Экскурсия № 3. Живые организмы весной

Подробное решение экскурсия 3 по биологии для учащихся 5 класса, авторов Т.С. Сухова, В.И. Строганов 2015



Цель: пронаблюдать влияние факторов неживой природы на жизнь природного сообщества; познакомиться с многообразием живых организмов.

Ход экскурсии

1. Назови и зарисуй несколько раннецветущих растений:

а) опыляемых ветром;

Береза повислая, ольха серая, осина.

Назови и зарисуй несколько раннецветущих растений опыляемых ветром

Цветение березы повислой

Отсутствие листьев облегчает опыление.

б) имеющих подземные органы с запасом питательных веществ. Объясни, какое значение для раннецветущих растений имеет раннее цветение.

Цветки-колокольчики ландыша появляются одновременно с крупными ланцетовидными листьями. Подземное корневище с запасом питательных веществ разрастается и ветвится, образуя небольшие надземные побеги. Цветет в апреле - мае.

Назови и зарисуй несколько раннецветущих растений имеющих подземные органы с запасом питательных веществ

Ландыш майский

В числе самых первых весенних цветов трогательной нежностью сине-голубых цветков очаровывает пролеска. Хрупкое растение волшебными силами пробивается сквозь только что оттаявшую почву одновременно с подснежниками, за что ее часто путают и называют «голубыми подснежниками». Сцилла или пролеска - травянистое растение с длинными листьями. Ее видоизмененный подземный стебель – луковица, служит для запаса питательных веществ.

Объясни, какое значение для раннецветущих растений имеет раннее цветение

Пролеска

2. Обрати внимание на ярусное расположение растений в лесу. Зарисуй силуэты растений разных ярусов: поясни, влияние какого фактора неживой природы ты наблюдаешь.

Обрати внимание на ярусное расположение растений в лесу. Зарисуй силуэты растений разных ярусов: поясни, влияние какого фактора неживой природы ты наблюдаешь

Зарисуй силуэты растений разных ярусов: поясни, влияние какого фактора неживой природы ты наблюдаешь

Ярусное расположение растений в лесу в первую очередь обеспечивает такой фактор, как свет.

3. Отметь светлую окраску цветков у травянистых растений тёмного елового леса. Объясни причину.

Белые цветки лучше, чем любые другие, заметны в полумраке, их легче всего находят насекомые-опылители.

4. Запиши в дневник, каких животных ты увидел.

Весной в лесу можно встретить белку, ежа. Других зверей вы скорее всего не сможете увидеть (волк, лиса, лось, медведь), т.к. они стараются избегать встречи с человеком.

Весной в лесу много птиц (дятел, синица, лесной конек, сойка, зяблик, щегол и др.) и насекомых (бабочек, шмелей, пчел и др.)

5. Зарисуй распускающуюся почку. Какие весенние условия среды помогли ей пробудиться?

Повышение температуры позволило почке пробудиться.

Зарисуй распускающуюся почку

6. Какие изменения в природе под влиянием деятельности человека ты заметил?

Под влиянием деятельности человека в результате лесных пожаров гибнут многие живые организмы и изменяется среда их обитания. В результате загрязнения бытовыми отходами и выбросами промышленных предприятий многие растения начинают сохнуть и подвержены различным заболеваниям.

7. Сделай вывод, ответив на два вопроса.

• Случайно ли в одном сообществе живут разные растения?

В одном сообществе живут разные растения не случайно. Все они приспособлены существовать вместе не причиняя друг другу вреда, при этом рационально используя солнечную энергию, поступающую в сообщество.

• Какую роль в их жизни играют животные, обитающие рядом?

Животные в сообществе для растений приносят как вред, так и пользу. Так травоядные животные употребляют зеленых обитателей в пищу. Но другие животные разлагают трупы погибших организмов, тем самым возвращая минеральные вещества в почву.

8. Оформи отчёт об экскурсии.