Подробное решение доклад / тема главы 10 1 по биологии для учащихся 11 класса, авторов А.В. Теремов, Р.А. Петросова Углубленный уровень 2017
Учение Вернадского о биосфере стало итогом и вершиной жизни и научной деятельности этого выдающегося человека, но и послужило основанием для развития ряда «наук о Земле», стало началом философской концепции о роли человека, его разума и деятельности в жизни планеты и ее преобразовании.
Российский и советский ученый Вернадский Владимир Иванович родился 28 февраля 1863 года в городе Санкт-Петербург в либерально-демократической семье потомственного запорожского казака. Его отец – Иван Васильевич был профессором экономики в Киеве, после переезда в Санкт-Петербург стал служить в чине тайного советника. Мать – Анна Петровна – потомственная русская дворянка.
Владимир Иванович ВернадскийВ 1868 году Вернадские переезжают в Харьков, где в 1873 г. Владимир поступает в первый класс классической гимназии. Через три года семья возвращается в столицу, и обучение его продолжается в Первой Санкт-Петербургской классической гимназии. С 1881 г. по 1885 г. Владимир Вернадский учится на физико-математическом факультете университета, где его учителями были Д.И. Менделеев и А.Н. Бекетов. До 1890 года он продолжает обучение за границей – во Франции, Италии и Германии. Защищает докторскую диссертацию и поступает на кафедру кристаллографии и минералогии Московского университета. С 1906 по 1917 год В.И. Вернадский занимает различные должности в российских академиях наук и университетах, в Государственном совете, занимается организацией изучения радиоактивных материалов, работает за границей. В 1917 году он приезжает в Украину и основывает академию наук. Преподает в Киевском и Таврическом университете. В 1921 году возвращается в Петроград, где был арестован по подозрению в шпионаже. Но был освобожден и в 1922 году создает Радиевый институт, директором которого был до 1939 года. В продолжение этих лет он преподает во Франции, является председателем Комиссии по изучению естественных природных сил России, один из создателей плана ГОЭЛРО. Он продолжает находиться под негласным подозрением и уже с 1930 года не может выезжать за пределы страны. В 1935 году здоровье В.И. Вернадского ухудшилось. Ему было позволено выехать на лечение в Карловы Вары. По окончании лечения, он едет работать во Францию, Германию и Великобританию. Он возвращается в СССР, хотя его дети живут в США. В начале войны он уезжает в Казахстан, где продолжает свои исследования в области ядерной энергетики и пишет книги «О состоянии пространства в геологических явлениях Земли» и «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения». 6 января 1945 года Владимир Иванович Вернадский умер.
В.И. Вернадский – академик Санкт-Петербургской и Российской академии наук, Академии наук СССР. Ученый, мыслитель, естествоиспытатель, общественный деятель. В сфере его интересов была химия, геология, биология, почвоведение, минералогия, радиология, философия и история. Благодаря разносторонним, глубоким и фундаментальным знаниям, а также философскому складу мышления, он развил ранее предложенные теории, создал учение о биосфере и преобразовал, в ранее несуществовавшую науку — биогеохимию.
Если попытаться изложить учение Вернадского о биосфере кратко, то оно будет выглядеть так: главная и определяющая роль в биосфере принадлежит живому веществу, в котором человек занимает центральное и решающее положение.
В первую очередь учение Вернадского о биосфере определяет ее структуру. Основными составляющими являются живое и неживое или косное вещество. Объем косного вещества на планете значительно превышает объем живого, которое составляет всего лишь 0,25% всей биосферы. Кроме того, в структуру входит еще пять компонентов. Биогенное вещество, то есть полученное в результате жизнедеятельности живого и переработанное им. Биокосное или то, которое образуется при взаимодействии живого и неживого. Прежде всего вода и почва. Биосфера содержит в себе вещества, находящиеся в стадии радиоактивного распада и попавшие в нее из космоса, а также рассеянные атомы.
Живое вещество В.И. Вернадский рассматривает не как нечто единожды появившееся и застывшее в своем начальном состоянии, а как постоянно развивающееся, обладающее структурой и строением. Оно различно по этим признакам, как во времени, так и в пространстве. Определенному строению вещества соответствует определенное пространство. Из этого ученый делал вывод, что и само пространство разнообразно, а раз так, то живое и косное вещество имеют разное происхождение.
Рассматривая различные теории происхождения жизни, формы ее существования во Вселенной, а также считая ее одной из обязательных форм существования материи, В.И. Вернадский пришел к выводу, что о жизни можно говорить как о чем-то вечном, но только в геологическом временном исчислении. И, тем не менее, настаивал на единстве пространства и времени для жизни.
Родоначальниками теории о биосфере следует считать французских ученых XIX Ламарка и Реюта, которые для обозначения области распространения жизни ввели термин «биосфера». Австрийский геолог Зюсс применял этот термин для обозначения особой оболочки Земли, включающей всю совокупность живых организмов. Такое определение биосферы существует и сейчас.
Свое учение о биосфере В.И. Вернадский системно изложил в книге «Биосфера», состоящую из двух частей: «Биосфера и космос» и «Область жизни», опубликованной в 1926 году. Продолжение учение получило в книге «Химическое строение биосферы Земли», изданное через 20 лет после смерти ученого.
В них биосфера представлена как целостная система, обладающая всеми ее характерными качествами. Функцию управления системой он отдал живому веществу. Взаимодействие живого и неживого порождает разнообразные гео- и биохимические процессы, содействует миграции атомов. Как утверждал В.И. Вернадский, биосфера – это единство пространства или среды обитания и результата деятельности живых организмов, который происходит благодаря солнечной энергии и обеспечивает круговорот веществ в природе. Вступая во взаимодействие с внешним слоем земной коры, живое вещество воздействует на него, изменяет его химическое состояние и дает старт круговороту или миграции атомов. Это же влечет за собой эволюцию живых организмов. Изменение и создание новых форм жизни, по мнению В.И. Вернадского, должно привести к увеличению биогенной миграции и расширению пределов существования живого вещества. Область существования может быть ограничена только неблагоприятными абиотическими факторами. Это: наличие или отсутствие кислорода, углекислого газа и минералов, воды в жидком ее состоянии, температурные показатели, химическое состояние среды.
Для учения о биосфере автор определил ее функцию, которую охарактеризовал пятью постулатами. Первый – первичная жизнь уже при своем появлении была формой разнообразной, сложной и многофункциональной. Второй – не было первого живого организма, потому что их сразу возникла масса. И эта масса была таковой, что благодаря своему составу и сложности, могла обеспечить всю биохимическую полноту жизни. То есть первым появился не отдельный организм, а целостный биоценоз. Третий, является следствием второго. Какие бы биоценозы по виду и составу ни появлялись и исчезали в процессе эволюции, все они обеспечивают единственную функцию – химическую. Четвертый постулат касается обеспечения миграции химических элементов в биосфере. Для этого живые организмы дышат, питаются, растут, рождаются и умирают, а химические элементы на протяжении миллионов и миллионов лет образуют все те же минералы и проходят все те же циклы преобразования. Для того чтобы эти преобразования осуществлялись достаточно деятельности простых одноклеточных организмов. И об этом пятый постулат.
То есть разнообразие живых организмов необходимо лишь для устойчивости системы, но не является обязательным условием для круговорота химических элементов. А раз так, то появление человека не являлось обязательным этапом эволюции, и тем более его вершиной. Он считал ключевым условием существование жизни на Земле поступление солнечной энергии, главным преобразователем которой являются зеленые растения.
В.И. Вернадский определил границы биосферы, то есть те пределы, в которых существует жизнь. Это нижняя часть атмосферы, верхняя часть литосферы и вся гидросфера. Он определил общность живого и неживого вещества. Это то, что они состоят из одних и тех же химических элементов. На этом основании были сформулированы основные биогеохимические принципы. Это стремление биогенной миграции к максимальному своему проявлению, для чего идет перманентная эволюция видов в направлении создания наиболее эффективных форм и происходит постоянный химический обмен между живым веществом и окружающей средой под воздействием солнечной энергии.
Понятие «ноосфера» было предложено миру французским математиком Леруа. Свое авторство он делил с геологом и философом Шарденом. Разрабатывая свое учение, В.И. Вернадский биосфера и ноосфера, как термины и понятия, расположил в иерархическом и историческом порядке.
Развитие жизни, благодаря центральной роли в ней человека, согласно теории В.И. Вернадского, обязательно придет к стадии ноосферы. Для наступления этого этапа в эволюции биосферы существовали все необходимые предпосылки.
Во-первых, это расселение человека по всей поверхности планеты и его доминирование над всеми иными видами живых организмов.
Во-вторых, возникновение возможности глобального обмена информацией.
В-третьих, получение дополнительной энергии, из новых источников.
В-четвертых, он считал, что в мире победила демократия и народные массы стали управлять государствами.
Пятая предпосылка также спорна, как и предыдущая. Ею, по мнению Вернадского, является то, что все большее количество людей стало интересоваться и заниматься наукой. Развитие науки он считал единственным доказательством прогресса. На основании всего этого В.И. Вернадского относят к историческим оптимистам. С этим трудно согласиться, учитывая исторический период и государства, в которых жил ученый. Его исторический оптимизм стал скорее не доказательством неотвратимости прогресса, а оправданием безжалостного отношения человека к природе.
Ноосфера или сфера разума, место взаимодействия человеческого общества и природы. В.И. Вернадский считал, что разумная деятельность человека должна вести к развитию. Он говорил, что это новая стадия эволюции биосферы. Во времена создания своей теории ноосферы, достижения человечества в ядерной сфере были на начальном этапе. Сам В.И. Вернадский уделял большое внимание этому направлению развития науки. Его слова о том, что разум и воля человека являются огромной силой, оказывающей глубокое воздействие на природу и до сих пор еще не получившей надлежащей оценки, нашли свое подтверждение. Уровень и степень его воздействия на природу трудно преувеличить – он глобален. Но, к сожалению, кроме воли, в нем немного разума. Ученый явно переоценил человека.
В.И. Вернадский автор еще одной научной теории или дисциплины или даже научного направления – это биогеохимия, которая легла в основу учения о биосфере.
Биогеохимия является разделом геохимии и изучает состав живого вещества и процессы, происходящие при его участии в биосфере. Биогеохимию можно назвать междисциплинарной, так как она изучает общие проблемы с биологией, экологией, почвоведением и другими науками об окружающей среде. Основным предметом исследования в биогеохимии является углекислый газ, его соединения и природные циклы. Именно в ней возникли вопросы, касающиеся глобального потепления. Одним из достижений биогеохимии считается открытие биогеохимических провинций, то есть областей с недостатком или избытком какого-либо химического вещества или соединения.