2. Естественная история Ж. Л. Бюффона и идея трансформизма

Подробное решение доклад / тема главы 1 2 по биологии для учащихся 11 класса, авторов А.В. Теремов, Р.А. Петросова Углубленный уровень 2017



Интенсивное накопление все новых и новых фактов, которые не укладывались в рамки метафизики и креационизма и быстрое развитие естествознания во второй половине XVIII в. и особенно в первой половине XIX в. способствовали формированию прогрессивных течений в биологии и активного развития материалистической философии, которая стремилась дать причинное объяснение явлениям природы.

В XVIII веке в биологии разгорелась острая борьба между материализмом и идеализмом. Социальной предпосылкой этой борьбы было буржуазно-революционное движение, приведшее во Франции к революции 1789 г. Идеологами революционной буржуазии были французские материалисты Ж. Ламетри (1709-1751), Д. Дидро (1713-1784), П. Гольбах (1723-1789), К. Гельвеции (1715-1771).

Французские материалисты решительно выступили против креационизма в естествознании. Отвергая идею божества, они доказывали, что мир подчиняется естественным законам, что все сложнейшие явления, включая мышление человека, находят свое объяснение в свойствах материи. Однако их понимание природы было упрощенным, механистическим, что объясняется уровнем естествознания того времени, когда из всех наук только механика достигла известного совершенства. Поэтому и движение материи рассматривалось только как механическое перемещение.

Французские материалисты не могли подняться до понимания движения материи как ее развития от простого к сложному, от низшего к высшему. Они рассматривали его как увеличение или уменьшение, как движение по кругу. Поэтому их материализм оставался метафизическим.

Характерным для их взглядов на изменение органического мира было представление Д. Дидро о прототипе живых существ. По мнению Д. Дидро, виды животных и растений возникли естественным путем из некоего прототипа посредством изменения органов, их увеличения, уменьшения, умножения и преобразования, но не путем прогрессивного исторического развития. Такое представление о возникновении видов получило название трансформизма (лат. trans – пере, forma – форма), что означает переформирование, перерождение. Для XVIII века это было прогрессивное учение.

Трансформисты выступали против метафизического представления о постоянстве видов и против креационистской "теории творения". Они доказывали естественное происхождение органического мира. Однако трансформизм – это еще не эволюционное учение. Он утверждает лишь превращение, трансформацию видов, не поднимаясь до последовательного понимания развития как исторического процесса. Это был лишь первый робкий шаг к диалектическому пониманию развития. Трансформистские представления развивались одновременно философами и естествоиспытателями.

Одним из ранних трансформистов был французский ботаник М. Маршан, который в 1707 г. описал необычную форму розы и пришел к выводу, что она "не могла быть такой от начала света". Позже, в 1719 г., изучая изменения пролески, он писал: "Мы видим рождение двух постоянных видов, которые были нам неизвестны..." (с) – (История биологии. М. Наука, 1972, с. 105).

Отдельные мысли об изменчивости растений и животных высказывали и другие естествоиспытатели, в том числе К. Линней.

Жорж Бюффон

Среди прогрессивных естествоиспытателей XVIII в. особое место занимает Ж. Бюффон (1707-1788) – разносторонний и плодотворный ученый, который много внимания уделял разработке трансформистских идей.

Он находился под влиянием идей французских материалистов и в свою очередь оказал большое влияние на их естественнонаучные взгляды. В распоряжении Бюффона были богатейшие коллекции животных, которые все время пополнялись новыми экспонатами, доставляемыми из всех стран света. Это давало возможность собрать ценные сведения по зоогеографии и экологии животных. Его главное произведение – многотомная "Естественная история" – представляло энциклопедическую сводку всех новейших знаний о животном мире Земли.

Материалистические взгляды Бюффона привели его к представлению о естественном происхождении животных и растений. Более того, он пытался создать общую картину происхождения Земли. По его представлению, Земля откололась от Солнца в виде огненного жидкого шара. Вращаясь в мировом пространстве, она постепенно остывала. Жизнь на Земле появилась в тот период, когда всю поверхность Земли покрыл мировой океан. Кто же были первые обитатели моря? По мнению Бюффона, это были моллюски и рыбы, т. е. сложные организмы. Они возникли внезапно, непосредственно из живых частиц материи, находившихся в океане. При дальнейшем охлаждении Земли в связи с деятельностью вулканов возникла суша. Климат Земли был жарким, и первыми обитателями суши были возникшие из морских организмов тропические животные, подобные современным слонам, копытным и хищникам. Так, по мнению Бюффона, возникло относительно небольшое число главных семейств, от которых путем превращения произошли все остальные животные.

Бюффон считал, что главной причиной изменчивости и "перерождения" животных были такие факторы, как климат, пища, а также гибридизация. По мере расселения животных по земному шару они попадали в разные условия среды и, изменяясь, образовали весь тот многообразный животный мир, который существует в наше время.

Взгляды Бюффона были передовыми для его времени. Он выступал против креационистского представления о сотворении мира и против метафизического взгляда о неизменяемости видов. Но и его точка зрения была метафизической. Сложные организмы, по его представлению, не имели истории развития; они возникли внезапно из "частиц живого вещества".

Взгляды Бюффона противоречили священному писанию, что вызывало злобную реакцию католической церкви. Его учение было объявлено ересью, а труды – подлежащими сожжению на костре. Под давлением реакционных кругов Бюффон был вынужден в 1751 г. публично отказаться от своего учения. Это произошло за 4 года до выхода в свет космогонической теории философа Канта (1755).

Развитие трансформистских идей в Англии в конце XVIII в. связано с именем естествоиспытателя, врача, поэта и философа Эразма Дарвина (1721-1802) – деда Ч. Дарвина. В поэтической форме он излагал свое представление о единстве природы, о возникновении в море простейших форм жизни из неживого, их развитии, усложнении и выходе организмов на сушу, описывал изменчивость живых существ под влиянием природных факторов и рассматривал изменчивость как основную причину многообразия видов. Хотя взгляды Э. Дарвина были непоследовательными, все же он пытался найти в самой природе ответы на сложные вопросы.