§ 32. Становление представлений о происхождении человека

Подробное решение параграф § 32 по биологии для учащихся 11 класса, авторов А.В. Теремов, Р.А. Петросова Углубленный уровень 2017



Вопрос. Вспомните, какие мифы о происхождении человека существуют в культурах разных народов мира.

Ответ. В мифах разных народов рассказывается, как человек произошел от животных. Например, в некоторых индейских племен Южной Америки существовал такой перевод: когда-то жили люди – животные, от которых потом пошли люди, звери и птицы. Поскольку в Америке различных племен индейцев было много, было и множество мифов. В одном из них рассказывается такая история о происхождении человека на земле. Давным-давно земля была населена бородатыми людьми, они были очень похожи на белых людей. В то время солнце и луна еще жили на земле как супруги. Солнце и луна, наблюдая войны людей, пошли на небо. А через некоторое время послали на землю большую красную звезду по имени Марс, перевоплотилась в великана. Марс уничтожил всех злых людей, а вместо них создал из глины новых мужчину и женщину.

У египтян в Африке и в шумеров в Азии также была версия о том, что человек был создан из глины богами для того, чтобы она послушно и без устали работала на них. У жителей Севера является предание о ворона, создал людей из камней, костей и травы. У народов Сибири и жителей Северной Америки сохранились мифы о медведе, от которого мы все ушли. Древние называли медведя «отец», «старый» или «мать», «бабушка ». Интересные мифы составили чукчи. Они верили, что человек возник из пыли.

А тунгусы считали, что первые люди возникли из чудесной большой рукавицы. Папуасы верили, что люди произошли от животных.

Индейцы одного из племен хранили сказания о том, что первые люди вылупились из яиц, которые отложил удивительный птица.

В Индии существует миф о том, что высшее божество Брахма создал Вселенную, а потом силой духа создал сыновей. их имена: Маричи, Атри, Ангирас, Пуластья, Пулаха, Крату, Дакша и Бхригу. Они стали родоначальниками богов и людей. Брахма также стал основателем человеческих родов.

В Китае хранят предание о прародительнице человечества богиню Нюйва. Нюйва – наполовину женщина, наполовину змея или дракон. Согласно древнего мифа, Нюйва порождала людей как бесформенную, нерасчлененность массу. Мифические герои помогали ей создавать людей, создавая части тела: Шанпянь – глаза и уши, Санлинь – руки. По поздней версии этого мифа, Нюйва лепила людей из глины. Она опускала в глиняную массу веревку, потом вытаскивала веревку вместе с налипшими комочками глины. С комочков, павших на землю, выходили люди, которые дали начало бедным родам. Знатные и богатые люди ушли от тех, кого Нюйва вылепила своими руками.

В Библии рассказано, что Бог создал человека на шестой день сотворения мира. Мужчина был создан по образу и подобию Бога. Бог дал ему имя Адам. Чтобы не Адам одинок, Бог взял у него одно ребро, из которого создал Еву – жену Адама. Адам и Ева стали прародителями человечества.

Вопрос. 1. Как исторически формировались взгляды на происхождение человека?

Ответ. Наиболее древней является религиозная теория происхождения человека. Для множества религий мира характерна, с одной стороны, вера в божественное происхождение жизни, в том числе самого человека, а с другой – признание души как источника человеческого в человеке, т. е. то, что выделяет человека из многообразия живых существ. Человек, согласно большинству религиозных теорий, отличается от всех животных тем, что получил свою бессмертную душу от Бога. Таким образом, религиозные теории происхождения человека основаны, как правило, на идее чуда, божественного вмешательства в данное явление.

По-другому объясняют происхождение человека сторонники теории палеовизита. По их мнению, человек является созданием пришельцев из космоса, которые, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа, ставшие причиной появления человека и человечества.

По мере развития самого человека, а также наук, изучающих человека, возникают и развиваются научные (материалистические) представления о происхождении человека. Большим достижением в этом направлении было появление во второй половине XIX в. эволюционной теории Чарльза Дарвина. Его работы, особенно «Происхождение видов путем естественного отбора», «Происхождение человека и половой отбор», положили начало глубокой научной теории, где была обоснована идея появления различных видов животных, в том числе и человека, в ходе долгого эволюционного развития. Сформулированная в ней симиальная теория (от лат. simia – обезьяна) основывалась на положении о том, что современный человек представляет последнее высокоорганизованное звено в цепи развития живых существ и имеет общих далёких предков с современными человекообразными обезьянами. В 1872 г. в работе «О выражении эмоций у человека и животных» Дарвин дополнил свою теорию, показав, что многие эмоции человек и животные выражают сходным образом. Эти научные труды вызвали большой общественный резонанс. У симиальной теории появились активные сторонники и непримиримые противники. Соотношение биологических и социальных факторов в антропогенезе рас¬крыл немецкий философ Фридрих Энгельс (1820—1895). Он разработал трудовую теорию, основные положения которой были изложены им в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1874). Процесс становления и развития человека – антропогенез – носил длительный и эволюционный характер и был неразрывно связан со становлением общества – социогенезом.

Вопрос 2. Что характерно для донаучных концепций антропогенеза – антропологических мифов и библейских сказаний? На чём они основывались?

Ответ. У разных народов существовали различные представления о том, как появился человек. По одному из китайских мифов, люди появились из паразитов, ползавших по телу Паньгу, когда он лежал на смертном одре, а ветер их развеял повсюду. Но эта версия унижала человеческое достоинство. Поэтому она не получила широкого распространения. По более позднему преданию, у Паньгу была жена. Она родила сыновей и дочерей, и от них пошел род человеческий. Но и эта версия не получила широкого признания, т.к. лишала образ Паньгу фантастичности.

В китайской мифологии существует сказание о том, как небесные божества создавали людей: Хуан-ди разделил людей на мужчин и женщин, а Шантянь сделал уши, глаза, рот и нос, Санлинь – руки и ноги. В этой работе участвовала Нюйва, но что она сделала, – не ясно. Но и этот миф не получил распространения. Наибольшим доверием пользовался миф о сотворении людей богиней Нюйва. Рядом с именем Нюйва встречается имя Фуси (Паоси, Баоси). По преданию, Фуси и Нюйва первоначально были братом и сестрой. В более поздних преданиях – мужем и женой. От Фуси и Нюйва, которые изображались до пояса в виде людей, в головных уборах и халатах, а ниже пояса – в виде змеи (дракона), с крепко переплетенными хвостами, и произошли люди.

Древнегреческие философы тоже отвечали на вопрос о происхождении людей. Анаксимандр считал, что животное рождается из влаги, испаряемой солнцем. Человек вначале был подобен животному, а именно, рыбе.

Большое внимание эволюции органической материи уделял Эмпедокл. Его воззрения по этому вопросу наивны, но они заключают в себе догадку о естественном возникновении жизни. Эмпедокл выделяет четыре периода в этом процессе.

Религиозная (иудейско-христианская) концепция происхождения человека связывает его появление с волей Бога. Как творение Бога человек имеет двойственную природу: земную и божественную. Как земное существо человек смертен и грешен. Как божественное существо человек обладает чувствующей, мыслящей, неизменной, вечной, бессмертной душой.

Вопрос 3. С именами каких учёных связано развитие научных взглядов на происхождение человека? В чём сущность их открытий, гипотез и теорий?

Ответ. Родство человека с животными было отмечено еще учеными античного мира. Так, Аристотель относил человека в своей классификации к группе «животные с кровью». Древнеримский врач Клавдий Гален, производя анатомические вскрытия обезьян, убедился в значительном сходстве строения органов тела человека и животных.

В 1735 г. в работе «Система природы» К. Линней впервые дал научное описание вида Человек разумный (Homo sapiens L.).

Первым, кто установил непосредственное родство человека с человекообразными обезьянами, был Ж. Б. Ламарк, сформулировавший антропогенную гипотезу происхождения человека. Движущими силами превращения обезьяны в человека Ламарк считал прямохождение и привычку пользоваться челюстями не только для жевания, что, по его мнению, привело к превращению передних конечностей в руки и изменило лицо. Антропогенная гипотеза Ламарка успеха не имела как и его эволюционная концепция.

Наиболее убедительные доказательства происхождения человека от животных были приведены позже, в 1871 г. Ч. Дарвином в книге «Происхождение человека и половой отбор». Сформулированная в ней симиальная теория (от лат. simia – обезьяна) основывалась на положении о том, что современный человек представляет последнее высокоорганизованное звено в цепи развития живых существ и имеет общих далёких предков с современными человекообразными обезьянами. В 1872 г. в работе «О выражении эмоций у человека и животных» Дарвин дополнил свою теорию, показав, что многие эмоции человек и животные выражают сходным образом.

Соотношение биологических и социальных факторов в процессе происхождения человека было раскрыто в трудах немецкого ученого Фридриха Энгельса, создавшего трудовую теорию антропогенеза.

Кратко их можно охарактеризовать следующим образом.

1. При переходе от древесного образа жизни к наземному самые ранние предки человека стали отвыкать от пользования руками для передвижения и всё более осваиваили прямую походку.

2. Отдалённый предок человека вначале использовал естественные орудия, а с освобождением рук от передвижения начал изготавливать искусственные орудия. У последующих поколений древних людей рука постепенно совершенствовалась в изготовлении орудий труда.

3. Развитие руки влекло за собой развитие всего тела человека, в том числе и головного мозга, являющегося высшим регулятором функций организма.

4. С появлением более совершенных орудий древний человек стал заниматься охотой, рыбной ловлей. Сытная белковая пища заменила более объёмную низкокалорийную растительную, что в комбинации с увеличением трудовой активности привело к развитию головного мозга.

5. Использование шкур убитых животных, а также огня, добываемого во время грозы, а позднее и при помощи примитивных орудий, позволило человеку расселиться в местах с более суровым климатом, распространиться по планете.

6. Обработанная огнём пища легче усваивалась, способствовала уменьшению нагрузок на челюсти, зубы и жевательную мускулатуру. Лицо нашего далёкого предка приняло более благородный облик, уменьшились надбровные дуги, челюстные кости стали менее массивными.

7. Древний человек начал приручать диких животных, а затем окультурил и стал выращивать необходимые ему растения. Это позволило увеличить разнообразие пищи, человек стал меньше страдать от голода.

8. Коллективная охота и совместное изготовление орудий труда требовали взаимной помощи и поддержки. Благодаря этому у древнего человека появилась и развилась речь. С речью возникла способность к мышлению.

Таким образом, согласно трудовой теории Ф. Энгельса общественный характер трудовых отношений стал основным условием, определившим превращение древних человекообразных обезьян в человека.

Вопрос 4. Сравните взгляды на происхождение человека Линнея, Ламарка, Дарвина и Энгельса. Что общего и различного во взглядах этих учёных?

Ответ. Мысли о божественном сотворении человека придерживался К. Линней, который в 1735 г. впервые дал научное описание вида Человек разумный (Homo sapiens L.). Поместив человека в отряд Приматы, Линней в то же время не предполагал его родства с животными и обращался к нему со словами: «Memento Creatoris Tui» (Помни своего Творца).

Ж.Б. Ламарк, сформулировал в 1809 г. антропогенную гипотезу происхождения человека. Он высказал предположение, что предком человека могла быть одна из ныне живущих человекообразных обезьян – «ангольский оранг»,т.е. по современной систематике – шимпанзе. Движущими силами ее превращения в человека Ламарк считал прямохождение, что привело к превращению передней конечности обезьяны в руку человека.

В 1871 г. Ч. Дарвином в книге «Происхождение человека и половой отбор». Была изложена симиальная теория (от лат. simia – обезьяна) основывалась на положении, что современный человек представляет последнее, высокоорганизованное звено в цепи эволюции живых существ и имеет общих далеких предков с современными человекообразными обезьянами.

Соотношение биологических и социальных факторов в процессе происхождения человека было раскрыто в трудах немецкого ученого Фридриха Энгельса, создавшего трудовую теорию антропогенеза. Ее положения были изложены им в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1874).

Таким образом, все ученые считали, что человек относится к приматам. Линней считал, что человек – это творение бога. Ламарк, Дарвин и Энгельс считали, что предком человека были человекообразные обезьяны и человек появился в результате эволюции. Они считали, что существовали движущие силы эволюции, позволившие появится человеку и при этом главную роль сыграла рука человека.