Подробное решение тема Тема 1 по географии для учащихся 10 класса, авторов В.П. Максаковский Базовый уровень 2017
Задание 1. На основе политической карты мира в атласе и «визитной карточки» стран на форзацах учебника выпишите в тетрадь:
а) семь самых больших по территории стран мира:
Ответ: Россия, Канада, США, Китай, Бразилия, Австралия, Индия;
б) 11 стран мира с численностью населения свыше 100 млн человек:
Ответ: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Нигерия, Россия, Япония, Мексика;
в) примеры полуостровных и островных стран, стран-архипелагов:
Ответ: полуостровные – Индия, Норвегия, Италия;
островные – Ирландия, Куба, Великобритания;
страны-архипелаги – Япония, Индонезия, Мальдивы;
г) примеры внутриконтинентальных стран:
Ответ: Австрия, Венгрия, Чехия, Монголия, Непал, Чад и др.
Задание 2. По политической карте определите страны, имеющие наибольшее число стран-соседей.
Страны, имеющие наибольшее количество стран-соседей: Китай, Россия, Австрия, Франция, Германия
Задание 3. Используя текст учебника и политическую карту мира в атласе, выпишите по несколько примеров развитых и развивающихся стран.
Развитые страны:
- 1-ая группа: страны «Большой семерки» (США, Япония, Германия, Великобритания, Италия, Канада);
- 2-ая группа: менее крупные страны Западной Европы (Австрия, Швейцария, Испания);
- 3-я группа: внеевропейские страны (Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль);
- 4-я группа: к ней относятся такие страны как Республика Корея, Сингапур, Гонконг и Тайвань.
Развивающиеся страны:
- 1-ая группа: ключевые страны (Индия, Бразилия, Мексика, Китай);
- 2-ая группа: Аргентина, Уругвай, Чили и др.;
- 3-я группа: новые индустриальные страны (Малайзия, Таиланд, Индонезия, Филиппины);
- 4-я группа: нефтеэкспортирующие страны (Бангладеш, Йемен, Нигер, Чад и др.).
Задание 4. Используя текст учебника, материалы периодической печати, радио- и телепередач, Интернета, приведите примеры, характеризующие:
а) «горячие точки» на современной политической карте мира:
Ответ: Сирия, Ирак, Афганистан, Демократическая Республика Конго, Венесуэла;
б) самопровозглашённые (непризнанные) государства:
Ответ: Нагорно-Карабахская Республика, Приднестровская Молдавская Республика и пр.;
в) как в 2011 г. в результате социального взрыва изменилось геополитическое положение на Ближнем Востоке:
Ответ: 2011 год вошел в историю под названием Арабская весна. В начале 2011 г произошли перевороты в ряде стран (Тунис, Египет, Йемен), начались гражданские войны в Ливии и Сирии, прошли протесты в Алжире, Ираке, Иордании и пр.
Задание 5. Проанализируйте табл. 2 в «Приложениях». Используя свои знания по истории, объясните, почему стран с монархической формой правления больше всего в зарубежной Европе и в зарубежной Азии, а в Северной Америке их вообще нет.
Наибольшее число стран с монархической формой правления характерно для Европы и Азии, так как эти территории имеют древнюю историю и первый государства начали формироваться на этой территории еще до нашей эры. Северная Америка стала заселяться европейцами с середины 16 века, большинство стран получило независимость в 18 - начале 19 века, таким образом государственное устройство сразу формировалось по демократическому типу, что привело в преобладанию республик и практически отсутствию монархий.
Задание 6. На основе «визитной карточки» стран на форзацах учебника составьте систематизирующую (конспективно-справочную) таблицу «Государственный строй стран мира», используя следующую форму:
Задание 7. Используя различные источники информации, приведите примеры важных геополитических проблем, которые стоят перед миром в начале XXI в.
Возможность возникновения региональных и локальных конфликтах на основании религиозных различий, борьбы за минеральные ресурсы и пр. Также в качестве геополитических проблем можно рассматривать глобальные экологические проблемы: потепление климата, опустынивание, загрязнение атмосферы, которые для своего решения требуют совместного усилия многих государств.
Задание 8. Проанализируйте основной текст темы 1. Проследите его подразделение на параграфы, подпараграфы, отдельные смысловые части. Уясните, для чего в этом тексте применяются разрядка, курсив, выделение ключевых слов.
Каждый параграф посвящен одному их аспектов политической карты мира: типологии стран по уровню экономического развития, государственному устройству, форме правления и пр. При помощи разделения параграфа на подпараграфы каждый из вышеперечисленных аспектов можно рассмотреть подробнее. При помощи курсива происходит выделение понятий, с которыми мы знакомимся в процессе изучения темы.
Блок самоконтроля и взаимного контроля.
Как вы объясните:
1. В чём выражается многоликость современного мира?
Многоликость современного мира выражается в различии между странами в уровне социально-экономического развития, количестве населения, его возрастной и половой структуре и пр.
2. Чем различаются страны мира по формам правления и административно-территориального устройства?
По формам правления страны мира бывают монархиями и республиками. В республиках высшая законодательная власть принадлежит выборному представительному органу, в монархии главой государства считается император, король, герцог, князь, султан и т.д. Эта верховная власть передаётся по наследству.
По административно-территориальному устройству встречаются федеративные страны и унитарные. В унитарных государствах существует единая законодательная и исполнительная власть, а в федеративных государствах наряду с едиными (федеральными) законами и органами власти существуют отдельные самоуправляющиеся территориальные единицы (республики, земли, штаты и пр.)
Знаете ли вы:
1. Что общего у следующих стран: США, ФРГ, Франции, Великобритании, Японии?
Все эти страны участвовали в Второй мировой войне.
2. Какие из перечисленных ниже стран могут служить примерами:
а) стран, имеющих республиканскую форму правления: Болгария, Польша, Великобритания, Франция, Япония, Саудовская Аравия?
Ответ: Болгария, Польша, Франция.
б) стран, имеющих федеративное административно-территориальное устройство: Великобритания, США, ФРГ, Франция, Индия, Египет, Бразилия?
Ответ: США, ФРГ, Индия, Бразилия.
Можете ли вы:
1. Нанести на контурную карту по памяти следующие страны, упоминаемые в тексте или на текстовых картах: Россию, Францию, Китай, Японию, Саудовскую Аравию, Нигерию, США, Канаду, Бразилию, Австралию?
2. Указать, какие из перечисленных ниже стран добились политической независимости после Второй мировой войны: Иран, Индия, Индонезия, Таиланд, Египет, Алжир, Колумбия, Мексика?
Ответ: Индонезия (1945 г от Нидерландов), Индия (1947 г от Великобритании), Алжир (1962 г от Франции).
3. Привести примеры двух-трёх стран, к которым подходит название «Страна тысячи островов»?
Под данное определение могут подойти островные государства, которые размещены на большом количество островов: Индонезия, Филиппины, Соломоновы острова, Фиджи, Багамские острова, Федеративные Штаты Микронезии.
4. Назвать примеры новых индустриальных стран?
Новые индустриальные страны (НИС) — группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия произошёл качественный скачок социально-экономических показателей. К ним относят: Гонконг, Республика Корея, Сингапур, Тайвань, из латиноамериканских стран сюда относят Аргентину, Бразилию и Мексику и пр.
5. Дать определение терминов «суверенное государство», «республика», «федеративное государство», «политическая география»?
Суверенное государство — политически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах.
Республика — форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит выборному представительному органу — парламенту, а исполнительная — правительству.
Федеративное государство имеет форму административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными (федеральными) законами и органами власти существуют отдельные самоуправляющиеся территориальные единицы (республики, провинции, земли, штаты и т.д.), имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти.
Политическая география – это ветвь экономической и социальной географии, находящаяся на стыке с политологией. Политическая география изучает: формирование и изменение политической карты мира и отдельных его регионов; особенности государственного строя и пр.