§15. Литература и искусство XVII века

Подробное решение § 15 по истории для учащихся 7 класса, авторов В. А. Ведюшкин, С. Н. Бурин 2013



Вопросы

1. В чём состояли особенности гуманизма Сервантеса и Шекспира?

Особенности:

- они оба поняли, что человек, несмотря на все свои положительные черты, не властен над судьбой, а наоборот, находится под властью обстоятельств;

- в связи с этим их творчество окрашено в трагические тона, несмотря на то, что они по-прежнему верну идеалам добра, справедливости и др.

2. Чем стиль барокко отличается от стиля Ренессанса?

Барокко был продуктом контрреформации. Данный стиль адаптировал достижения античного мира, как и Возрождение, но при этом создал идеологию, которая не шла вразрез с позицией католической церкви. Это проявилось, в частности, в тематике искусства. Весьма популярным стал натюрморт (мёртвая природа) и другие напоминания о бренности жизни и неизбежности смерти, в то время как в эпоху Возрождения были популярны пейзажи живой природы и всяческое воспевание жизни. В портретах эпохи барокко подчёркиваются достижения тех, кто изображался (прежде всего, через регалии их должностей). В архитектуре на смену прямым, относительно строгим формам Возрождения пришла вычурность, обилие завитков. Растительный орнамент и многочисленные скульптуры и на фасаде, и внутри здания напоминали архитектуру готики, которая также использовала обилие скульптуры. Возрождение как раз боролось против черт готики. Но при всём этом барокко использовало достижения античности, знание пропорций, перспективы, умение анатомически достоверно изобразить человеческое тело. В результате это симбиоза античного и средневекового родился оригинальный стиль, который создал одни из самых прекрасных произведений искусства.

3. Можно ли выделить какие-то черты, объединяющие великих мастеров искусства XVII в.?

Черты:

- развитие портретной живописи;

- чёткая передача анатомический черт;

- передача переживаний людей на лицах;

- преклонение перед античными образцами.

4. Какие основные черты характеризуют стиль классицизма?

Для классицизма характерен возврат к античности, отказ от вычурности барокко. В архитектуре преобладают прямые линии, сочетание вертикальных колонн, которые поддерживают следующих ярус с выделяющейся горизонтальной линией. Для многих зданий стал характерен портик, какой был у античных храмов. В музыке вместо многоголосия барокко классицизм провозглашает строгое и ясное сочетание основной мелодии и аккомпанемента. Во всех направлениях искусства видна красота в лаконичности и чёткий возврат к идеалам античности.

Задания

1. Прочитайте сонет 66 Уильяма Шекспира.

Измучась всем, я умереть хочу.

Тоска смотреть, как мается бедняк,

И как шутя живется богачу,

И доверять, и попадать впросак,

И наблюдать, как наглость лезет в свет,

И честь девичья катится ко дну,

И знать, что ходу совершенствам нет,

И видеть мощь у немощи в плену,

И вспомнить, что у мысли заткнут рот,

И разум сносит глупости худу,

И прямодушье простотой слывет,

И доброта прислуживает злу.

Измучась всем, не стал бы жить и дня,

Да другу трудно будет без меня.

Какие черты современного Шекспиру общества вызывают его негодование? Можно ли сказать, что и в этом сонете проявляется трагический гуманизм Шекспира? Обоснуйте свое мнение.

Негодование вызывает разделение на богатых и бедных, лживость, аморальность и несправедливость современного ему общества. Трагизм существования Шекспира, а значит и гуманизма этого автора проявляется здесь в полной мере, потому что в сонете перечислены только его жалобы, но нет выхода из ситуации. Единственное избавление, которое видит для себя автор – это смерть.

2. На основании текста параграфа (а при желании и с использованием дополнительных материалов) составьте рассказ о взаимоотношениях художников и заказчиков в XVII в.

Художники, и заказчики, как правило, не были равны в XVII в. Первые очень часто были аристократами, вторые, несмотря на весь свой талант, оставались простолюдинами. Но при этом художники ставили себя выше остальных простолюдинов, потому что не просто работали на аристократов и даже монархов, но и ценились ими.

Сегодня художники часто пишут то, на что их вдохновляет муза, а потому продают уже готовое. В XVII веке они обычно работали на заказ. И заказчики заставляли их строго придерживаться задачи. Причём строже были как раз не аристократы. Широко известен скандал с картиной «Ночной дозор», куда кроме заказавшего её подразделения ночной стражи были дописаны какие-то не известные не платившие художнику люди. Значительную часть живописи в то время вообще составляют именно портреты, которые чаще всего и заказывали.

При этом заказчик мог не просто платить художнику за каждую работу. Часто творцы становились частью того или иного двора. Так, например, Диего Веласкес обосновался при дворе испанского короля. Статус придворного и повышал статус художника, и давал ему постоянное содержание, а не плату от заказа к заказу.

Заказчик в силу своего высокого положения в обществе мог стать также и покровителем художника. Например, когда против Караваджо начался судебный процесс, некоторые влиятельные лица предлагали сыграть для него такую роль на определённых условиях. Художник на эти условия не согласился, и окончил свою жизнь весьма печально, но другие подобные предложения принимали. Не стоит говорить, что придворные художники таким покровительством пользовались автоматически.

3. Сопоставьте искусство Возрождения и искусство XVII в. на примере творчества двух художников той и другой эпохи.

В творчестве Леонардо да Винчи хорошо видно как подражание античным образцам, так и собственное изучение анатомии. Точно переданы все пропорции тела, все мышцы и движения людей. Значительную роль в творчестве Леонардо играют не только фигуры изображённых им людей, но и пейзажи. Они живые не только благодаря яркости красок, но и благодаря виртуозной игре светотени, которую мастер подробно изучал.

На картинах Рембрандта также большую роль играет светотень. Но на них почти нет пейзажей, или они играют незначительную роль. Всё внимание сосредоточено на центральной фигуре. Не даром большую часть его наследия составляют портреты. При этом фигуры и лица переданы с анатомической достоверностью. Видно, насколько много художник взял у своих предшественников из эпохи Возрождения. Но живости в движениях почти нет. Она и не нужна: изображены люди позирующие. Но показателен сам выбор тематики и композиции. Движение на картине теперь стало не столь нужным, главное идейное содержание произведения.