§ 29. Русская литература, театральное и музыкальное искусство XVIII в

Подробное решение параграф § 29 по истории для учащихся 8 класса, авторов В.Н. Захаров, Е.В. Пчелов 2016



Стр. 188, Ключевые вопросы перед параграфом

В чем заключалось богатство художественной культуры России в XVIII в.? Какие явления, памятники культуры того времени сохранили свою ценность, непреходящее значение на протяжении столетий?

Богатство художественной культуры России в XVIII в. заключалось в том, что именно в это время развивались все направления художественной культуры: литература, драматургия, театр, музыка.

Сохранили свою ценность, непреходящее значение сохранили явления, памятники культуры того времени: произведения В.К. Тредиаковского, М. М. Хераскова, Г. Р. Державина, Н. М. Карамзина, трагедии А. П. Сумарокова, социальные комедии Д.И. Фонвизина, появился первый в России театр под руководством Ф. Г. Волкова, музыкальные произведения светской тематики, первые оперы Е. И. Фомина, Д.С. Бортнянский.

Стр. 195 Вопросы после параграфа

1. Назовите и охарактеризуйте основные жанры литературных произведений, распространенных в XVIII в. Кто являлся их героями?

Основные жанры литературных произведений, распространенных в XVIII в.: оды, трагедии, комедии, сатиры, басни.

Ода – стихотворение, прославлявшее какое-нибудь событие или героя

Трагедия - произведение о событиях с трагическим финалом

Комедия – произведение со смешным содержанием, в котором высмеивались какие-либо недостатки

Сатиры, басни – произведения, в которых обличались недостатки, пороки.

Героями этих произведений становились дворяне, нерадивые чиновники, крестьяне, реальные исторические личности.

2. Как вы объясните причины популярности произведений Д. И. Фонвизина?

Причины популярности произведений Д. И. Фонвизина объясняются остротой тем, которые раскрывал Фонвизин. Пороки, которые он высмеивал, были распространенными в российском обществе: карьеризм, лень, невежество, грубость.

3. Какие идеи утверждались в произведениях сентиментализма? Назовите известных представителей этого литературного направления и их сочинения.

В произведениях сентиментализма утверждались идеи сочувствия к главным героям, представления внутреннего мира и переживаний обычных людей

Известные представители этого литературного направления и их сочинения:

Н. М. Карамзин – «Бедная Лиза». Сочинения Н. М. Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний. В начале XIX в. появились «Бедная Маша» А. Е. Измайлова (1801) и «Путешествие в полуденную Россию» (1802), «Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением» Ивана Свечинского (1802), многочисленные повести Г. П. Каменева («История бедной Марьи», «Несчастная Маргарита», «Прекрасная Татьяна») и прочие. Иван Иванович Дмитриев принадлежал к группе Карамзина, выступавшей за создание нового поэтического языка и боровшейся против архаического высокопарного слога и изживших себя жанров.

4. Первый русский профессиональный театр был создан «для представления трагедий и комедий». Почему выделялись именно эти жанры? Чем они привлекали публику?

Выделялись именно жанры трагедии и комедии потому, что они привлекали публику ясностью, логикой, сюжеты были просты и понятны, а также поднимали проблемы, которые волновали российское общество в XVIII в.

5. Какие жанры музыкальных произведений преобладали в России до XVIII в.? Как в России появилась опера? Когда были созданы первые оперы российских композиторов?

Жанры музыкальных произведений, преобладавших в России до XVIII в. – церковные песнопения.

Первые музыкальные произведения, близкие к опере, появилась в последнее десятилетие XVIII в. на сюжеты из русской жизни, в которых использовались народные мелодии и народные инструменты. Первой оперой считается сочинение Н. А. Львова (либретто) и Е. И. Фомина (музыка) «Ямщики на подставе». Наиболее яркий след в музыке, в том числе в оперной, оставил Д.С. Бортнянский.

6*. Рассмотрите проблему. Известно, что первые светские театральные представления и труппы появились в России еще в XVII в. Почему учреждение в середине XVIII в. театра А. П. Сумарокова и Ф. Г. Волкова считается рубежным событием в истории отечественного театрального искусства? Аргументируйте свой ответ.

Учреждение в середине XVIII в. театра А.П. Сумарокова и Ф.Г. Волкова считается рубежным событием в истории отечественного театрального искусства потому, что театры в XVII в. были созданы в усадьбах самых крупных помещиков (например, у графа Шереметева), были крепостными и широкой публике были недоступны.