Подробное решение тема 21 по биологии рабочая тетрадь для учащихся 6 класса, авторов Лисов Н.Д., Борщевская Е.В. 2015
1. Отметьте знаком « + » правильный ответ. Основными поставщиками энергии в биоценозе являются:
Грибы; растения « + » ; крупные животные; бактерии.
2. Найдите среди изображенных на рисунках организмов производителя органического вещества. Обведите цифру, соответствующую правильному ответу.
Правильный ответ под цифрой 2.
3. Закончите предложения.
Совокупность организмов растений, животных, грибов и микроорганизмов, совместно обитающих на одной территории, называют БИОЦЕНОЗ. Пищевые взаимодействия организмов проявляются в форме ЦЕПЕЙ ПИТАНИЯ.
4. Приведите примеры организмов — потребителей и организмов — разрушителей:
Все животные являются организмами — потребителями, так как они потребляют готовые органические вещества. Организмы — разрушители разлагают органические вещества остатков животных, отмершие растения или их части (листья, ветки, корни) до различных минеральных веществ, которые затем могут быть снова использованы растениями для получения органических веществ. Разрушителями органических веществ в биоценозах являются бактерии и грибы. Но ими могут быть и некоторые животные (например, дождевые черви, жуки могильщики).
Стр.95
5. Как вы думаете, к чему может привести уничтожение хищников в сообществе?
6. Найдите лишнее звено в цепи питания: трава — кузнечик — лягушка — мышь — аист.
Лишнее звено здесь «мышь», т. к. мыши не питаются лягушками.
7. Установите соответствие между изображенными на рисунках представителями сообществ и функциями организмов в сообществе.
Ответ: 1 — В, 2 — Г, 3 — А, 4 — Б, 5 — Д
8. Составьте пищевые цепи из приведенных организмов:
а) хищная птица, тля, сосна, паук, божья коровка, насекомоядная птица.
Ответ: сосна – тля – божья коровка – насекомоядная птица – хищная птица.
б) Скворец, листовой опад, коршун, дождевой червь.
Ответ: листовой опад – дождевой червь – скворец – коршун.
в) Растения, еж, кузнечик, уж, лягушка.
Ответ: растения – кузнечик – лягушка – уж – еж.
Стр.96
9. Прочитайте стихотворения. О каком соседстве здесь идет речь? Какие взаимоотношения организмов отражены в стихотворениях?
В данном стихотворении речь идет о пищевых и непищевых взаимодействиях организмов в биоценозе.