§ 29. Наука, просвещение и культура России в середине XVIII века

Подробное решение параграф § 29 по истории для учащихся 7 класса, авторов Е.В. Пчелов 2015



Вопрос к I пункту № 1. Вспомните, кто был инициатором создания в России Академии наук и когда она была открыта. Почему в середине XVIII века в ней работало много иностранных учёных?

Академия наук создана по распоряжению Петра I – великий реформатор хотели и в этом не отставать от европейских держав. Академия нужна была ему в готовом виде, однако в России западная наука (с господством математики и уважением к эксперименту) делала только первые шаги, потому крупных учёных можно было только пригласить из-за границы.

Вопрос к I пункту № 2. Чем «История Российская» В.Н. Татищева отличалась от летописных сводов?

«История Российская» почти не отличалась от летописных сводов. В.Н. Татищев собрал сведения из многих летописей, ввёл их в научных оборот. Но критический анализ событий ограничивался исключением совсем уже неправдоподобных сведений источников (скорее всего, тем же самым занимались и некоторые авторы летописей, потому что они тоже не хотели писать откровенную неправду). Как замечал одно время работавший в России Август Людвиг Шлёцер о местных специалистах: «В Германии тоже есть бюргеры, которые читают средневековые хроники – их никто не называет историками». Впервые критически рассмотрел источники по Российской истории (то есть применил действительно научный подход) тот самый Шлёцер в своей книге «Нестор». Там он попытался выделить в «Повести временных лет» изначальный текст и отделить его от более поздних напластований.

Вопрос к I пункту № 3. Какое культурное значение для России имело открытие Московского университета?

Московский университет стал центром именно Российской науки. При Академии наук существовал университет, но там преподавали немцы на русской службе. В Московском университете главным светилом был Михаил Васильевич Ломоносов. А в 1766 году университет при Академии наук фактически прекратил существование и Московский остался на время единственным в огромной империи.

Вопрос к I пункту № 4. В чём были главные отличия экспедиций XVIII века от путешествий землепроходцев и мореходов XVII столетия?

Новый экспедиции наносили свои открытия на карты, сделанные по европейским принципам картографии. Теперь используя европейские методы навигации по тем же картам могли пройти любые другие экспедиции. Это было действительным открытие новых путей.

Вопрос ко II пункту № 1. Приведите примеры, доказывающие, что литература середины XVIII века приобретала всё более светский характер. Что ещё нового вы обнаружили в жизни и творчестве писателей и поэтов этого времени?

Появился такой новый литературный жанр как сатира. Всё большую популярность получала любовная лирика. Всё это было бы невозможно в церковной литературе – литература стала светской. Важно отметить, что если при Петре I больше переводили иностранных авторов, то в середине столетия стало появляться всё больше собственно русских произведений. Разрабатывался литературный русский язык и правила сочинения на нём. Примером может служить «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» Василия Кирилловича Тредьякова.

Вопрос ко II пункту № 2. Какие виды искусств впервые появились в России в XVIII веке? Почему это стало возможным?

В России заново после XVII века родилась драма: при Петре I переводная, а потом и собственно русская – Александр Петрович Сумароков написал первые русские трагедии и первую комедию. Появилась опера, но пока не русская, а на иностранных языках, прежде всего, на итальянском. Проник в Россию и балет.

Вопрос к III пункту № 1. Чем вы можете объяснить широкие научные интересы М.В. Ломоносова и масштабные результаты его деятельности? С кем из энциклопедистов Нового времени можно поставить рядом имя выдающегося российского учёного?

Ломоносов был очень любознательным и просто впитывал знания. С другой стороны, в России тогда было не так много учёных, потому в любой из областей у него была небольшая конкуренция. Потому пытливый ум помора проникал в самые разные области знания.

Некоторые могли бы сравнить Михаила Ломоносова с Леонардо да Винчи. Но как показывают последние исследования среды, в который жил великий художник, он ничего не изобретал, а только зарисовывал в своём дневнике то, что его поразило в разговорах с друзьями-изобретателями, никогда не называя это продуктом своей мысли. С другой стороны художественные произведения да Винчи и сегодня считаются шедеврами, а поэзию Ломоносова полностью затмили творцы следующих двух веков.

Вопрос к III пункту № 2. Сколько направлений деятельности М.В. Ломоносова в науке и искусстве перечислено в данном пункте?

Ломоносов занимался химией, геологией, металлургией, механикой, астрономией, лингвистикой, поэзией, литературоведением и историей – получается 9 направлений.

Вопрос к параграфу № 1. Каковы были общие направления развития русской культуры в середине XVIII века?

Русская культура становиться всё более светской и одновременно национальной. В частности, в литературе кроме переводов появляется больше собственно русских произведений.

Вопрос к параграфу № 2. Подготовьте сообщение об участниках российских географических экспедиций середины XVIII века. На картах России и мира найдите географические объекты, названные их именами.

В XVII веке предприимчивые землепроходцы искали, где можно получить доход для себя и казны. В следующем столетии в путь отправлялись специально за тем, чтобы заполнить белый пятна на карте мира (хотя и прибыль для государства их также интересовала).

Большое значение имели Первая (1725-1730) и Вторая 1733-1741) Камчатские экспедиции датчанина на русской службе капитана I ранга Витуса Беринга. В ходе Второй экспедиции он нанёс на карту и этим открыл для европейской навигации пролив между Америкой и Азией. Вернее, он доказал, что Америка находится в этом месте недалеко от Камчатки и между ними всего лишь пролив, в не целое море. Из этого удачного плавания он уже не вернулся.

Именем Витуса Беринга названы:

- Берингово море;

- Берингов пролив;

- остров Беринга;

- мыс Беринга;

- ледник Беринга на Аляске.

Немалую роль в открытии новых земель сыграл другой датчанин, также капитан I ранга Мартын Петрович Шпанберг. Он принимал участие в обеих Камчатских экспедиции Беринга. Во время второй экспедиции командовал отдельным отрядом кораблей. Исследовал Курильские острова и побережье Японии.

Именем Мартина Шпанберга названы:

- первоначально остров Шикотан;

- самая высокая вершина Южно-Камышового хребта на Сахалине — пик Спамберг;

- один из мысов в Анадырском заливе;

- мыс на острове Хоккайдо;

- пролив между островом Полонского и островом Шикотан;

- острова в Карском море в архипелаге Александра.

Отметился в истории северных географических открытий и другой участник обеих экспедиций Беринга – русский дворянин капитан-командор Алексей Ильич Чириков. В конце экспедиции их с Берингом корабли потеряли друг друга в тумане, потому часть открытий Чириков совершил самостоятельно. Он исследовал американское побережье и северную часть Тихого океана.

Именем Алексея Чирикова названы:

- мыс на японском острове Кюсю;

- мыс в Анадырском заливе Чукотки;

- мыс в Тауйской губе в Охотском море;

- мыс на острове Атту (одном из Алеутских островов);

- подводная гора в Тихом океане;

- остров в Тихом океане перед южным побережьем Аляски.

Вторая Камчатская экспедиция была организована не изолировано. Она являлась частью Великой Северной экспедиции. Это собирательное название, которое объединяло путешествие семи разных отрядов по разным маршрутам. Они внесли большой вклад в изучением северо-восточных земель огромной империи.

В честь участников этой экспедиции существуют такие географические названия как:

- море Лаптевых;

- берег Харитона Лаптева (юго-западное побережье полуострова Таймыр);

- пролив Дмитрия Лаптева;

- мыс Челюскин (самая северная точка Евразии);

- полуостров Челюскин (на Таймырском полуострове);

- берег Прончищева (на Таймырском полуострове);

- горный кряж Прончищева (между устьями рек Оленёк и Анабар);

- бухта Марии Прончищевой (в море Лаптевых).

Вопрос к параграфу № 3. Подготовьте сообщение о жизни и творчестве архитектора Бартоломео Растрелли.

Бартоломео Франческо Растрелли – сын Бартоломео Карло Растрелли. Его отец Карло был успешным скульптором, работал при дворе блистательного Людовика XIV. После смерти короля-солнца принял предложение Петра I и переехал в Санкт-Петербург в 1715 году. Юному Франческо было уже 16 лет, потому Россию нельзя считать его родиной, но именно в этой стране он нашёл свою славу.

Бартоломео Франческо многому научился у своего отца. Кроме того, несколько раз выезжал во Францию и Италию, где также получал образование. Уже в 22 года создал свой первый проект, который, однако, мало отличался от типовой застройки Санкт-Петербурга того времени: Петром I были определены в общих чертах проекты для дворянских, купеческих и мещанских домов в новой столице и Растрелли изначально от этих указаний не отступал.

Собственный стиль он выработал, работая в Курляндии. Здесь его заметил и возвысил фаворит герцогини Анны Иоанновны знаменитый позже Бирон. Когда герцогиня Анна взошла на престол России, Растрелли стал обер-архитектором. Он не был придворным в полном смысле этого слова, не участвовал в дворцовых интригах, потому спокойно пережил и опалу своего покровителя Бирона, и приход к власти Елизаветы Петровны.

На правление Анны Леопольдовны и Елизаветы Петровны приходится расцвет творчества архитектора. Обе императрицы любили роскошь и изящество. Архитектура Растрелли полностью отвечала их интересам – пышная с многочисленными статуями и другими украшениями, обилием позолоты, она была в полном смысле этого слова барочной. Именно этот архитектор выработал столь удачное сочетание голубого и белого цветов с позолотой, которыми отличается так называемый елизаветинский стиль.

Бартоломео Франческо был завален заказами, потому ко времени смерти отца в 1744 году более чем прочно сам стоял на ногах. Звёздный час архитектора начался с постройки летнего дворца (в 1741-1744 годах) изначально для Анны Леопольдовны, но и пришедшей к власти Елизавете Петровне проект понравился. Позже он работал над многими крупными проектами, часто над несколькими одновременно: Большой дворец в Петергофе (1747-1752), эскиз Андреевского собора в Киеве (1747), ансамбль Смольного монастыря (1748—57), Екатериненский дворец в Царском Селе (1752-1757) и Зимний дворец со знаменитой Иорданской лестницей (1754-1762).

После смерти Елизаветы в 1762 году стиль барокко вышел из моды. Молодой двор предпочитал Антинио Ринальди, работавшего в стиле классицизма. Растрелли привык к роскоши, без заказов влез в долги. Он даже ездил в Италию в поисках новых крупных заказов. На счастье архитектора его прежний покровитель Эрнст Иоганн Бирон вернулся из ссылки и снова вступил в права герцога Курляндии. Правда, вскоре он отрёкся от власти в пользу сына Петра, но заказ для Растрелли это не отменило. Бывший обер-архитектор России руководил возобновившимся строительством Рундальского и Митавского дворцов.

Но маленькая Курляндия не могла себе позволить много масштабных проектов. Вскоре Растрелли снова искал себе заказчика. Он попытал счастье в Берлине, но расположения Фридриха Великого не добился. Архитектор остался в Курляндии. Известно, что в 1767 году он вынужден был распродать часть вещей.

До конца не ясно, когда умер Бартоломео Франческо. По косвенным данным можно предположить, что в 1771 году.

Вопрос к параграфу № 4. Подумайте, на каких факультетах и при подготовке к каким специальностям современные студенты изучают труды М.В. Ломоносова, используют его открытия и идеи. В каком смысле А.С. Пушкин назвал его «первым нашим университетом»?

На химическом и физическом факультетах до сих пор имеют дело с законами массы вещества в химических реакциях, а также сохранения материи и движения, к которым приложил руку и Ломоносов. На историческом факультете изучают спор норманнистов и антинорманнистов, начало которому положил тот же учёный.

Михаил Васильевич занимался одновременно многими науками и передавал знания молодому поколению русских учёных, потому Пушкин и сказал про него такие слова.