§ 30. Блеск Серебряного века

Подробное решение параграф § 30 по истории для учащихся 8 класса, авторов Д.Д. Данилов, В.А. Клоков, С.С. Кузнецова, Н.С. Павлова, В.А. Рогожкин 2015



Авторы этих источников были современниками. Совпадают ли их взгляды на искусство? Какой возникает вопрос? (Авторский вариант – с. 368.)

Их взгляды полностью противоречат друг другу.

Вопрос: Почему в эпоху Серебряного века сосуществовали противоположные стили?

Ответ: Это была общемировая тенденция времён модерна. Стремительно менявшаяся жизнь вдохновляла творцов на эксперименты, которые у разных творческих групп были разными. Грани между сословиями стёрлись, но вместо них общество разделилось по стилю мышления и интересам на множество мелких групп.

Почему, на ваш взгляд, в России начала XX века одновременно развивалось светское естественнонаучное мировоззрение и возрождались традиции религиозной философии?

Это продолжение тех противоречий, которые были в русской культуре ещё со времени славянофилов и западников. С одной стороны рост популярности естественных наук вызывали общеевропейские, общемировые тенденция. Эти науки тогда динамично развивались, занятые там учёные делали великие открытия, изменявшие все сферы жизни. Потому ими увлекалось всё больше.

С другой стороны, рост секуляризации общества, рост популярности атеизма, вызывал ответную реакцию в русском обществе, прежде всего, среди сторонников особого русского пути, наследников славянофилов. Но не только. Тенденции по сохранению духовности в становящимся бездушным мире наблюдаются и в Европе.

Сделайте вывод об особенностях Серебряного века.

Модерн (начало ХХ века) – противоречивое время и в мировой, и русской культуре, время духовных исканий и развития естественных наук.

Какие цели, на ваш взгляд, преследовали представители разных литературных направлений начала XX века?

Реалисты, как и в предыдущим столетии, хотели привлечь внимание к проблемам общества, судьбе маленького человека.

Реалисты из числа социалистов (тот же Горький) не просто писали о проблемах общества, но и активно призывали с ними бороться. Кроме того, они воспевали рождение нового человека, свободного от предрассудков (порой включая даже мораль) и готового бороться за светлое будущее для всего человечества.

Толстовцы продолжали выступать с идеей непротивления злу насилием.

Символисты хотели показать не саму реальную жизнь, а её код, выраженный в символах.

Акмеисты хотели создать совершенную поэзию без условностей, основанную на идее реальности лишь материальной природы.

Футуристы хотели показать новую культуру, культуру будущего, для чего отвергали ценности всех без исключения предыдущих эпох.

Сделайте вывод об особенностях Серебряного века.

В Серебряном веке не было единой идеи, которая могла бы объединить литераторов. У каждой группы были свои идеи и цели.

С помощью фактов докажите, что в искусстве России начала XX века присутствовали разные направления и стили.

Набирала популярность архитектура модерна, для которой характерны сложные, изогнуты и причудливые формы, богатство убранства, а также сочетание изысканности архитектуры и использования новых технологий.

В живописи продолжал развиваться реализм, творцы часто обращались к темам из истории России или её сказок, а также церковной истории.

Одновременно авангардисты в противоположность реалистам экспериментировали с цветом, формой и всем содержанием живописи.

Абстракционисты вообще писали картины, состоявшие из геометрических фигур.

Не менее смелые эксперименты ставились и в музыке, прежде всего, в частных театрах, в поставленных там операх и балетах.

Сделайте вывод об особенностях Серебряного века.

Искусство в то время стремилось к разнообразию, творцы и не хотели вырабатывать единый стиль, приветствовалась свобода эксперимента.

Попробуйте оценить уровень развития русской культуры Серебряного века с позиции сторонников реализма и модерна.

С позиции реализма:

По всему миру, включая Россию, сегодня многие слишком увлеклись экспериментами. Разложить изображение на квадраты и треугольники – это, конечно, интересно, но не более того. Многие сегодня забывают, что искусство должно отражать действительно, вместо этого оно бесконечно от неё отдаляется. Кроме того, творец должен быть мастером, он должен работать так, чтобы никто не смог этого повторить. Сегодня вместо это творец должен генерировать новые идеи, а не показывать мастерство. Воспроизвести «Последний день Помпеи» не всякому под силу и копия всё равно будет уступать оригиналу, воспроизвести «Чёрный квадрат» неотличимо от оригинала может даже школьник.

С позиции модерна:

Воспроизведение реальности изжило себя. Искусство должно перестать быть служанкой реальности, ему следует черпать вдохновение самом в себе, в поле чистого творчества, где новые идеи возникают только под влиянием фантазии. Только такая истинная свобода может быть живыми источником творчества. До здравствуют эксперименты и свобода!

Исследование: судьба известного деятеля культуры на фоне событий начала XX века.

Николай Гумилёв, план сообщения.

1) Семья и детство.

2) Царскосельская гимназия и Тифлис.

3) Первая книга стихов «Путь конквистадоров».

4) Учёба в Сорбонне, поездки в Италию и знакомства этого периода.

5) Первая экспедиция в Абиссинию.

6) Журнал «Апполон».

7) Разоблачение Черубины де Габриак и дуэль с Волошиным.

8) Сборник «Жемчуга» и отзыва критики.

9) Женитьба на Анне Ахматовой.

10) «Цех» поэтов и появление акмеизма.

11) Вторая экспедиция в Абиссинию.

12) Доброволец на Первой мировой войне.

13) Первый Георгиевский крест.

14) Дальнейшие бои и второй Георгиевский крест.

15) Воспаление лёгких.

16) Сборник «Колчан» и прочая военная поэзия.

17) Служба в Париже и роман с Еленой де Буше.

18) Возвращение в советскую Россию.

19) Развод и женитьба на Анне Николаевне Энгельгардт.

20) Петроградский отдел Всероссийского Союза поэтов.

21) Арест и расстрел.