§ 46. Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий

Подробное решение параграф 46 по географии для учащихся 8 класса, авторов Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. 2018

Вопрос

Вспомните из курса 7 класса, в чём проявляется влияние окружающей среды на особенности культуры разных народов

Ответ:

Приметы воздействия природных условий можно обнаружить в самых разных областях этнической культуры, начиная с орудий труда, предметов быта и кончая самими именами народов — этнонимами.

Так, климат во многом определяет:

— особенности одежды и жилища (на севере прочные, отапливаемые жилище, на юге легкие, проветриваемые, хорошо просыхающие от влаги; теплая меховая одежда темных цветов на севере и легкая, светлая на юге);

— виды возделываемых сельскохозяйственных культур (в Сибири — рожь, пшеница, на Кавказе — цитрусовые, виноград);

— виды и средства транспорта.

— характер почвы, рельефа, распределения рек и озер оказывает влияние на трудовую деятельность, прежде всего, в сельскохозяйственной сфере, на тип сельских поселений и т. п. Естественные рубежи (горные хребты, пустыни, водные преграды), особенно на ранних ступенях развития общества, часто играют роль этнических границ.

Состав местной растительности определяет материал жилища и его виды, а вместе с особенностями фауны сказывается на специфике повседневной жизни и даже на культурно — хозяйственном развитии тех или иных народов.

Характерные особенности географической среды (климата, почвы, рельефа, флоры, фауны и т. д.) оказывают также определенное влияние на некоторые стороны духовной культуры и психического склада этноса. Это косвенно выражается, прежде всего, в специфических привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются черты быта народа, связанные с условиями его обитания.

Некоторые элементы ландшафта либо в виде зрительных образов (береза у русских, тополь у украинцев, сакура у японцев и т. п.), либо в сочетании с топонимикой (реки Волга у русских, Днепр у украинцев, гора Фудзияма у японцев и т. п.) становятся своего рода символами этнической принадлежности.

С. 242

1. Вопрос

Какие факторы повлияли на культурно — исторические различия народов России?

Ответ

2. Вопрос

Приведите известные вам примеры традиций, обычаев, стереотипов поведения, характерные для представителей народов, исповедующих Христианство, Ислам, Буддизм, Иудаизм.

Ответ:

Религиозность в настоящее время носит в основном бытовой и внешнеобрядовый характер. Неукоснительно соблюдают каноны своих религий лишь 10 — 12 % христиан,

13 — 15 % мусульман, 5 — 8 % иудеев. При этом сохраняются некоторые различия в нормах социальной жизни и стереотипах поведения у представителей разных религий.

Например, уровень рождаемости у мусульман и буддистов выше, чем у представителей православных и иудеев. Семьи также наиболее устойчивы у мусульман и буддистов. Традиции существуют в одежде, правилах ее ношения, для ислама малоприемлема открытая одежда, особенно для женщин. В православии на больших мероприятиях радостного или печального свойства (рождение ребенка, свадьба, похороны) женщины и мужчины могут сидеть за одним столом, у мусульман это не принято, там женщины и мужчины садятся за разные столы, а иногда и в разных помещениях.

Для православия характерна более открытая, свободная семейная жизнь, у мусульман жизнь семьи закрыта от посторонних.

3. Вопрос

Что нужно делать, чтобы сохранить культуру малых народов? Предложите пути решения этой проблемы.

Ответ:

Для сохранения и развития культурного наследия малых народов необходимо осуществлять общеобразовательную деятельность, реализуемую через школы и связанную с ведением предметов по родному языку, литературе и культуре коренных малочисленных народов региона, функционированием кружков по декоративно — прикладному искусству и художественным промыслам.

Сохранять традиционный уклад жизни, традиции, верования.

Например, традиционный образ жизни позволил арктическим этносам выработать черты, исключающие потребительское отношение к природе и ее дарам, исторический опыт коренных малочисленных народов показывает, что традиционные формы природопользования способствовали сбережению для человеческой цивилизации ценнейших в природном отношении огромных экосистем.

К проблемам жизни малых народов необходимо привлекать общественные организации, средства массовой информации, организовывать общественно — значимые мероприятия по ознакомлению с традициями, бытом, разъяснять важность сохранения национальной идентичности каждого народа.

Школа географа — исследователя

Задание

Используя дополнительные источники географической информации, выясните, каков религиозный состав населения вашего региона. Результаты исследования оформите в виде таблицы.

Ответ:

Наименование религии Численность (в %)

Православные 68%

Мусульмане 20%

Буддисты 2%

Католики 5%

Иудеи 5%

Задание

По дополнительным источникам географической информации, подготовьте сообщения о крупнейших религиозных центрах и историко — культурных памятниках российского Православия, Ислама, Буддизма на территории России.

Ответ:

Кафедральный соборный храм Христа Спасителя в Москве — главный кафедральный собор Русской православной церкви. Существующее сооружение, построенное в 1990 — х годах, является воссозданием одноимённого храма, созданного в XIX веке.

Храм является коллективным кенотафом воинов Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном, на стенах храма начертаны имена офицеров, павших в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах 1797–1806 и 1813–1814 годов.

Оригинал храма был воздвигнут по проекту архитектора К. А. Тона.

Торжественная закладка собора произошла в день 25 — летия Бородинского сражения — в августе 1837 года. На закладке присутствовали митрополит Филарет, император Николай I, великие князья Александр Николаевич и Михаил Павлович. В камень для закладки, который был перевезён с места прежней закладки на Воробьёвых горах, была положена крестообразная позолоченная доска, на которой были высечены имена председателя и членов строительной комиссии и архитектора.

Активное строительство началось только 10 сентября 1839 года и продолжалось почти 44 года; освящён 26 мая 1883 года..

Здание храма было разрушено в разгар сталинской реконструкции города 5 декабря 1931 года. Заново отстроен в 1994–1997 годах. Храм, на время завершения строительства крупнейший в России, рассчитан на 10 000 человек.

В плане храм выглядит как равносторонний крест около 80 м шириной. Высота храма с куполом и крестом составляет 103 м. Возведён в традициях русско — византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства. Роспись внутри храма занимает около 22000м2.

В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят:

Верхний храм — собственно Храм Христа Спасителя. Имеет три престола: главный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). Освящён 6 (19) августа 2000 года;

Нижний храм — Преображенская церковь, сооружённая в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный в честь Преображения Господня, и два малых придела в честь Алексия, человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь освящена 6 (19) августа 1996 года.

Стилобатная часть, в которой размещаются музей храма, зал Церковных соборов, зал Высшего церковного совета, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения.

Храм имеет статус Патриаршего подворья.

Мечеть Кул — Шариф — главная соборная джума — мечеть республики Татарстан и города Казани (с 2005 года); расположена на территории Казанского кремля; одна из главных достопримечательностей города.

Строительство храма было начато в 1996 году как воссоздание легендарной многоминаретной мечети столицы Казанского ханства, центра религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Историческая мечеть была разрушена в октябре 1552 года во время штурма Казани войсками Ивана Грозного. Воссозданная мечеть названа в честь последнего имама сеида Кул Шарифа, одного из предводителей обороны Казани.

Мечеть расположена в западной части Казанского кремля, в центре собственной площади — двора.

Комплекс мечети представляет собой композицию из главного многоминаретного здания с пристроенными по бокам двумя полупавильонами и отдельно стоящего двухэтажного административно — хозяйственно — пожарного павильона, выполненного в такой же стилистике. Комплекс и площадь мечети пространственно увязаны с окружением (бывшим юнкерским училищем и юго — западной фасадной стеной кремля) с целью придания размещаемому объекту градостроительной значимости и обогащения панорамы кремля, обозреваемой как визитная карточка города с площади Тысячелетия и реки Казанка.

Внутреннее пространство мечети рассчитано на полторы тысячи человек, на площади перед ней могут разместиться ещё десять тысяч.

Архитектурное многоминаретное решение внешнего облика мечети достигнуто благодаря разработке смысловых элементов, сближающих архитектуру мечети с местными традициями.

Высота каждого из четырёх основных минаретов 58 метров. Также имеется два малых минарета. Купол высотой 39 метров и диаметром 17 метров декорирован внутри формами, ассоциирующимися с образом и декоративными деталями «Казанской шапки».

Внутри мечети (справа и слева по отношению к главному залу) имеются два смотровых балкона для экскурсий.

В главном здании мечети размещены Музей исламской культуры и истории распространения ислама на территории Поволжья, комната для проведения торжественного свадебного обряда — никаха, кабинет имама.

Здания мечети облицованы белым мрамором (на закате отливающим розоватыми тонами), купол и шпили минаретов имеют окраску бирюзового цвета. Фасад главного здания украшен бронзовыми металлическими надписями исламской тематики и гранями порталов. Гранит и мрамор привезены с Урала, внутреннее убранство — ковры — дар правительства Ирана, цветная хрустальная люстра диаметром пять метров и весом почти две тонны сделана в Чехии, витражи, лепнина, мозаика и позолота. На площади — дворе уложена декоративная тротуарная плитка с зелеными и красными орнаментами (в цветах флага Татарстана). Мечеть имеет эффектную ночную архитектурную подсветку.

«Золотая обитель Будды Шакьямуни» — крупнейший буддийский храм Республики Калмыкия, один из крупнейших буддийских храмов в Европе. Расположен в центре Элисты. Храм был возведён по благословению духовного лидера тибетских, монгольских и российских буддистов Далай — ламы XIV, посетившего Элисту в 2004 году с пастырским визитом. Строительство первой очереди храма заняло менее года.Освящён 27 декабря 2005 года.

Главное здание храма Хурул — имеет 63 метров в высоту и вмещает в себе самую большую в России и Европе девятиметровую статую Будды. Хурул состоит из 7 уровней. На первом расположены библиотека, музей и конференц — зал.

Второй уровень — это молельный зал (дуган) с 9 — метровой статуей Будды Шакьямуни. Внутрь статуи заложены священные предметы — мантры, благовония, драгоценности, пригоршни земли из всех районов республики, растущие на территории Калмыкии растения и злаки. Сама статуя покрыта сусальным золотом и инкрустирована бриллиантами.

На третьем уровне находятся комнаты индивидуального приема, где монахи, врач тибетской медицины и астрологи ведут прием верующих. Также на этом уровне находится администрация.

Четвёртый уровень — резиденция главы буддистов Калмыкии и малый конференц — зал. На пятом уровне — резиденция Его Святейшества Далай — ламы.

На шестом уровне находятся хозяйственные помещения. На седьмом уровне расположена комната для медитации, которую могут посещать исключительно духовные лица.

По периметру здание «Золотой обители Будды Шакьямуни» обнесено оградой с чередующимися через каждые пять метров белоснежными ступами. Всего вокруг хурула 108 ступ. Южные ворота являются главными. Всего в ограде храма имеется четыре входа, расположенных по четырём сторонам света. Весь архитектурный план монастыря имеет форму мандалы. Здание хурула окружают 17 пагод со статуями великих буддийских учителей монастыря Наланда.