§ 14. Культура и искусство первой половины XX в

Подробное решение параграф § 14 по истории для учащихся 9 класса, авторов Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. 2016



1. Какие открытия фундаментальных наук в конце XIX — начале XX в. изменили представление о мироздании и были названы «революция в естествознании»? Что нового было сказано наукой об обществе и человеке в начале XX в.?

Открытие элементарных частиц и проникновение в тайны материи уже тогда назвали революцией в естествознании, поскольку они привели к пересмотру прежних представлений о материи и в целом о мироздании.

На смену классической (ньютоновской) научной картине мира пришла новая — она называется неклассической картиной мира. В ней особое место отводится случайности (индетерминизм). Человек представляется песчинкой в случайном мире атомов, и в то же время от позиции человека или его взгляда на мир, оказывается, зависит описание мира. Принцип относительности вводит в картину реальности наблюдателя, человека, субъекта, как говорят философы. Именно относительно наблюдателя или субъекта и происходят все эффекты теории относительности. Картина мира субъективизируется. В этом суть неклассического подхода к объяснению мира. «Природа познавалась как существующая сама по себе, в своих собственных взаимодействиях. Под влиянием теории относительности наметилась тенденция к субъективистским формулировкам» (А. Н. Уайтхед, 1925). От картины мира, где царит окончательная истина, произошел переход к пониманию мира с точки зрения субъекта, будь он наблюдатель в определенной системе отсчета или человек со своим субъективным взглядом на мир. Такой подход к восприятию мира проявился во всех сферах человеческой деятельности — в культуре, науке и т. д. Так поэт, художник эпохи модернизма (1880—1960-е гг.) стремится представить свой личный неповторимый взгляд на мир. В науке проявляется интерес к изучению человека, человеческого сознания и т. д.

Популярны стали произведения сторонников философии жизни А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, которые взывали к признанию иррациональных сторон поведения и психики человека. В начале XX в. по-иному были поставлены проблемы изучения человеческого сознания, особенно процессов художественного мышления и творчества, а также общественного поведения личности и масс.

Учение о бессознательных мотивах, влечениях стало не только методом восстановления душевного равновесия пациентов, но и инструментом художественного творчества. Оно легло в основу многих трудов по философии, истории, искусству и литературе.

Не меньшее значение для понимания особенностей художественного творчества и познания имело учение французского философа А. Бергсона о творческой интуиции.

В конце XIX — начале XX в. в странах Европы и США получила развитие социология — наука о различных сторонах развития общества и общественного поведения людей. Широкую известность приобрели труды М. Вебера.

2. Чем был обусловлен поворот в общественной мысли, литературе и искусстве первой трети XX в. от рационализма и реализма XIX в. к модернизму и авангардизму? Назовите представителей символизма в поэзии и изобразительном искусстве. Объясните особенности стиля модерн.

Причины поворота к модернизму и авангардизму: бурное развитие различных направлений, поиски и эксперименты в искусстве и литературе рубежа веков (1880—1914 гг.) получили дальнейшее развитие и переосмысление. В 1920—1930-е гг. на искусство и литературу оказывали огромное влияние совершенно новые явления и события: мировая война и ее последствия, революции, социальные конфликты, подъем национализма.

Представители символизма в поэзии: Ш. Бодлер, П. Верлен, С. Маларме.

Представители символизма в изобразительном искусстве: О. Бердслей (Англия), Пюви де Шаванн (Франция), Г. Климт (Австрия), А. Бёклин (Германия).

Стиль модерн. Модерн — это игра с мечтой и утонченной, таинственной красотой. Для модерна характерны стилизованные природные формы. Стиль модерн легко узнаваем благодаря характерным кривым, плавным, прихотливо изогнутым линиям, получившим выразительное название «удар бича». Наряду с растительными мотивами использовались форма и окраска птиц и насекомых, обитателей морских глубин и раковин. Модерн также обращается к японским гравюрам и плетеным орнаментам древних кельтов.

3. Какие новые явления в умонастроениях, культуре и искусстве были вызваны Первой мировой войной? Что имеется в виду под понятием «литература «потерянного поколения»?

Предчувствия кануна социальных потрясений у многих литераторов порождали настроения пессимизма и тоски. В той или иной форме это находило отражение в творчестве.

Писатели обращались к темам несправедливости в обществе, судьбе творческой личности.

Реальная жизнь не давала оснований для оптимизма, расцветает жанр антиутопии (романы Е. И. Замятина, А. П. Платонова, О. Хаксли, Дж. Оруэлла).

В творчестве литераторов и художников в 1920—1930-х гг. особую значимость приобрели социально-политические мотивы. Социальные движения в ряде стран вызвали к жизни революционные течения в искусстве. В то же время в тоталитарных государствах искусство стало обслуживать эти режимы. В таких странах наука оказалась на службе у войны, а искусство — на службе у пропаганды.

В 1920-е гг. появляется плеяда ярких, талантливых молодых писателей, создавших литературу «потерянного поколения» — так американская писательница Г. Стайн назвала группу американских литераторов, проживавших в Париже (Э. Хемингуэй, Д. Дос Пассос и др.). Это направление в литературе 1920-х гг. отразило протест против бесчеловечной бойни Первой мировой войны. В 1920-е гг. были опубликованы «Фиеста» и «Прощай, оружие!» Э. Хемингуэя, «На Западном фронте без перемен» Э.-М. Ремарка.

4. Почему тоталитарные режимы были враждебны новым поискам в искусстве и литературе?

При тоталитарных режимах искусство и литература должны служить этому режиму – прославлять его и поддерживать. А поиск новых направлений может привести к появлению инакомыслия и в последующем к ликвидации режима.

5. Какие изменения произошли в изобразительном искусстве в 1920—1930-е гг. в странах Азии и Латинской Америки?

В 1920—1930-е гг. искусство в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки сближается с европейским. Особенно это было заметно в Китае, Японии, Индонезии.

В странах Латинской Америки уже в начале XX в. упрочилось так называемое испанское течение в изобразительном искусстве (Мексика, Куба, Чили), а также сказалось влияние французских художественных школ (Венесуэла, Уругвай).

Крупные перемены в искусстве Латинской Америки связаны с деятельностью мексиканских художников. «Великая тройка» — Д. Сикейрос, Д. Ривера, X. Ороско — создала образцы новой монументальной живописи, пытаясь в прямой публицистической форме отобразить революционные события.

6. Назовите основные направления в изобразительном искусстве первой половины XX в. Используйте иллюстрации на вклейке и в тексте.

Постимпрессионизм, кубизм, фовизм, экспрессионизм, неопримитивизм, абстрактный экспрессионизм, супрематизм, дадизм, сюрреализм.