствие и благополучие семьи. Богатства морей, рек, озер и лесов издавна были основными источниками существования аборигенов Сахалина и Курильских островов. Люди поэтому обожествляли природу. Нивхи представляли Сахалин живым существом – огромной нерпой. Полуостров Шмидта — головой этой нерпы, мысы Анива и Крильон — ее задними ластами. Нивхи выделяли двух главных богов: Палыс — бог тайги и гор и Толыс — бог моря. Первый, считали они, живет на высокой горе, ездит по своим владениям на нарте, запряженной медведями. Палыс, по мнению нивхов, распоряжается всеми зверями тайги и посылает их в руки охотников. Охотское море они сравнивали с большим стойбищем, которым управляет «хозяин воды». Бог моря в пучинах Охотского моря имеет юрту. Если он добр к людям, то посылает много рыбы и морских зверей. От желания Толыса зависит судьба и благополучие рыбаков. Культура и образ жизни этих народов являются неотъемлемой частью нашего общероссийского духовного наследия. Сохранение самобытности, этнической идентичности и поддержка традиционного образа жизни коренных народов — одна из основных задач нашего общества. Поэтому человечество обязано сохранять основы традиционной культуры и искусства народов Севера.