Подробное решение тема Тема 12 по географии для учащихся 10 класса, авторов В.П. Максаковский Базовый уровень 2017
Задание 1. Используя содержание темы 1 и остальных тем учебника, а также материалы периодической печати и дополнительные источники информации, подготовьте сообщение на тему «На пути к безъядерному и безопасному миру».
Проблема сохранения мира на Земле – одна из важнейших проблем современного мира, которая требует решения по сегодняшний день. В истории человечества выделяется период, который получил название «холодная война». Данный термин, используется в отношении периода глобального геополитического, военного, экономического и идеологического противостояния в 1946—1991 годах между СССР и их союзниками — с одной стороны, и США и их союзниками — с другой. Холодная война сопровождалась гонкой обычных и ядерных вооружений, временами угрожавшей привести к третьей мировой войне. Началом «ядерной эпохи» считает взрыв ядерной бомбы, произведенный США в 1945 году. Ко второй половине 1960-х в мире сложилась достаточно стабильная биполярная политическая система: Восточный и Западный блоки, возглавляемые СССР и США, достигли стратегического равновесия, основанного на доктрине гарантированного взаимного уничтожения — СССР догнал США в мощи ядерных сил. Достигнув равенства в количестве ядерных сил, стороны приступили непосредственно к разрядке. США и СССР подписали первый договор об ограничении стратегических вооружений. Именно с этого времени начались мировые сдвиги в сторону безъядерного и безопасного мира.
«Ядерный клуб» — неофициальное название группы стран, обладающих ядерным оружием на сегодняшний день. В неё входят США, Россия, Великобритания, Франция, КНР, Индия, Пакистан и КНДР. Также имеющим ядерное оружие считается Израиль.
Обсуждая проблему «разоружения» мира, также упоминают химическое и биологическое оружие.
Задание 2. Используя содержание темы 2 и других тем учебника, составьте в тетради схему «Факторы и формы воздействия общества на окружающую среду». Подумайте, в какой мере решение экологической проблемы зависит от каждого жителя нашей планеты, в том числе от вас.
Задание 3. Используя содержание темы 3 и других тем учебника, таблицы 11—16, 34 в «Приложениях», нарисуйте устный демографический портрет планеты в наши дни и в середине XXI в.
На сегодняшний день население Земли составляется 7,55 млрд чел (начало 2017 года). По прогнозам общая численность население Земли будет постепенно увеличиваться, и достигнет в 2025 г. 7,8 млрд чел., в 2050 г. — 9,2 млрд чел., а в 2100 г. — 10,1 млрд чел. При этом для ряда стран, в особенности стран Европы, характерно сокращение численности населения и увеличение доли людей пожилого возраста.
Задание 4. Используя содержание тем 2, 4 и 5, а также региональной части курса и карты атласа, сформулируйте географические аспекты энергетической проблемы человечества. Каковы, по-вашему, возможные пути их решения?
Глобальная энергетическая проблема — это прежде всего проблема надёжного обеспечения человечества топливом и энергией. В глобальном масштабе она проявилась в 70-е гг. XX в., когда разразился мировой энергетический кризис, ознаменовавший собой конец эры дешёвой нефти. Так возникла проблема глобальной энергетической безопасности. На сегодняшний день существует ряд стран обладающих большими запасами энергоресурсов (в первую очередь нефти и газа): страны Персидского залива, Россия, Венесуэла, Мексика, Канада и пр. Одновременно есть ряд стран, которые полностью или частично зависят от поставок энергоресурсов. Так страны Европы являются одним из крупнейших регионом импорта энергоресурсов. Решение данной проблемы предусматривает не столько постоянное наращивание добычи топлива, сколько политику всемерного ресурсосбережения, при котором рост производства происходит при уменьшении расходов топлива и энергии. Также к путям решения проблемы относят использование нетрадиционных источников энергии (ветер, солнце, геотермальная энергия, энергия приливов, морских волн), еще большее развитие атомной энергетики и др.
Задание 5. Используя рис. 96 и содержание тем 2 и 5, а также других тем учебника, охарактеризуйте географические аспекты глобальной продовольственной проблемы. Докажите, что нехватка продовольствия в мире объясняется прежде всего не природными, а социально-экономическими причинами. Назовите отрасли хозяйства, принимающие участие в решении продовольственной проблемы.
Особенно остро продовольственная проблема стоит в развивающихся странах. Существует понятие «пояс голода», который протягивается широкой полосой через Тропическую Африку и Южную Азию. Ранее в него включали и Латинскую Америку, но на сегодняшний день его исключили, поскольку продовольственное положение в регионе значительно улучшить. В Южной Азии с её огромным населением, несмотря на «зелёную революцию», по-прежнему ощущается большой недостаток продуктов питания. В ещё большей мере это относится к Тропической Африке, фактически не затронутой «зелёной революцией» и всё ещё находящейся под воздействием демографического взрыва. Таким образом проблема нехватки продовольствия определяется прежде всего не природными условиями, а социально-экономическими: количеством населения и уровнем развития сельского хозяйства.
Задание 6. Используя содержание темы 12, составьте в тетради схему «Взаимосвязь проблемы преодоления отсталости развивающихся стран с другими глобальными проблемами человечества».
Задание 7. Используя материал тем 2, 3 и 12 учебника и дополнительные источники информации, подготовьте диспут на тему «Проблемы здоровья и долголетия человека».
Проблема здоровья и долголетия человека является одной из важнейших проблем современного мира. В некоторой мере данная проблема является следствием других глобальных проблем (загрязнение воды, воздуха, почвы, недостаток продовольствия и пр.).
Важнейшими пунктами проблемы здоровья и долголетия человека являются:
- малая продолжительность жизни в развивающихся странах;
- высокая детская смертность, вызванная нехваткой продовольствия;
- увеличение смертности в результате сердечно-сосудистых заболеваний;
- растущая смертность от инфекционных заболеваний;
- быстрое распространение СПИДа, наркомании, алкоголизма и пр.
Задание 8. Используйте содержание тем 1—5 и 12 для объяснения понятия о морском хозяйстве.
В результате всей производственной и научной деятельности в пределах Мирового океана возникла особая часть мирового хозяйства — морское хозяйство. Оно включает расселение людей в прибрежных регионах и также такие отрасли, как добывающая и обрабатывающая промышленность, энергетика, рыболовство, транспорт, торговля, рекреация и туризм.
Задание 9. Проанализируйте физические карты мира и регионов и определите, для каких стран подъём уровня Мирового океана даже на 1 м мог бы иметь катастрофические последствия в результате затопления территории.
Повышение уровня моря угрожает в первую очередь островным государствам (Мальдивы, Вануату), государствам с протяжённой береговой линией, а также государствам с большой частью территорий, расположенных ниже уровня океана (Нидерланды, Бангладеш). В результате такого повышения уровня моря будет подтоплена Венеции, Амстердам.
Задание 10. Составьте графический конспект темы 12.
10.1. (Работа в тетради.) На основе приобретённых знаний составьте конспективно-справочную таблицу «Характеристика глобальных проблем человечества» по следующей форме: 1) сущность проблемы; 2) причина возникновения; 3) пути решения. Сделайте обобщение по материалам таблицы.
Блок самоконтроля и взаимного контроля
Как вы думаете:
1. Что нужно сделать для предотвращения процесса глобального потепления климата?
Для снижения темпом глобального потепления необходимо глобальное международное сотрудничество по ряду вопросов. Так необходимо сократить потребление природных ресурсов, в особенности угля и нефти, и начать активно использовать нетрадиционные источники энергии (энергия ветра, солнца, приливной волны, геотермальная энергия и пр.). Необходимо активно развивать переработку мусора (металлы, бумага), что позволит снизить уровень добычи руд и вырубки лесов. Машиностроение, черная и цветная металлургия, транспорт – отрасли, которые приводят к наибольшим выбросам углекислого газа. Также выделение парниковых газов происходит в результате ведения сельского хозяйства, в особенности животноводства. Внедрение новых технологий в данную отрасль и сокращение объемов производства мяса – также можно рассматривать как способ предотвращения потепления климата.
2. В чём заключается главный путь решения продовольственной проблемы человечества?
Для решения продовольственной проблемы человечество должно полнее использовать ресурсы растениеводства, животноводства и рыболовства. Достичь это можно несколькими путями: повышением площади сельскохозяйственных земель (экстенсивный путь) или путем повышения биологической продуктивности существующих угодий (интенсивный). Наиболее предпочтителен второй путь. Он заключается в применении в с/х достижений биотехнологии, использование новых, высокоурожайных сортов и новых методов обработки почвы, дальнейшее развитие механизации, химизации, а также мелиорации.
3. Какова перспектива демографического взрыва в мире?
На сегодняшний день демографическая проблема остается важной глобальной проблемой человечества. Постепенно темпы роста численности населения мира сокращаются, так в 60-х гг. XX в. среднегодовой прирост населения составлял 2%, а уже в начале XXI в. он снизился до 1,2%. Тем не менее прогнозы говорят о том, что численность населения Земли будет продолжать расти и достигнет в 2025 г. 7,8 млрд чел., в 2050 г. — 9,2 млрд чел., а в 2100 г. — 10,1 млрд чел. Это значит, что тесно связанные с демографическим ростом проблемы занятости, образования, здравоохранения, обеспечения продовольствием, уровня жизни сохранят своё значение для всего мира и наиболее ярков проявятся в развивающихся странах.
4. В чём заключается сущность космического землеведения?
Космическое землевладение — совокупность исследований Земли из космоса при помощи аэрокосмических методов. Главные цели космического землеведения — познание закономерностей космической оболочки Земли, изучение природных ресурсов для их оптимального использования, охрана окружающей среды, обеспечение прогнозов погоды, отслеживание природных бедствий.
Знаете ли вы:
1. Какой международный показатель используется для характеристики бедности и нищеты?
В качестве международного показателя для характеристики бедности и нищеты, используют величину дохода в день, которую рассчитанную исходя из национальных или субнациональных минимальных норм потребления материальных благ и услуг.
2. Каков средний суточный показатель калорийности потребляемой человеком пищи?
Учёные считают, что медицинская норма калорийности потребляемой человеком пищи должна быть не меньше 2300—2600 ккал и 70—100 г белка в сутки. Но в настоящее время, по данным ООН, 1 млрд чел. проживает в странах, где ощущается постоянная нехватка продуктов питания.
3. Где находятся главные мировые центры производства наркотиков?
В мире сформировались несколько главных центров производства наркотиков: Колумбия и Перу специализируются на производстве кокаина, в странах Юго-Западной и Юго-Восточной Азии, в Карибском бассейне производят марихуану и гашиш, в Афганистане — героин.
4. Какой международный документ получил наименование «Хартия морей»?
Хартия морей – это всеобъемлющая конвенция по морскому праву (международный морской кодекс), регулирующая все аспекты деятельности в водах Мирового океана, в орошении морского дна и его недр. В нем уточнены существующие режимы торгового и военного мореплавания, в частности проход через территориальные воды, а также основные принципы использования континентального шельфа. Данная конвенция была принята на Международной конференции по морскому праву 13 декабря 1983 г.
Можете ли вы:
1. Охарактеризовать понятия «глобальная проблема», «международный терроризм», «устойчивое развитие»?
Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, всё человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединённых усилий, совместных действий всех государств и народов.
Международный терроризм – явление в мировой политике, связанное с распространением насилсия в форме террористических актов, ставящих под угрозу нормальный ход международных отношений.
Устойчивое развитие — это управляемый процесс такого развития общества и природы, которое должно обеспечить благоприятные условия и для сохранения природы, и для жизни людей, имея в виду и нынешние, и будущие поколения.
2. Перечислить и кратко охарактеризовать приоритетные глобальные проблемы человечества?
К приоритетным глобальным проблемам человечества относят:
- проблема разоружения и сохранения мира на Земле;
- проблема международного терроризма;
- глобальное потепление климата;
- демографическая проблема;
- проблема глобальной энергетической безопасности;
- продовольственная проблема и пр.
3. Объяснить, почему мировые военные расходы продолжают оставаться на высоком уровне?
Так как сегодня одной из важнейших проблем человечества является проблема международного терроризма и вопрос обеспечения безопасности населения.
4. Назвать три главных мировых центра дестабилизации окружающей среды?
Выделяются три главных центра (региона) дестабилизации окружающей среды, в пределах которых произошло наибольшее «столкновение» цивилизации с биосферой. Это Европейский центр площадью, Азиатский центр и Североамериканский центр. В каждом из этих центров естественные экосистемы сохранились только на 5—10% территории.
5. Привести примеры глобальных природных и техногенных катастроф?
Техногенные:
- авария на Чернобыльской АЭС, авария на АЭС в Фукусиме (Япония);
- выброс нефти в Мексиканском заливе в 2010 г;
- нефтяные пожары в Кувейте;
- взрыв на химическом заводе Цзылинь (Китай, 2005 г);
- Большой смогу в Лондоне в 1951 г и пр.
Природные:
- землетрясение в Индийском океане, которое спровоцировало цунами в 2004 г;
- землетрясение на Гаити в 2010 г;
- урагана Катрина;
- землетрясение в Японии в 2011 г и пр.
6. Рассказать о прогнозах роста численности населения Земли?
Ученые предполагают, что численность населения к 2025 г будет составлять 7,8 млрд чел., в 2050 г. — 9,2 млрд чел., а в 2100 г. — 10,1 млрд чел.
7. Указать, какие возможности открывает НТР для решения глобальной энергетической проблемы?
При характеристике перспектив глобальной энергетической проблемы прежде всего говорят о использовании принципиально новых путей её решения, связанных с современным этапом НТР. Это прежде всего развития атомной энергетики, где уже начался переход к использованию нового поколения ядерных реакторов. Также сюда относят прогресс в развитии нетрадиционных возобновляемых источников энергии, использование в качестве топлива водорода и применение новых топливных элементов.
8. Охарактеризовать три главных компонента устойчивого развития?
Стратегия устойчивого развития включает три главных компонента.
1 - Экологически устойчивое развитие. Человечество должно научиться жить в пределах ограничений, определяемых ёмкостью биосферы, сократить объёмы как извлекаемых из природы ресурсов, так и возвращаемых в неё отходов своей жизнедеятельности.
2 - Экономически устойчивое развитие. Оно предусматривает структурные и территориальные сдвиги в мировой экономике, повышение интенсивности и продуктивности хозяйства, достижение оптимальных темпов экономического роста с точки зрения сохранения равновесия между обществом и природой.
3 - Устойчивое социальное развитие. Оно означает сбалансированное решение демографических проблем, проблем занятости, уровня и качества жизни, расширение доступа к знаниям, культурным ценностям, обеспечение гражданских прав и личной безопасности людей.