§ 6. Преобразования в области культуры и быта

Подробное решение параграф § 6 по истории для учащихся 8 класса, авторов В.Н. Захаров, Е.В. Пчелов 2016



Стр. 43, Ключевые вопросы перед параграфом

Что изменилось в культурной жизни России в Петровскую эпоху? Как воспринимали современники новшества царя-реформатора?

В культурной жизни России в Петровскую эпоху изменилось многое: одежда, быт, жилище высших слоев общества, развивалось образование, наука, искусство, медицина. Современники воспринимали новшества царя-реформатора по разному: одни поддерживали, другие противились.

Стр. 46 Вопросы внутри параграфа

Вспомните по материалу всеобщей истории, какие стили господствовали в европейской архитектуре в XVIII веке.

В европейской архитектуре в XVIII веке господствовали стили: барокко, рококо и классицизм.

Стр. 50, вопросы к документу

1. Определите круг вопросов, по которым даются наставления юношеству в цитируемом сочинении. Какие заголовки вы бы включили в этот текст?

Круг вопросов, по которым даются наставления юношеству в этом сочинении:

Отношения с родителями, поведение за столом, поведение при разговоре, поведение за столом, поведение в гостях, поведение в компании. Эти заголовки можно включить в этот текст.

2. Какими качествами должен был обладать благовоспитанный молодой человек Петровской эпохи?

Благовоспитанный молодой человек Петровской эпохи должен был обладать такими качествами: вежливость, учтивость, уважение старших, сдержанность, честность.

3.* Можно ли заметить в тексте элементы сословного подхода? Если да, то какие? На какую группу юношества ориентированы приводимые правила?

Элементы сословного подхода заметить в тексте можно. Например, это проявляется в сравнении поучаемого с деревенским мужиком. Приводимые правила ориентированы на группу юношества дворянского происхождения.

4. Выскажите суждение, в какой мере содержащиеся в данном сочинении советы полезны для современных молодых людей. Объясните, почему вы так считаете.

Содержащиеся в данном сочинении советы полезны и актуальны для современных молодых людей. В XXI веке, так же как и в XVIII веке востребованы такие качества, как вежливость, уважение старших, сдержанность, честность. Наблюдая современных молодых людей, можно сделать вывод, что многие из них испытывают дефицит этих качеств.

Стр. 50 Вопросы после параграфа

1. Продолжите заполнение таблицы о преобразованиях Петра I.

Таблица заполнена, см. выше

2. Охарактеризуйте достижения в образовании и общественном просвещении в Петровскую эпоху.

Петр I обучение дворянских детей за границей, открытие образовательных учреждений: Морская академия, Артиллерийская, Инженерная школы, Медицинское училище, цифирные школы, гарнизонные школы, создание гражданской азбуки, развитие издательского дела, газетного дела, открытие библиотек, музеев, Академии наук.

3. Как создавался первый российский музей? Разъясните, чем отличается музей от коллекции.

Кунсткамера — кабинет редкостей, в настоящее время — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (МАЭ РАН) — первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге. Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен своей "особенной" коллекцией анатомических редкостей и аномалий. Здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом Российской академии наук

Пётр I во время «великого посольства» в 1697—1698 годах осматривал крупные преуспевающие города Голландии и Англии. Увидел и заморские кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. На страницах дневника, который приказал вести Пётр, часто мелькает восклицание «зело дивно!». Есть запись и о новейшей науке анатомии: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, — сердце человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, — как нитки…». Петра очень заинтересовали подобные новшества и царь, не скупясь, закупал целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости. Эти предметы и легли в основу «государева Кабинета», а потом и Петровской Кунсткамеры, первого российского естественнонаучного музея.

Вернувшись в Россию, Пётр занялся обустройством русского «кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев Кабинет». Вся коллекция была размещена в Людских палатах при Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий манер Кунсткамерой, то есть «кабинетом редкостей». Событие это произошло в 1714 году и стало считаться датой основания музея.

Отличие музея от коллекции

Как создавался первый российский музей? Разъясните, чем отличается музей от коллекции

4. Приведите исторические свидетельства о способах, которыми царь-реформатор внедрял европейскую культуру в России. Чем вы объясните такую культурную политику? Какую оценку ей дадите?

Европейскую культуру царь-реформатор внедрял почти насильственными способами; надевать европейское платье, брить бороды всем жителям городов, кроме духовных лиц, проводить ассамблеи. Историческое свидетельство – указ о штрафе за ношение бороды. Объяснялась такая культурная политика стремлением Петра превратить Россию в европейскую державу. Оценивать эту политику можно по разному, с одной стороны, любое насилие неприемлемо в любых целях, с другой стороны, для развития страны были необходимы перемены и, прежде всего, в умах людей. Изменить мышление можно, в том числе, изменяя условия жизни, быт, в ходе общения с иностранцами.

5. Проведите обсуждение на тему «Европейское влияние и национальное своеобразие в российской живописи Петровской эпохи».

«Европейское влияние и национальное своеобразие в российской живописи Петровской эпохи»

История русского искусства в начале XVIII века претерпела перелом. Древнерусское искусство сменилось новым «европейским» искусством. Иконопись уступила место живописи. Петр I посылает за границу учеников постигать европейское искусство и наиболее известные из них – гравер Алексей Зубов и портретист Иван Никитин – положили начало в русском реалистическом искусстве. Начало XVIII века явилось решающим для русской живописи. Именно этот период утвердил замену древних художественных традиций. Прибытие из-за границы крупнейших мастеров является ключевым в развитии всех видов искусств в России.

Развитие иконописи в древнерусском стиле остановилось, новая церковная живопись была подчинена новой церковной архитектуре. Иконы утратили свой стиль: они стали просто картинами на религиозные темы. В это время многие петровские «пенсионеры» после обучения за границей возвращаются в Россию. За рубежом они обучались «портретной» и «исторической» живописи.

Менялся не только изобразительный язык, но и вся образная система. Иными становились цели и место художника в общественной жизни страны. Развивались новые жанры, особенно благоприятные условия возникли для портрета. Интерес к изображению «парсуна» (персона) возник на Руси уже во второй половине XVII века. Изобразительный язык парсуны во многом условен: фигура, почти сливающаяся с фоном, трактовалась плоскостно, гамма красок темна. Художник еще учится всматриваться в черты лица, улавливать и передавать на холсте портретное сходство, пытается через внешний облик понимать человека. Традиции парсуны еще довольно долго будут жить в портрете XVIII века, вплоть до середины столетия.

Вместе с тем, с начала XVIII века происходит становление новых форм портрета. Образ человека требовал смелых, живописных решений. В отличие от иностранцев, русские художники стремились преодолеть поверхностное восприятие натуры и создавали произведения, полные энергии, выразительности и яркой красочности.

Национальная специфика русской портретной живописи проявилась в следующем: русские мастера выработали 1) свои композиционные схемы, 2) тональность и стилевые установки.

Портрет в России в XVIII веке стал жанром, воплотившим специфические русские черты:

- на портретах изображались люди, которые полнокровно и целостно воспринимают мир

- особое внимание уделялось одежде, аксессуарам, драгоценностям – как своеобразной оправе лица

- цветовая гамма русских портретов была более яркой и насыщенной

- отсутствие группового (семейного) портрета.

6. Привлекая иллюстрации учебника, расскажите об архитектуре Петербурга времен Петра I. Какие памятники той эпохи сохранились до настоящего времени? Чем они интересны для нас?

Первым архитектором города был итальянец Доменико Трезини. По его проекту возвели Петропавловский собор - символ петровской России и самого Петербурга. По проекту Трезини построено здание Двенадцати коллегий, в котором сейчас находится Петербургский университет. Внушительным и роскошным выглядел дворец Меньшикова на Васильевском острове. По инициативе Петра устроен Летний сад – место прогулок и отдыха горожан. Все эти памятники сохранились до наших дней. Для нас они интересны как памятники истории, как произведения искусства.

7*. Историческое путешествие. Подготовьте сообщение о поездке в Санкт-Петербург времен Петра Великого. Выберите своего героя, определите цель поездки, изложите впечатления от увиденного. Рекомендуемые формы сообщения – письмо, отчет, зарисовки для альбома и др.

Сообщение (письмо) о поездке в Санкт-Петербург времен Петра Великого

Герой путешествия – купец

Цель поездки – получить в Берг-привилегии разрешение на строительство завода

Матушка Ефросинья Федоровна!

Письмом этим спешу сообщить о поездке нашей в Санкт-Петербург. Добрались благополучно, хотя дорога была нелегкой. Погода нас встретила неласковая: дождь, ветер, улицы заливает. Город этот сильно удивил нас, по настоящему-то города еще нет, везде стройка. Строят дома, дороги, роют каналы и закрывают их дощатыми помостами. Проезжали мимо Адмиралтейской верфи, слыхали, что сам царь-батюшка руководит там строительством корабля. Но правду сказать своими глазами его не видали. Подсказали добрые люди, где искать Берг-коллегию. С Божьей помощью нашли. По решению нашему просить денег взаймы на обустройство завода по плавлению меди, которая отыскалась в землях наших, подали прошение офицеру Берг-коллегии. Нам ответ был, что прошение рассмотрят и нам сообщат через три дня.

Устроились на ночлег в гостином дворе, стол там хороший, не дорогой. Теперь будем ждать ответа и молиться, чтобы все задуманное нами сбылось.

А пока прощаюсь и желаю здравствовать. Твой супруг Петр Абросимович.

8*. Объясните, в чем заключалось «обмирщение» культуры в Петровскую эпоху. В каких областях культуры оно проявилось особенно заметно? Приведите примеры.

«Обмирщение» культуры заключалось в следующем: развитие иконописи в древнерусском стиле остановилось, новая церковная живопись была подчинена новой церковной архитектуре. Иконы утратили свой стиль: они стали просто картинами на религиозные темы. В это время многие петровские «пенсионеры» после обучения за границей возвращаются в Россию. За рубежом они обучались «портретной» и «исторической» живописи.

Менялся не только изобразительный язык, но и вся образная система. Иными становились цели и место художника в общественной жизни страны. Развивались новые жанры, особенно благоприятные условия возникли для портрета. Интерес к изображению «парсуна» (персона) возник на Руси уже во второй половине XVII века. Изобразительный язык парсуны во многом условен: фигура, почти сливающаяся с фоном, трактовалась плоскостно, гамма красок темна. Художник еще учится всматриваться в черты лица, улавливать и передавать на холсте портретное сходство, пытается через внешний облик понимать человека. Традиции парсуны еще довольно долго будут жить в портрете XVIII века, вплоть до середины столетия.

Вместе с тем, с начала XVIII века происходит становление новых форм портрета. Образ человека требовал смелых, живописных решений. В отличие от иностранцев, русские художники стремились преодолеть поверхностное восприятие натуры и создавали произведения, полные энергии, выразительности и яркой красочности.

Как видно из текста, особенно «обмирщение» проявилось в живописи, а также в архитектуре.