ЛИРИКА ЛЕРМОНТОВА 196-211стр.

Подробное решение Страница 196-211стр. по литературе для учащихся 9 класса, авторов Царева О.И., Капцев В.А., Капшай Н.П. 2009



1. В чем своеобразие изображения природы в стихотворении

«Когда волнуется желтеющая нива...»?

В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...» поэт создал образ гармонии природы и человека. Через гармонию с природой душа человека словно забывает о несовершенстве мира и обретает желанный покой. Следует отметить, что такой образ природы, как в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...», встречается у поэта довольно редко. Чаще природа является определенным фоном и отражает душевное состояние героя, неудовлетворенность и смятение. Художественные олицетворения позволяют сделать описываемую картину живой: «волнуется желтеющая нива», «свежий лес шумит при звуке ветерка», «прячется в саду малиновая слива», «ландыш серебристый приветливо качает головой», «студеный ключ... лепечет мне таинственную сагу про мирный край, откуда мчится он». Природа как бы играет с лирическим героем, открывая ему свои неведомые грани. Лермонтовское стихотворение наполнено ощущением покоя, безмятежного счастья, которое разлито в природе. По своему настроению стихотворение М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...» оптимистично, так как позволяет увидеть лирическому герою, а вместе с ним и читателю высшую истину.

2. Какие чувства и размышления Лермонтов хотел пробудить у читателей-современников стихотворением «Прощай, немытая Россия...»?

Стихотворение отражает, в первую очередь, моральное состояние автора и умышленно представляет мир в мрачных тонах, является стихотворение «Прощай, немытая Россия». Оно было создано зимой 1841 года в Санкт-Петербурге, накануне отъезда поэта на Кавказ. Лермонтов провел в северной российской столице больше месяца, рассчитывая выйти в отставку и поставить жирный крест на военной карьере, которая его тяготила. Однако по настоянию бабушки был вынужден отказаться от этой идеи. Светские рауты не прельщали поэта, вызывая в нем острое чувство раздражения, возвращаться на службу тоже не хотелось. Кроме этого, рассчитывая посвятить свою жизнь литературе, Лермонтов осознавал, что из-за своих резких и обличительных стихов находится в опале, и двери многих знатных домов для него уже закрыты. Пребывая в столь скверном расположении духа, поэт видел мир исключительно в черных тонах. И если в его раннем творчестве присутствует лирика, то стихи последнего года трудно отнести к категории романтических. «Прощай, немытая Россия» — произведение, которое выворачивает наизнанку всю подноготную страны.

Поэт желал настроить читателей на свою авторскую интонацию, хотел, чтобы все прониклись теми мыслями и чувствами, которые испытывает и переживает он. Россия для него — страна рабов и господ, голубые мундиры жандармов, народ, во всем покорный самовластью. Поэту ненавистна «всевидящая и всеслышащая» сила тайной полиции, которая одинаково преданно следит за любым «возмутителем спокойствия» самодержавно-крепостнического государства. Лермонтову неприемлем этот порядок Николаевской империи. Это вызывает у него чувство ненависти и презрения.

3. Почему в стихотворении «Родина» автор называет свою любовь к родине «странной»? В чем проявляется патриотизм поэта?

Стихотворение «Родина» было создано Лермонтовым в начале 1841 года, а в этом же году в июле месяце поэт был убит на дуэли. Оно посвящено теме Отечества, которая была близка и дорога ему.

Стихотворение начинается с утверждения, которое вызывает удивление: «Люблю Отчизну я, но странною любовью!» — утверждает поэт. Лермонтов очень просто и искренно объясняет это. Официальный образ Отчизны — «слава, купленная кровью», «полный гордого доверия покой», «старины заветные преданья». Критик Н. Добролюбов разъяснял эти три позиции так: воинская слава, покой государства и память об историческом прошлом. Лермонтов противопоставляет общей любви свою «личную» любовь: «ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям; Проселочным путем люблю скакать в телеге... Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз... Чету белеющих берез», «полное гумно», «избу, покрытую соломой», «пляску с топаньем и свистом...» Русская поэзия еще не знала такой любви к Родине, не знала такой Родины. Тем, кто любил не Родину, а государство, кто любил официально, любовь Лермонтова к своей Отчизне могла показаться «странной». Вот эта особенная любовь и патриотизм лейтмотивом звучат в стихотворении «Родина».

4. Почему стихотворение «Смерть поэта» стало событием исторической значимости?

Всю боль утраты, невосполнимой потери, горя, которое испытал М.Лермонтов после известия о смерти Пушкина, выразил он в стихотворение «Смерть Поэта. Каждая строфа — почти крик горя, ненависть к убийце (Лермонтов не сомневался в том, что произошло убийство), жажда справедливости и вера в то, что эта справедливость восторжествует. Однако царь не вмешался в эту ситуацию, а русская аристократия приняла сторону убийцы, видя в этой истории банальную любовную ситуацию. Однако Лермонтову было ясно, что без поддержки высшего света и его молчаливого одобрения Дантес не решился бы на убийство. В этой национальной трагедии есть конкретный убийца Дантес, но есть и общественное мнение, которое способствовало убийце. К своему стихотворению Лермонтов дописал постскриптум, который придал политическую окраску произведению. К двум темам — скорби по утрате гениального поэта России, призыву к отмщению — добавилась еще одна — ответственность высшего света и его явная вина в смерти поэта. Намеки переросли в прямое обвинение царю и свету, приобрели адресатов: «надменные потомки известной подлостью прославленных отцов», «вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи!» От обвинений Лермонтов перейдет к прямым угрозам всем виновникам гибели Пушкина: «Но есть и божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет; Он недоступен звону злата». Постскриптум разошелся в списках, один из которых попал к царю с припиской «воззвание к революции». В стихах поручика Лермонтова Николай I увидел прямое покушение на устои самодержавной власти, этого он не мог простить ни Пушкину, ни Лермонтову…

5. В чем сходство и различие образа поэта в элегии «Смерть поэта» и стихотворении «Поэт»?

Одна из тем, которая волновала Лермонтова — тема поэта и поэзии. В некоторых стихах она напрямую связана с именем Пушкина — которым Лермонтов восхищался и почитал. Его смерть стала для Лермонтова сильным ударом. Д впечатлением своих эмоций, он рисует в своей элегии «Смерть Поэта» образ «оклеветанного молвой», гонимого, но не сломленного светом борца, восставшего «против мнений света», не боявшегося сказать ему правду. «Свободный, смелый дар» поэта, его «дивный гений» предпочел смерть моральному уничтожению, и в этом для Лермонтова высокий пример истинного Поэта. Как в продолжении своих размышлений в 1838 году Лермонтов напишет стихотворение «Поэт». Здесь он рассуждает об истинном поэте, его общественном назначении. Лермонтов отметит высокую миссию поэта в обществе: «Бывало, мерный звук твоих могучих слов Воспламенял бойца для битвы...», «Твой стих, как божий дух, носился над толпой И, отзыв мыслей благородных, Звучал, как колокол на башне вечевой Во дни торжеств и бед народных». В стихотворении использован прием развернутого сравнения поэта с кинжалом. Когда-то грозное боевое оружие, верно служившее своему господину на поле битвы, кинжал теперь превратился в золотую игрушку, безвредную и бесславную. Судьба поэта похожа на судьбу кинжала. Из славного и грозного борца за справедливость и правду поэт превратился в «осмеянного пророка», который, по словам Лермонтова, «в наш век изнеженный» «свое утратил назначенье, На злато променяв ту власть, которой свет Внимал в немом благоговенье? » К сожалению обществу не нужны поэты-пророки... В финале произведения звучит пламенный призыв обрести свое слово, неотразимое, как удар кинжала, жесткий, твердый, неотвратимый….

6. Какие черты, по мнению Лермонтова, присущи его современникам? Охарактеризуйте образ поколения 1830-х гг. в стихотворениях «Дума» и «Как часто пестрою толпою окружен...».

Лермонтов постоянно задумывается об обществе, в котором живет, думает о поведении своих современников. В 1838 году появляется на свет стихотворение «Дума», в котором дает откровенную характеристику поколению 30-х годов. «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно». Борьбу декабристов с царизмом поколение 30-х рассматривает как «ошибки отцов» («Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов...»); оно отошло от участия в общественной жизни и углубилось в занятия «наукою бесплодной», его не тревожат вопросы добра и зла; оно проявляет «позорное малодушие» перед опасностью и выступает «презренными рабами» перед властью. Этому обществу не нужны ни поэзия, ни другие виды искусства; в душе их «царствует... какой-то холод тайный», не возбуждая ни высоких чувств, ни горячих стремлений. Участь этого поколения печальна: «Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа...» Лермонтов осуждает свое поколение за апатию, равнодушие, безучастность. Однако он призывает его к пробуждению от сна, к нравственному обновлению. «Стих, облитый горечью и злостью», Лермонтов не раз бросал в лицо светскому обществу, к которому принадлежал сам. Казалось бы, аристократия — цвет общества, люди образованные, занимающие высокие посты в государстве, управляющие им, должны быть достойным примером для всех, в этом государстве живущих. Но Лермонтов видит их другими. В стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен...» поэт создает образ светского общества в виде толпы, в которой «При диком шепоте затверженных речей, Мелькают образы бездушные людей, Приличьем стянутые маски». Лермонтов даёт жесткую и обличительную характеристику русской аристократии, которая стала безликой массой, не желающей иметь собственное мнение и не позволяющей делать это никому. Они раболепно и восторженно принимают и соглашаются на любое решение властимущих. Они действительно – духовные мертвецы.

7. Какое влияние на белорусскую литературу оказал М. Ю. Лермонтов?

На становление белорусских писателей: Ф. Богушевича, Тетки (А. Пашкевич), Я. Купалы, Я. Коласа в той или иной степени творчество Лермонтова сыграло значительную роль. Многие из них перекликались с русским поэтом своими темами, витающим духом романтизма в произведениях. Не равнодушными к лермонтовской поэзией были З. Бядуля, М. Лужанин, К. Крапива. А. Кулешов признавался, что направление его поэтической деятельности во многом определила работа над переводами произведений Лермонтова. Не последнюю роль сыграл тот факт, что белорусские писатели, стремясь приблизить творчество Лермонтова к белорусскому читателю, занимались переводами его лучших произведений. Первые переводы поэм «Мцыри» и «Демон» на белорусский язык были опубликованы еще в 1920-х годах (М. Кравцов). Значительными достоинствами обладают переводы поэм, сделанные Я. Коласом, А. Зарицким, В. Шаховцом, М. Климко- вичем. За переводы лермонтовских поэм и избранных стихотворений А. Кулешову была присвоена премия имени Я. Купалы.

Великому русскому поэту посвящали свои стихи и статьи П. Бровка, Я. Брыль, О. Лойко, Ф. Пестрак, М. Танк и др. Значение М. Лермонтова для белорусской культуры точно отметил С. Граховский: «Наследие Лермонтова — это наше народное богатство, сокровище, переходящее из века в век». Являясь классиком, гением своего времени, поэт на долгие годы стал эталоном в литературе, мастером поэтического слова.