§ 2. Как отличить живое от неживого?

Подробное решение параграф § 2 по биологии живая природа для учащихся 5 класса, авторов Т.С. Сухова, В.И. Строганов 2015

Стр. 11

Проверьте себя, ответив на вопросы.

1. Какие растительные масла использует в питании ваша семья?

Подсолнечное масло, оливковое масло.

2. Из чего получают сливочное масло?

Сливочное масло – это пищевой продукт, изготавливаемый сбиванием сливок, получаемых из коровьего молока.

Стр. 12

Рассмотрите рисунок 11 и назовите признаки, по которым изображенные тела природы можно отнести к живым организмам.

Питание, размножение, рост, дыхание.

Стр. 13

Рассмотрите рисунок 12 и поясните приведенные примеры приспособленности растений к условиям окружающей среды.

На рис. 12 изображена сосна, выросшая на просторе и в лесу. Сосна, выросшая на просторе, достаточно обеспечена светом, поэтому имеет раскидистую крону, невысокий рост и ветви по всему стволу. Сосна, выросшая в лесу, приспособилась к недостатку света. Она высокая, так как тянется к Солнцу, ветви остались только на верхушке, остальные из-за недостатка света отмерли. Вторая часть рисунка – это подготовка березы к зиме. Растение приспосабливается для перенесения неблагоприятных условий. Меняется окраска листьев, они желтеют и опадают. Листья испаряют много влаги, а зимой воду брать негде, поэтому береза сбрасывает листву.

Стр. 16

1. Запишите в тетради определение следующих понятий: рост, развитие, обмен веществ, раздражимость, наследственность, изменчивость.

Рост – это необратимое увеличение размеров. Развитие – это приобретение в течении жизни новых качеств. Обмен веществ – это свойство живых организмов в процессе питания, дыхания, выделения обмениваться веществами с окружающей средой. Раздражимость – это реакция на воздействие окружающей среды изменением своего состояния. Наследственность – это способность организмов передавать признаки из поколения в поколение. Изменчивость – это способность организмов приобретать новые признаки.

2. Подберите примеры использования приспособлений живых организмов к окружающей среде в качестве моделей для конструирования механизмов или архитектурных сооружений. Используйте дополнительную литературу или ресурсы Интернета.

а) При внешнем механическом раздражении складывают листочки мимоза и росянка, сжимаются в комочек одиночный коралл – актиния, сворачиваются в шары ежи и броненосцы.

Все эти изменения формы растений и животных носят временный характер.

В биологии такие изменения формы называются обратимыми движениями, а в архитектуре – трансформациями.

Принцип трансформации природных конструкций и систем представляет большой интерес для архитекторов при создании «движущейся архитектуры» - проектов легких, складных транспортабельных домиков различного назначения, быстро трансформируемых помещений (концертных залов, арен) с изменением площади и планировки. Примером этого может служить стадион «Олимпийский» на проспекте Мира в Москве. Это самое большое в нашей стране закрытое спортивное сооружение, которое за короткий срок можно трансформировать в легкоатлетический манеж, гимнастический помост, поле для футбола, площадку для скоростного бега на коньках.

б) Удивительны по способности к избирательному видению глаза лягушки. Лягушка видит только движущиеся предметы, причем только те, которые по форме, размерам, характеру движения ассоциируются у нее с пищей (насекомое) или врагом (тень от быстро надвигающегося предмета). На основе принципов работы глаза лягушки уже создано несколько типов электронных устройств, которые широко применяются на аэродромах для обнаружения летящих самолетов и контроля их движения.

в) Застёжки-липучки - копия приспособлений семян репейника для распространения в среде обитания.

г) Присоски на игрушках и сувенирах - точная копия присосок у пиявок.

д) Построена снегоходная машина «Пингвин», передвигающаяся по рыхлому снегу способом передвижения настоящих пингвинов и развивающая скорость при этом до 50 км/час.

е) Особое устройство глаз мечехвостов, дающее им возможность усиливать контрастность изображения и видеть черное на черном, послужило основой для создания телевизионной техники с чрезвычайно контрастным изображением.