Подробное решение параграф 14 по биологии для учащихся 11 класса, авторов Теремов А.В., Петросова Р.А. 2017
Вопрос. Вспомните, какие существуют в культурах разных народов мира мифы и легенды о появлении на Земле первых людей.
Ответ. В мифах разных народов рассказывается, как человек произошел от животных. Например, в некоторых индейских племен Южной Америки существовал такой перевод: когда-то жили люди – животные, от которых потом пошли люди, звери и птицы. Поскольку в Америке различных племен индейцев было много, было и множество мифов. В одном из них рассказывается такая история о происхождении человека на земле. Давным-давно земля была населена бородатыми людьми, они были очень похожи на белых людей. В то время солнце и луна еще жили на земле как супруги. Солнце и луна, наблюдая войны людей, пошли на небо. А через некоторое время послали на землю большую красную звезду по имени Марс, перевоплотилась в великана. Марс уничтожил всех злых людей, а вместо них создал из глины новых мужчину и женщину.
У египтян в Африке и в шумеров в Азии также была версия о том, что человек был создан из глины богами для того, чтобы она послушно и без устали работала на них. У жителей Севера является предание о ворона, создал людей из камней, костей и травы. У народов Сибири и жителей Северной Америки сохранились мифы о медведе, от которого мы все ушли. Древние называли медведя «отец», «старый» или «мать», «бабушка». Интересные мифы составили чукчи. Они верили, что человек возник из пыли.
А тунгусы считали, что первые люди возникли из чудесной большой рукавицы. Папуасы верили, что люди произошли от животных.
Индейцы одного из племен хранили сказания о том, что первые люди вылупились из яиц , которые отложил удивительный птица.
В Индии существует миф о том, что высшее божество Брахма создал Вселенную, а потом силой духа создал сыновей. их имена: Маричи, Атри, Ангирас, Пуластья, Пулаха, Крату, Дакша и Бхригу. Они стали родоначальниками богов и людей. Брахма также стал основателем человеческих родов.
В Китае хранят предание о прародительнице человечества богиню Нюйва . Нюйва – наполовину женщина, наполовину змея или дракон. Согласно древнего мифа, Нюйва порождала людей как бесформенную, нерасчлененность массу. Мифические герои помогали ей создавать людей, создавая части тела: Шанпянь – глаза и уши, Санлинь – руки. По поздней версии этого мифа, Нюйва лепила людей из глины. Она опускала в глиняную массу веревку, потом вытаскивала веревку вместе с налипшими комочками глины. С комочков, павших на землю, выходили люди, которые дали начало бедным родам. Знатные и богатые люди ушли от тех, кого Нюйва вылепила своими руками.
В Библии рассказано, что Бог создал человека на шестой день сотворения мира. Мужчина был создан по образу и подобию Бога. Бог дал ему имя Адам. Чтобы не Адам одинок, Бог взял у него одно ребро, из которого создал Еву – жену Адама. Адам и Ева стали прародителями человечества.
Вопрос 1. Как исторически формировались взгляды на происхождение человека?
Ответ. Наиболее древней является религиозная теория происхождения человека. Для множества религий мира характерна, с одной стороны, вера в божественное происхождение жизни, в том числе самого человека, а с другой – признание души как источника человеческого в человеке, т. е. то, что выделяет человека из многообразия живых существ. Человек, согласно большинству религиозных теорий, отличается от всех животных тем, что получил свою бессмертную душу от Бога. Таким образом, религиозные теории происхождения человека основаны, как правило, на идее чуда, божественного вмешательства в данное явление.
По-другому объясняют происхождение человека сторонники теории палеовизита. По их мнению, человек является созданием пришельцев из космоса, которые, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа, ставшие причиной появления человека и человечества.
По мере развития самого человека, а также наук, изучающих человека, возникают и развиваются научные (материалистические) представления о происхождении человека. Большим достижением в этом направлении было появление во второй половине XIX в. эволюционной теории Чарльза Дарвина. Его работы, особенно «Происхождение видов путем естественного отбора», «Происхождение человека и половой отбор», положили начало глубокой научной теории, где была обоснована идея появления различных видов животных, в том числе и человека, в ходе долгого эволюционного развития.
Процесс становления и развития человека – антропогенез – носил длительный и эволюционный характер и был неразрывно связан со становлением общества – социогенезом.
Вопрос 2. Чем характеризовались донаучные воззрения на происхождение человека?
Ответ. У разных народов существовали различные представления о том, как появился человек. По одному из китайских мифов, люди появились из паразитов, ползавших по телу Паньгу, когда он лежал на смертном одре, а ветер их развеял повсюду. Но эта версия унижала человеческое достоинство. Поэтому она не получила широкого распространения. По более позднему преданию, у Паньгу была жена. Она родила сыновей и дочерей, и от них пошел род человеческий. Но и эта версия не получила широкого признания, т.к. лишала образ Паньгу фантастичности.
В китайской мифологии существует сказание о том, как небесные божества создавали людей: Хуан-ди разделил людей на мужчин и женщин, а Шантянь сделал уши, глаза, рот и нос, Санлинь – руки и ноги. В этой работе участвовала Нюйва, но что она сделала, – не ясно. Но и этот миф не получил распространения. Наибольшим доверием пользовался миф о сотворении людей богиней Нюйва. Рядом с именем Нюйва встречается имя Фуси (Паоси, Баоси). По преданию, Фуси и Нюйва первоначально были братом и сестрой. В более поздних преданиях – мужем и женой. От Фуси и Нюйва, которые изображались до пояса в виде людей, в головных уборах и халатах, а ниже пояса – в виде змеи (дракона), с крепко переплетенными хвостами, и произошли люди.
Древнегреческие философы тоже отвечали на вопрос о происхождении людей. Анаксимандр считал, что животное рождается из влаги, испаряемой солнцем. Человек вначале был подобен животному, а именно, рыбе.
Большое внимание эволюции органической материи уделял Эмпедокл. Его воззрения по этому вопросу наивны, но они заключают в себе догадку о естественном возникновении жизни. Эмпедокл выделяет четыре периода в этом процессе.
Религиозная (иудейско-христианская) концепция происхождения человека связывает его появление с волей Бога. Как творение Бога человек имеет двойственную природу: земную и божественную. Как земное существо человек смертен и грешен. Как божественное существо человек обладает чувствующей, мыслящей, неизменной, вечной, бессмертной душой.
Вопрос 3. С именами каких ученых связано развитие научных взглядов на происхождение человека?
Ответ. Родство человека с животными было отмечено еще учеными античного мира. Так, Аристотель относил человека в своей классификации к группе «животные с кровью». Древнеримский врач Клавдий Гален, производя анатомические вскрытия обезьян, убедился в значительном сходстве строения органов тела человека и животных.
Первым, кто установил непосредственное родство человека с животными, был Ж.Б. Ламарк.
Наиболее убедительные доказательства происхождения человека от животных были приведены позже, в 1871 г. Ч. Дарвином в книге «Происхождение человека и половой отбор».
Соотношение биологических и социальных факторов в процессе происхождения человека было раскрыто в трудах немецкого ученого Фридриха Энгельса, создавшего трудовую теорию антропогенеза.
Вопрос 4. Какое значение для выяснения вопроса о происхождении человека имели труды К. Линнея, Ж.Б. Ламарка, Ч. Дарвина и Ф. Энгельса?
Ответ. Мысли о божественном сотворении человека придерживался К. Линней, который в 1735 г. впервые дал научное описание вида Человек разумный (Homo sapiens L.). Поместив человека в отряд Приматы, Линней в то же время не предполагал его родства с животными и обращался к нему со словами: «Memento Creatoris Tui» (Помни своего Творца).
Ж.Б. Ламарк, сформулировал в 1809 г. антропогенную гипотезу происхождения человека. Он высказал предположение, что предком человека могла быть одна из ныне живущих человекообразных обезьян – «ангольский оранг»,т.е. по современной систематике – шимпанзе. Движущими силами ее превращения в человека Ламарк считал прямохождение, что привело к превращению передней конечности обезьяны в руку человека.
В 1871 г. Ч. Дарвином в книге «Происхождение человека и половой отбор». Была изложена симиальная теория (от лат. simia – обезьяна) основывалась на положении, что современный человек представляет последнее, высокоорганизованное звено в цепи эволюции живых существ и имеет общих далеких предков с современными человекообразными обезьянами.
Соотношение биологических и социальных факторов в процессе происхождения человека было раскрыто в трудах немецкого ученого Фридриха Энгельса, создавшего трудовую теорию антропогенеза. Ее положения были изложены им в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1874).
Вопрос 5. Какое заблуждение свойственно противникам теории животного происхождения человека?
Ответ. Почти все, кто выступал против теории животного происхождения человека, попросту ее не понимали, полагая, что речь идет о происхождении человека от существующих в настоящее время человекообразных обезьян. Такое заблуждение и ныне свойственно некоторым противникам теории животного происхождения человека.
Вопрос 6. Перечислите краткие тезисы трудовой теории антропогенеза.
Ответ. Краткие тезисы трудовой теории антропогенеза.
1. При переходе от древесного образа жизни к наземному предки человека стали отвыкать от пользования руками для передвижения и усваивали все более прямую походку.
2. Предок человека вначале использовал естественные орудия, а с освобождением руки от передвижения начал изготавливать искусственные орудия. В последующих поколениях рука совершенствовалась в изготовлении орудий труда.
3. Развитие руки влекло за собой развитие всего тела человека, в том числе и головного мозга, отвечающего за орудийную деятельность.
4. С появлением более совершенных орудий человек стал заниматься охотой, рыбной ловлей. Сытная белковая пища заменила более объемистую растительную и в комбинации с увеличением активности в трудовой деятельности привела к развитию способностей и головного мозга.
5. Шкуры убитых животных, а также употребление огня, полученного во время грозы, извержения вулкана, а позднее добываемого при помощи примитивных орудий, позволили человеку расселиться в местностях с более суровым климатом.
6. Обработанная огнем пища легче усваивалась, требовала меньших нагрузок от челюстей и зубов и жевательной мускулатуры. Лицо нашего предка приняло более благородный облик.
7. Древний человек начал приручать животных, а затем возделывать посевы растений. Это увеличило разнообразие питания – человек стал меньше страдать от голода.
8. Коллективная охота и совместное изготовление орудий труда требовали взаимной помощи и поддержки. Благодаря этому у людей развилась речь. С речью появилась способность к мышлению.
Вопрос 7. Что стало основным условием, определившим превращение древних человекообразных обезьян в человека? Каковы его последствия для становления и развития человеческого общества?
Ответ. Основным условием, определившим превращение древних человекообразных обезьян в человека стала трудовая деятельность. Отличительная черта человека – создание и применение орудий труда. С их помощью он изменяет среду обитания, сам производит необходимое; животные же используют лишь данное природой. Применение орудий труда резко уменьшило зависимость человека от природы, ослабило действие естественного отбора, В процессе труда (совместная охота, изготовление орудий) люди объединялись, что порождало необходимость общения и вело к возникновению речи как способа этого общения. Под влиянием труда и речи мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который при всем сходстве с обезьяньим далеко превосходит его по величине и совершенству. Развитие мозга и органов чувств, совершенствование сознания «оказывало обратное воздействие на труд и на язык, давая обоим все новые и новые толчки к дальнейшему развитию».
Энгельс впервые указал на роль труда как решающего фактора в становлении человека. Труд, по его словам, – «первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека». Данные современной антропологии подтвердили теорию Ф. Энгельса о роли труда в происхождении человека. На протяжении многих миллионов лет шел отбор особей, способных к орудийной деятельности, более смекалистых, с более ловкими руками. На всем пути палеонтологической летописи человека останкам наших далеких предков сопутствуют остатки орудий труда той или иной степени сложности.