§ 5. Право на службе человека

Подробное решение параграф § 5 по обществознанию рабочая тетрадь для учащихся 7 класса, авторов И.С. Хромова, О.Ю. Скворцова 2013-2015



1. Объясните, почему слова «право», «правда», «правильный» являются родственными.

Они имеют корень "прав" и происходят от слова "право", что значит "норма". Эти слова происходят от праславянского «правъ», что означало стоящий на позициях истины, справедливый, правильный, невиноватый, прямой (искренний).

Право — основное понятие юриспруденции, один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения.

Конкретное определение права зависит от типа правопонимания, которого придерживается тот или иной учёный (то есть его представлений о праве). В то же время определения различных школ позволяют наиболее полно представить право. Поэтому для развития правовой науки особенно важен плюрализм, которого не всегда удаётся добиться в силу традиционной близости этой отрасли знаний к государственной власти.

Правда – То, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей. Справедливость, честность, правое дело.

Правильный — являющийся таким, каким и должен быть в соответствии с логическими, этическими или иными правилами, законами, принципами и т.п. В частности, логическая правильность представляет собой соответствие законам и правилам логики.

2. Подчеркните правовые нормы.

3) Общее образование является обязательным.

4) Нельзя принимать на работу подростков младше 14 лет.

5) Вступать в брак можно по достижении 18 лет.

6) В 18 лет молодые люди подлежат призыву на военную службу.

3. Объясните смысл афоризмов, пословиц и поговорок о законах и выполните задания.

• «Суров закон, но это закон» (латинское изречение).

Перед чем должны приклонять свои головы все. Законы - справедливы, и от того, что мы иногда не правы, а закон говорит, что нам нужно понести наказание, для нас это сурово- но это закон.

• «Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им» (Вольтер, французский философ).

Если людей не пугать законами, то они будут делать то, что хотят, то есть: Грабить, убивать и т д. Но если закон будет устрашать граждан, то он будет устанавливать порядок в обществе. Люди знают, что за проступки есть соответственные наказания, поэтому гораздо меньшее количество людей будет нарушать закон. Значит, если не будет нарушителей, то все остальные будут защищены

• «Народ должен защищать закон как свой оплот, как охранительную свою стену» (Гераклит, древнегреческий философ).

Народ должен защищать закон, как свой оплот, как охранительную свою стену. Потому что закон гарантирует народу его права, то есть защищает народ от произвола.

В политике и юриспруденции закон - это набор правил или норм поведения, который определяет, предписывает, разрешает или запрещает определённые отношения между людьми, организациями и государством, обеспечивает методы непредвзятого обращения с этими людьми, а также наказания для тех, кто не следует установленным правилам поведения.

В человеческом обществе закон устанавливает формальный режим, который упорядочивает виды человеческой деятельности и человеческие отношения методом систематического применения силы со стороны политически организованного общества.

• «Лучшие законы рождаются из обычаев» (Ж. Жубер, французский писатель).

Смысл фразы, в том, что нельзя создавать законы против обычая, устоя. В том, что есть определенный уклад жизни на протяжении существования человечества (обычаи), а законы, должны только узаконить, а не перечеркнуть.

• «Законы должны иметь для всех одинаковый смысл» (Ш. Монтескьё, французский философ).

Ш. Монтескье этим высказыванием хотел сказать, что в независимости от пола, возраста, национального признака и других критериев, закон должен быть общим для всех, одинаковым. Не должно быть таких людей, которые смогли бы уклониться от закона, а значит и от наказания за совершенное. Закон – это нормативный акт, принимаемый представительным органом, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. Но получается так, что есть в нашем обществе такие люди, которые позволяют себе безнаказанно перешагивать через него. Уход от строки закона – это очень актуальная проблема и тема для размышлений. Она затрагивает не одного человека, а все общество в целом.

• «Закон должен быть краток, чтобы его легко могли запомнить и люди несведущие» (Сенека, римский философ).

Не знание-не освобождает от ответственности, поэтому люди, которые пишут законы, всегда должны помнить о том, что уровень знаний у каждого человека разнится.

А. Как и когда появились право и законы?

Самые первые написанные на бумаге системы законов появились очень давно. Их издал в древнем Вавилоне царь Хаммурапи около 4 тысяч лет назад. Эти законы были направлены против воровства и другого недостойного поведения человека. В его своде древних законопроектов четко определялись права собственников имущества и права гражданина.

Сначала законы издавались царями. Цари сами решали, какие нормы поведения нужно закрепить на законодательном уровне и сами судили преступников. В 534 году император Византии Юстиниан создал свой известный Гражданский Кодекс. Потом этим стали заниматься судьи. Появились специалисты в правовой области, которые изучали законы и могли их растолковать людям.

В Древней Греции законы принимались волей всех граждан, а во времена расцвета Римской империи законы получили новое содержание. Многие из них в несколько измененном виде дошли и до наших дней и даже используются в современном законодательстве. Большой вклад в развитие правовой системы был сделан в средние века. После 12 века на основе положений римских законопроектов стало стремительно развиваться в странах Европы общее, гражданское и международное право.

За свою длительную историю развития законы перетерпели множество изменений и сейчас они отличаются от древних. Хорошее знание законов и умение использовать их на практике выделилось в особое направление, которое в современной жизни называется юриспруденцией.

Б. Для чего существуют законы в обществе?

Законы нужны для того, чтобы курировать и контролировать вопрос взаимодействия личностей в обществе и взаимодействия общества с государством. Так что, можно сказать со значительной уверенностью о том, что законы в обществе нужны для того, чтобы поддерживать порядок и защищать интересы каждого человека в отдельности.

Для чего именно нужны законы в обществе?

1. Для контроля защиты прав каждого человека в общества, были созданы определенные нормативы, причем, создались такие нормативы достаточно давно, и до сих пор, они видоизменяются и модернизируются, обеспечивая человеку максимальные параметры защиты;

2. Для контроля поведения людей в обществе и их нормального взаимоотношения, законодательная база выступает в роли основы. Если бы не было законов, то в принципе, структура государственности была бы утрачена, так как существовал бы принцип подавления слабого сильным;

3. Для формирования государственности. Ни одно государство не может существовать без порядка. Все законы, которые создаются в обществе, направлены также на создание более сильного и крепкого государства, способного развиваться и предоставлять гражданам возможность получения более стабильной социальной защиты.

В. Какими должны быть законы?

До тех пор, пока мы будем придумывать законы, справедливости в них будет столько же, сколько и вариантов их интерпретаций.

Не существует ни одного аналогичного преступления, нет ни одного похожего друг на друга преступника.

Пока мы не поймём, что закон должен быть единым для абсолютно каждого, максимально простым для понимания и преследовать не человека, а зло в человеке, любой юрист найдет в нём лазейку.

Должен быть один-единственный закон-всё, что делает жизнь человека хуже-преступление.

Каждое деяние должно разбираться только с позиции здравого смысла, всегда – индивидуально, без аналогий. Виновных выявлять по всей цепи событий, не взирая ни на какие иммунитеты. Каждый, кто оказался каким-либо боком причастным к преступлению-прямо или косвенно-должен быть наказан.

4. Заполните схему «Признаки права».

Праву присущи следующие специфические признаки.

1. Право состоит из норм, т. е. из правил поведения, которые являются обязательными. Суть данного признака заключается в соблюдении норм права независимо от отношения к ним со стороны физических, юридических лиц, государственных и муниципальных образований. Это свойство права обусловлено верховенством и независимостью (суверенитетом) государственной власти, от которой в основном и исходят нормы права. Однако степень обязательности норм права может быть разной, что зависит от круга их адресатов. Так, норма, устанавливающая налог на доходы физических лиц, общеобязательна, а положения, касающиеся местных налогов, имеют силу только в отношении субъектов, проживающих или осуществляющих свою деятельность на определенной территории. Нормы корпоративные действуют в отношении работников и акционеров данной корпорации и обязательны только для них.

2. Исполнение норм права обеспечивается и охраняется государством. Большинство правовых норм исполняется и соблюдается добровольно. Однако далеко не все из них претворяются в жизнь людьми в силу их внутреннего убеждения. Поэтому за каждой нормой потенциально стоит возможность государственного принуждения к исполнению, а также применения мер ответственности за ее нарушение. Иной раз правовые предписания реализуются лишь потому, что за ними стоит государство, которое может в любой момент применить санкции за нарушение правовых норм. Государство в прямом смысле охраняет право. Государственная охрана может быть разноплановой и выражаться не только в виде наложения мер юридической ответственности или санкций, но и в виде осуществления различных организационных, организационно-технических, превентивных, восстановительных, воспитательных и других мер государственных органов. Этим мерам отводится большая роль, ибо они позволяют стабилизировать правовой порядок в обществе, не приводя в действие дорогостоящий государственный репрессивный аппарат.

Обеспеченность норм права государственным принуждением — это главный признак, позволяющий отличить право от других социальных норм.

3. Нормы права обязательно выражены в официальной форме: закреплены в нормативных актах либо в других юридических документах (судебных решениях, договорах и др.). Значительная их часть облекается в законодательную форму. Иная часть права существует в других формах. Вот почему право никогда не может совпадать с законодательством. Оно шире законодательства по объему и соотносится с ним как целое и часть. Все же другие социальные нормы (обычаи, традиции, нормы морали и др.) возникают и существуют чаще в форме стабильных убеждений людей или в форме общественного мнения.

4. Юридические нормы отличаются формальной определенностью. Она проявляется не только в том, что правовые предписания находят письменное выражение в различных юридических документах, но и в том, что они по своему содержанию отличаются четкостью, определенностью и даже лапидарностью, т. с. предельно сжатым, кратким и выразительным слогом. Достигается это с помощью правовых понятий, их определений, выработанных столетиями применения и использования правил законодательной техники. Благодаря такой определенности субъекты права четко знают границы правомерного и неправомерного, свои права, свободы и обязанности, размер и вид ответственности за совершенное правонарушение. Формальная определенность, важнейшее свойство права, позволяет внести строгость и четкость в общественный порядок, избежать произвольного толкования и применения юридических норм. Уместно заметить, что термин «закон» образован от сочетания слова «кон» (гранина) и частицы «за», означающей предел движения, предел поступков. Таким образом, даже этимологически закон означает четкие границы поведения субъектов права.

5. Нормы права образуют не просто совокупность, а именно систему. Причем систему разветвленную и детализированную, отличающуюся внутренним единством, согласованностью и логической взаимосвязью. В отличие от права нормы морали, обычаи закрепляют главным образом лишь общие принципы и эталоны поведения. Системность в право привносится именно законодателем, хотя эта его деятельность и имеет объективные предпосылки и основания. Существующие в сознании, в поведении нормативные установки этим свойством не обладают. Только в системе, во взаимосвязи правовые нормы могут проявить свои регулирующие свойства, поскольку общественные отношения, регулируемые правом, как правило, также взаимосвязаны. Причем чем теснее увязка и согласованность правовых предписаний, тем эффективнее право. Напротив, несогласованность юридических норм между собой, их противоречие приводят к тому, что многие юридические нормы не действуют.

5. Сформулируйте пять причин, по которым необходимо соблюдать законы, и проанализируйте последствия их соблюдения.

Причины: Сохранение порядка в стране. Показ хорошего примера младшим поколениям. Забота о других людях. Уверенность в собственной безопасности.

Последствия: Отсутствие проблем. Уважение людей. Уверенность в безопасности. Спокойствие.

1. Законы определяют права для всех членов общества. а. значит. лишь на их основе может быть создано и функционировать государство.

2. Законы регламентируют соотношение прав и обязанностей членов общества, что позволяет достичь определённого баланса между производством и потреблением.

3. Законы устанавливают меру наказания за определённые деяния (равно как и преступное бездействие) , что направлено на социальную защищённость членов общества.

4. Соблюдение законов обеспечивает гражданский мир в обществе. ибо любая революция начинается с нарушения законов.

5. Наличие законов, общих для всего государства, направлено на сохранение территориальной и общественной целостности страны.

6. Составьте развёрнутый план по теме «Правосознание и правовая культура».

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Правосознание и правовая культура как элементы духовной культуры общества.

2) Структура правосознания:

а) правовая идеология (идеи, взгляды, концепции, отображающие понимание права); б) правовая психология (чувства, эмоции, отношения к праву).

3) Функции правосознания: а) оказывает влияние на правотворчество и содержание права (принимаемые законы отображают правосознание депутатского корпуса); б) влияет на правоприменение (судья, вынося решение, руководствуется своим правосознанием); в) способствует соблюдению и исполнению права (правопорядок зависит от того, как люди относятся к праву).

4) Классификация правосознания: а) в зависимости от субъекта (индивидуальное, групповое, общественное); б) по мотивационно-регулятивному характеру (законоодобряющее, законопослушное, закононарушающее); в) по уровню знаний (обыденное, профессиональное, научное).

5) Черты и признаки современной правовой культуры: а) осознание определяющей роли прав и свобод человека; б) утверждение в массовом правосознании чувства уважения к закону; в) правовая активность граждан в отстаивании своих прав.

6) Сущность правового нигилизма и его опасность для общества.

7. Приведите примеры из своего жизненного опыта или из жизни своих ровесников, показывающие, как право регулирует нашу жизнь.

Например, право на личную неприкосновенность. Благодаря нему человек не имеет права ударить другого, за это последует наказание.

Право на презумпцию невиновности. Т.е. если человек находится под следствием и не доказали его вину в разбое, убийстве и пр., а какой-либо репортер, журналист приписал его к убийце. За клевету последует штраф.

8. Право и мораль имеют сходства и отличия. Сформулируйте и запишите общие черты права и морали.

Сформулируйте и запишите основные различия права и морали.

Общие черты:

а) принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нор­мативности;

б) являются основными регуляторами поведения;

в) имеют общую цель - регулирование поведения людей со стратегичес­кой задачей сохранения и развития общества как целого;

г) базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе;

д) выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы.

Различия:

1. Мораль формируется ранее права, правового сознания и государствен­ной организации общества. Можно сказать, что мораль появляется вместе с обществом, а право — с государством. Хотя мораль тоже имеет свой истори­ческий период развития и возникает из потребности согласовать интересы индивида и общества.

2. В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна: в обществе мо­жет действовать несколько моральных систем (классов, малых социальных групп, профессиональных слоев, индивидов). При этом в любом обществе су­ществует система общепринятых моральных взглядов (так называемая гос­подствующая мораль).

3. Нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде, обществе взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, порядочности, благородстве и других категори­ях этики. (Основные категории морального сознания - «добро» и «зло», без которых невозможна любая моральная оценка.) При этом процесс формирова­ния моральных систем идет спонтанно, в недрах общественного сознания. Процесс правообразования тоже весьма сложен, имеет глубокие социальные корни, однако право в единстве своей формы и содержания предстает как ре­зультат официальной деятельности государства, как выражение его воли.

4. Мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования. И в этом плане даже трудно различить мораль как форму об­щественного сознания и мораль как нормативный социальный регулятор, в от­личие от права, где достаточно четко можно провести границу между правовым сознанием и правом. Право, по сравнению с моралью, имеет четкие формы объективирования, закрепления вовне (формальные источники права). Конеч­но, ту или иную моральную систему можно систематизировать и изложить в письменном виде как некий моральный кодекс. Однако речь идет о том, что мораль как особый социальный регулятор объективно в этом не нуждается.

5. Не совпадают предметы регулирования норм права и норм морали. Ес­ли их представить в виде кругов, то они будут пересекаться. То есть у них есть общий предмет регулирования и есть социальные сферы, которые регулиру­ются только правом или только моралью. Специфический предмет морально­го регулирования - сферы дружбы, любви, взаимопомощи и т. п., куда право, как регулятор, требующий внешнего контроля за осуществлением своих предписаний и предполагающий возможность государственно-принудитель­ной реализации, не может и не должно проникать. Однако есть и сферы пра­вового регулирования, к которым мораль не подключается в силу того, что они принципиально, по своей природе не поддаются моральной оценке: они этически нейтральны. К таким сферам относится, в частности, предмет тех­нико-юридических норм.

6. С точки зрения внутренней организации та или иная моральная систе­ма, будучи относительно целостным нормативным образованием, не облада­ет такой логически стройной и достаточно жесткой структурой (законом связи элементов) как система права.

7. Право и мораль различаются по средствам и методам обеспечения реа­лизации своих норм. Если право, как известно, обеспечивается возможнос­тью государственно-принудительной реализации, то нормы морали гарантируются силой общественного мнения, негативной реакцией общества на нарушение норм морали. В то же время природа морали такова, что подлин­но моральное поведение имеет место в том случае, когда оно осуществляется в силу личной убежденности человека в справедливости и необходимости этических требований, когда поведением человека руководит его совесть. Су­ществует «золотое правило» морали: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе».

9. Работаем с историческими фактами.

А. Справедлив ли такой подход к созданию законов? Обоснуйте свой ответ.

Справедлив. Есть смертные грехи? Прелюбодеяние, праздность, гордыня – понеси же и смертную казнь за них.

Б. Как вы считаете, совпадают ли законы Драконта с моральными нормами современного общества и почему?

К современному обществу эти законы ну никак не относятся. Украл буханку хлеба - 3 года тюрьмы, украл эшелон угля - олигарх.

В. Сформулируйте основной принцип справедливых законов.

Справедливые законы будут только тогда, когда будет справедливое общество.

10. Составьте список неотложных мер, которые могут помочь повысить уровень правовой культуры в обществе и исправить положение.

Для повышения правовой культуры необходимо учитывать ряд задач. Во-первых, «обеспечить надлежащую ориентацию в основополагающих началах и принципах правовой системы государства». Эти принципы, исходные руководящие идеи правовой системы, подразделяются на отраслевые (например, единобрачие, добровольность вступления в брак - это принципы семейного права), межотраслевыми (гласность судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону - принципы гражданского процессуального и уголовного процессуального права), основными конституционными. Знание основных принципов правовой системы позволяет глубоко понять общественную сущность права, его разумность и необходимость, способствует переходу правовых знаний в убеждения.

Во-вторых, «создать базу для значительного расширения объёма и повышения уровня правового поведения адресатов права». Высокий уровень правового поведения людей обеспечивает не только свободу, но организованность общественных отношений, их подчиненность общественному порядку. Правовое поведения людей означает понимание людьми справедливости и полезности правовых установок, их ответственности перед обществом и государством за свои поступки. Другими словами «правовое поведение основано на социальной зрелости и юридической грамотности граждан». Всё это представляет собой общественно полезное явление, которое считается предпосылкой нормального функционирования гражданского общества с развитой правовой культурой.

В-третьих, «обеспечить грамотную и эффективную борьбу носителей права и обязанностей за свои законные интересы» преодолеть правовую пассивность. Важнейшая часть правовой культуры - чувство законности и справедливости - должна вырасти в потребность бороться за справедливость, несмотря на возникающие трудности. Однако противодействие несправедливости не должно превышать пределов необходимой защиты. Например, нельзя «распускать руки» в ответ на словесное оскорбление в общественном месте. Для этого есть другие, законные меры. Их выбор впрямую зависит от уровня сформированности правовой культуры.

В-четвёртых, осуществлять работу по профилактике правонарушений в аспекте реального действия принципа «незнание закона не освобождает от ответственности» и вести борьбу на преодоление правового нигилизма, которое овладело за последнее время массовым сознанием. Такой нигилизм коренится в правовом невежестве граждан и должностных лиц, их слабой информированности о законах, а также в умышленном, или скорее неосознанном желании их обойти, проигнорировать, если это приносит ощутимые выгоды при минимальном риске подвергнуться санкциям. Чтобы искоренить правовой нигилизм следует обратить внимание на качество самих законов, которые являются причиной подрыва доверия народа к законодателю.

В-пятых, «активизировать правовое поведение». От активности, действенности позиции каждого в борьбе с нарушениями законности зависит стабильность правопорядка в обществе, поэтому большое значение имеет способность граждан помогать государству в его правоохранительной деятельности.