Подробное решение тема Тема 10 по географии для учащихся 10 класса, авторов В.П. Максаковский Базовый уровень 2017
Задание 1. По «визитной карточке» на форзаце учебника определите формы правления и административно-территориального устройства стран Латинской Америки; составьте таблицу в тетради. Сравните эти страны со странами зарубежной Азии и Африки и попытайтесь объяснить различия.
В Латинской Америке отсутствуют монархии.
Задание 2. Нарисуйте ментальную карту стран Латинской Америки, показав на ней границы субрегионов.
Ответ: В составе Латинской Америки выделяют несколько субрегионов.
Это Средняя Америка (Мексика, страны Центральной Америки и Вест-Индии), Андские страны (Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили), страны бассейна Ла-Платы (Парагвай, Уругвай, Аргентина), Бразилия.
Задание 3. Укажите страны, для которых перечисленные ниже виды полезных ископаемых служат основой международной специализации в горнодобывающей промышленности:
Задание 4. Используйте рисунки 4—6 учебника, таблицы 6—8 «Приложений» и карты земельных, агроклиматических и водных ресурсов в атласе для конкретизации характеристики возобновимых природных ресурсов региона.
Латинская Америка богата на возобновляемые природные ресурсы, что связано в первую очередь с положением региона преимущественно в экваториальном, тропическом и субтропическом климатических поясах. По обеспеченности водными ресурсами Латинская Америка занимает первое место среди регионов мира, а по величине экономического гидроэнергетического потенциала она уступает только зарубежной Азии. Леса занимают более 1/2 всей территории региона.
Задание 5. Используя рисунки 9—11 учебника и карты рождаемости, смертности и естественного прироста населения в атласе, конкретизируйте положения учебника, относящиеся к воспроизводству населения.
Для Латинской Америки характерен второй тип воспроизводства населения. По численности населения в регионе лидирует Бразилия (206 млн чел), которая занимает 5 место среди стран мира по численности населения. Также страной с большим количеством населения является Мексика (вторая в регионе и 11-ая в мире – 108 млн чел).
Задание 6. По картам народов мира и религий в атласе конкретизируйте основные черты распределения народов Латинской Америки по языковым семьям и группам, религиям.
Современный этнический состав населения Латинской Америки сложился под воздействием трёх компонентов. Первый компонент составили индейские племена и народности, населявшие территорию региона до прихода европейцев. Второй компонент - европейские переселенцы, прежде всего из Испании и Португалии. Третий компонент образовали африканцы, которых начиная с XVI в колонизаторы ввозили в Бразилию, Вест-Индию и некоторые другие страны для работы на плантациях. Ныне более половины населения региона — это потомки смешанных браков: метисы, мулаты. Поэтому почти все латиноамериканские нации имеют сложную этническую основу. История колонизации Латинской Америки оказала решающее влияние на языковой состав населения региона и на его религиозный состав. Подавляющее большинство латиноамериканцев исповедуют католицизм, самыми распространёнными языками являются испанский и португальский.
Задание 7. Доля индейцев во всём населении отдельных стран Латинской Америки составляет (в %): в Боливии — 63, в Гватемале — 54, в Перу — 47, в Эквадоре — 40, в Мексике — 15, в Чили — 9, в Панаме — 6, в Венесуэле, Колумбии, Никарагуа, Сальвадоре, Гондурасе, Аргентине — 2—4. Используя эти данные, постройте на контурной карте региона картограмму.
Задание 8. Используя карту плотности населения мира в атласе, кон-кретизируйте основные черты расселения населения Латинской Америки, отмеченные в учебнике.
Латинская Америка - это один из наименее заселённых регионов мира со средней плотностью всего 28 чел. на 1 км2. Неравномерность размещения населения в регионе выражена очень ярко. Среди особенностей в размещении населения стоит выделить, что ни в одном другом регионе мира население не освоило в такой мере обширные плоскогорья и горные районы.
Задание 9. Используйте рисунки 14 и 15, таблицы 3 и 10 учебника и таблицы 15, 16 «Приложений», а также карту урбанизации в атласе для конкретизации характеристики процесса урбанизации в Латинской Америке. Определите наиболее и наименее урбанизированные страны.
Для региона характерен высокий уровень урбанизации (около 80%) и активный процесс формирования городских агломераций (агломераций-миллионеров здесь уже более 60). Четыре из них принадлежат к числу «сверхгородов»: Мехико – 23,6 млн чел, Сан-Паулу – 21,4 млн чел, Буэнос-Айрес – 14,5 млн чел, Рио-де-Жанейро – 12,8 млн чел. Быстрый рост этой гигантской агломерации происходит в значительной мере благодаря притоку мигрантов. В Латинской Америке ярко выражена «ложная урбанизация». Ложная урбанизация» — это тип урбанизации, при котором доля городского населения намного превышает долю экономически активного городского населения, занятого в производственной и непроизводственной сферах. Главная причина «ложной урбанизации» — постоянный приток в города неимущего сельского населения, с чем связано формирование трущоб.
Задание 10. Используя текст учебника, экономическую карту Латинской Америки в атласе, нанесите на контурную карту региона главные страны, специализирующиеся на добыче и экспорте: нефти, железной руды, медной руды, бокситов, оловянных руд, серы, селитры. Укажите причины такой специализации.
Главное причиной специализации стран Латинской Америки на добыче каких-либо полезных ископаемых является природно-ресурсный потенциал, а именно рельеф и геологическое строение.
Задание 11. Используя текст учебника, физическую и экономическую карты Латинской Америки в атласе, нанесите на контурную карту региона главные страны, специализирующиеся на производстве: кофе, какао-бобов, сахара, бананов, пшеницы, кукурузы, мяса. Укажите причины такой специализации.
На специализацию стран по сельско-хозяйственным культурам влияет природно-ресурсный фактор, а именно климатический факторы (количество осадков, длительность вегетативного периода, температуры, почвы и пр.).
Задание 12. Рассмотрите рис. 19 учебника. Конкретизируйте его на примере одной из стран Латинской Америки (по выбору).
Данный рисунок отображает территориальную структуру хозяйства развивающихся стран, для которых характерно очаговое использование территории. Данная структура характерна для Сан-Паулу (Бразилия), когда районы использования земель в горнодобывающей промышленности и плантационном сельском хозяйстве мало связаны с окружающей средой. Продукция этих районов вывозится через ближайший крупный порт.
Задание 13. Используя текст учебника и рис. 92, а также дополнительные источники информации, подготовьте сообщение на тему «Освоение Амазонии». Объясните, какие проблемы возникают в связи с этим для Бразилии, для Латинской Америки, для всего мира.
Амазония представляет собой обширную территорию в бассейне одноименной реки (Амазонки), густо покрытую влажными тропическими лесами. Долгое время эти территории оставались нетронутыми, так как леса затрудняли прокладку дорог, постройку городов и как следствие сельско-хозяйственное использование земель. Однако, на сегодняшний день, идет активное освоение этой территории. Так из-за масштабной вырубки деревьев стали проявляться различные экологические проблемы. Например усилилась эрозия почв этого региона, сократилось биоразнообразие видов, часть из них стоят на грани вымирания. На освоенной территории изменился микроклимат, что привело к обеднению почв и превращению их в засушливые участки. Вырубка лесов и сжигание остатков деревьев привело к увеличению содержания углекислого газа в атмосфере, в результате чего наблюдается увеличение парникового эффекта.
Задание 14.
14.1. Опираясь на знания по географии и истории, объясните, почему Латинская Америка по уровню социально-экономического развития стоит впереди других регионов развивающегося мира.
Страны Латинской Америки богаты полезными ископаемыми, что позволило им активно развивать горнодобывающую промышленность, металлургию и пр. Также значительную роль сыграл исторический фактор: в странах Латинской Америки наблюдалась волна переселенцев из Европы, также страны этого региона раньше получили независимость, что позволило им перерасти из стран только сырьевых назначения в страны с развивающейся промышленностью.
14.2. Используя текст и рисунки учебника, а также карты атласа, установите черты сходства и различий между Мексикой, Бразилией и Аргентиной.
К чертам сходство можно отнести уровень экономического развития стран (все они являются активно развивающимися странами и ярко выделяются на фоне стран данного региона), также в качестве сходство можно отметить схожесть истории государств (являлись европейскими колониями). Значительную часть населения стран составляют переселенцы из Европы, однако наблюдается значительная доля коренного населения. В качестве отличия можно привести разность в географическом положении, что ведет к различиям в климате, уровне осадков и как следствию отличиям в специализации сельского хозяйства.
14.3. Используя текст учебника и дополнительные источники информации, дайте краткую сравнительную характеристику двух (по выбору) из следующих городов: Мехико, Гавана, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Бразилиа, Буэнос-Айрес.
14.4. Представьте, что вы совершаете путешествие на автомашине по Панамериканскому шоссе и ведёте дневниковые записи. Приведите пример такой записи за один день (по своему выбору).
Панамериканское шоссе - это сеть дорог Северной и Южной Америки, которая протянулась вдоль западного побережья этих материков. Оно начинается на Аляске, проходит по территории США, Канады и Мексики, пересекает Центральную Америку (прерываясь только в джунглях на границе Панамы и Колумбии) и продолжается по территории Южной Америки. Таким образом его длина составляет примерно 30 тыс. км.
14.5. По тексту учебника и рис. 93 дайте описание г. Бразилиа.
Город Бразилиа имеет уникальную планировку. С высоты птичьего полёта видно, что очертания города напоминают силуэт пассажирского самолёта. Город был построен по распоряжению президента Бразилии Жуселину Кубичека специально как столица в центральной части страны. Город имеет четкое планирование с разделением на секторы (районы), предназначенные для определенной деятельности (например, Банковский Сектор, Сектор Посольств, Сектор Отелей и пр).
Блок самоконтроля и взаимного контроля
Как вы объясните:
1. Чем вызвано возникновение географического термина «Латинская Америка»?
Название Латинская Америка произошло от того, что государственными языками стран региона являются романские языки (испанский, португальский), которые произошли от латыни.
2. Чем объясняется особенно большая роль столичных городов в Латинской Америке?
Это можно объяснить таким явлением как «ложная урбанизация», когда происходит рост численности населения городов, без экономического роста.
3. Как на конфигурации транспортной сети региона отразилась его зависимость от мирового рынка?
Формирования транспортной сети проходило под воздействием экспортных отраслей добывающей промышленности и сельского хозяйства. Таким образом крупные города на побережье являются помимо морских портов еще крупными транспортными узлами (слияние автомобильных и железных дорог).
4. С какой целью была создана новая столица Бразилии?
Для того чтоб снизить приток населения в Рио-де-Жанейро (тогдашнюю столицу Бразилии), улучшить экономическую ситуацию во внутренних регионах страны и защитить столицу от возможного нападения с моря.
Как вы понимаете:
1. Утверждение о том, что географическое разделение труда между столичными и периферийными городами Латинской Америки основывается не на принципе «город для страны», а на принципе «страна для города»?
В Латинской Америке столичные города играют важную роль в экономике государства, они концентрируют в себе большую часть населения и промышленности.
2. Выражение «Рио-де-Жанейро — это город, где наслаждаются жизнью, а Сан-Паулу — город, где зарабатывают на жизнь»?
Сан-Паулу является крупнейшим городом и экономической столицей Бразилии. Его называют локомотивом, который тянет за собой весь состав бразильской экономики. Рио-де-Жанейро потерял свою лидирующую роль в экономике, после того как он перестал быть столицей Бразилии.
3. Выражение «Если растут цены на кофе, то растёт и Бразилия»?
Бразилия является мировым лидером в производстве кофе и его экспорте на международный рынок. Таким образом при росте цен на кофе государство получает больше денег.
4. Выражение известного шведского писателя А. Лундквиста, сравнившего Буэнос-Айрес с могущественным пауком, «который сидит на краю паутины, опутывающей страну»?
Транспортная сеть восточной части Аргентины сходится к Буэнос-Айресу, который является главным транспортным узлом и морским портом. Данный узор сети схож на паутину с пауком в углу.
5. Выражение «Панама — это прежде всего канал»?
Панамский канал играет огромнейшую роль для государства, так как является основой его экономики.
Можете ли вы:
1. Нанести на контурную карту мира по памяти следующие страны, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Гватемала, Никарагуа, Коста-Рика, Колумбия, Суринам, Эквадор, Перу, Боливия, Парагвай, Уругвай.
2. Показать на карте следующие города, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Мехико, Гавана, Каракас, Лима, Сан-Паулу, Монтевидео, Буэнос-Айрес, Сантьяго.
3. Указать, какие из перечисленных ниже стран имеют федеративное государственное устройство: Мексика, Венесуэла, Куба, Перу, Бразилия, Аргентина?
Ответ: Федерации в Латинской Америке: Мексика, Венесуэла, Бразилия, Аргентина.
4. Указать, какая из перечисленных ниже стран особенно богата водными ресурсами и ресурсами гидроэнергии: Мексика, Перу, Венесуэла, Бразилия, Чили, Аргентина?
Ответ: Наиболее богата водными ресурсами Бразилия.
5. Указать, в каких из следующих стран государственным языком является испанский: Куба, Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Чили?
Ответ: Испанский является государственным во всех странах кроме Бразилии.
6. Указать, какие из перечисленных ниже стран имеют уровень урбанизации выше 80%: Аргентина, Чили, Уругвай, Венесуэла, Боливия, Куба, Мексика?
Ответ: Уругвай, Аргентина, Чили, Венесуэла.
7. Назвать по одной стране Латинской Америки, в экспорте которой важную роль играют: медь, бокситы, олово, нефть, кофе, мясо, шерсть, рыба?
Ответ: медь - Чили, бокситы - Бразилия, олово - Боливия, нефть - Венесуэла, кофе - Бразилия, мясо - Аргентина, шерсть - Аргентина, рыба – Перу.
8. Указать, какие из перечисленных ниже столиц латиноамериканских стран являются и морскими портами: Буэнос-Айрес, Бразилиа, Сантьяго, Каракас, Лима, Монтевидео, Гавана, Ла-Пас?
Ответ: Буэнос-Айрес, Каракас, Лима, Монтевидео, Гавана.
Проверьте, правильны или неправильны следующие утверждения, и, если нужно, дайте правильный ответ:
1. Аргентина и Уругвай — самые «белые» страны Латинской Америки.
Ответ: Утверждение верно, так как в этих странах в составе населения преобладают потомки европейцев.
2. Мексика — самая крупная испаноязычная страна мира.
Ответ: Утверждение верно, так как в Мексике проживает 108 млн чел и государственным языком Мексики является испанский.
3. Бразилия — самая крупная католическая страна мира.
Ответ: В Бразилии 73,6 % от общего числа населения исповедуют католицизм. В числах это 136 млн человек, что делает Бразилию страной с самым большим количеством католиков.
4. Рио-де-Жанейро — крупнейшая городская агломерация Латинской Америки.
Ответ: Утверждение неверно. Самой большой агломерацией является Сан-Паулу.
5. Венесуэла — единственная страна Латинской Америки, входящая в ОПЕК.
Ответ: Утверждение неверно. В ОПЕК входит еще Эквадор.
6. Бразилия и Колумбия — крупнейшие в мире производители кофе.
Ответ: Утверждение верно.
Назовите страны, к которым относятся следующие утверждения:
1. Единственная страна Центральной Америки, не имеющая выхода к Карибскому морю.
Ответ: Основываясь на карте из задания 2, в Центральной Америке нет таких стран.
2. Единственная страна субрегиона Анд, не имеющая выхода к морю.
Ответ: Боливия.
3. Страна, где 4/5 населения живёт на высоте. 3 тыс. м над уровнем моря.
Ответ: Боливия.
4. Страна, в которой на португальском языке говорит в 20 раз больше людей, чем в Португалии.
Ответ: Бразилия, в которой португальский язык является государственным.
5. Страна с оригинальной конфигурацией территории, протягивающейся с севера на юг на 4000 км, крупнейший экспортёр меди.
Ответ: Чили.