Место человека в системе органического мира

Подробное решение Темы Место человека в системе органического мира по биологии Рабочая тетрадь для учащихся 8 класса, авторов Сонин Н.И., Сапин М.Р.



1. Заполните таблицу.

Табл. 1. Систематическое положение человека

Систематическое положение человека

2. Пользуясь учебником, выпишите признаки, характеризующие человека как представителя:

Типа Хордовые

Как у всех хордовых, у человека на ранних стадиях развития обязательно формируется осевой скелет — хорда, над ней развивается нервная трубка, а под ней — первичная кишка.

Подтипа Позвоночные

Опорой тела человека служит внутренний скелет, по его устройству человек близок к другим позвоночным животным. Как и у них, наша центральная нервная система имеет трубчатое строение, представлена спинным и головным мозгом и расположена ближе к спинной поверхности тела. Кровеносная система замкнутая, центральный орган кровообращения — сердце. Дыхательный аппарат сообщается с внешней средой через глотку, полости носа и рта.

Класса Млекопитающие

Сходство человека с млекопитающими особенно велико. Это прежде всего живорождение и вскармливание потомства молоком. Самки млекопитающих так же, как и женщины, долго — по несколько недель или даже месяцев — вынашивают плод в своем теле. Тело человека имеет постоянную температуру, близкую к 37 0С. В строении тела человека можно выделить целый ряд признаков, характерных для представителей класса млекопитающих. Это наличие грудобрюшной преграды — диафрагмы, участвующей в дыхании и отделяющей грудную полость от брюшной; семи шейных позвонков; двух поколений дифференцированных зубов; оформленных губ и мускулистых щек; четырехкамерного сердца; наружного и внутреннего уха; кожи, покрытой волосяным покровом; молочных желез с сосками.

3. Укажите, какие существуют общие признаки у человека и человекообразных обезьян.

Особенно много общего у человека с человекообразными обезьянами. Это и внешние особенности (пропорции тела — короткое туловище и длинные ноги; сходное строение верхней губы, наружного носа, ушной раковины; мимика), и сходство во внутреннем строении органов, мимической мускулатуры, покровов тела, а также совпадение ряда физиологических особенностей (биохимический состав крови, белковый обмен, структура ДНК, белков ит. д.).

4. Запишите определение и приведите примеры.

Рудименты – это органы, которые когда-то активно функционировали у наших предков, а сейчас утратили свое значение. Они закладываются во время эмбриогенеза, но полностью не развиваются.

Примеры рудиментов: копчиковые позвонки и мышцы, ушные мышцы, волосяной покров на теле, шейные ребра и др.

5. Запишите определение и приведите примеры.

Атавизмы – появление у человека, животных признаков, свойственных их отдаленным предкам.

Примеры атавизмов: наличие хвоста, полная волосатость лица, лишние соски и т. д.