§ 15. Архитектура, живопись и повседневная жизнь в XVII веке

Подробное решение параграф § 15 по истории для учащихся 7 класса, авторов Е.В. Пчелов 2015



Вопрос к I пункту №1. Какие особенности русской архитектуры XVII века вы можете выделить?

Особенности:

- церкви снабжались множеством куполов;

- появилось много мелких украшений (узорочье) из дерева или даже камня

– наличников, кокошников и т.п.;

- широко применялись изразцы;

- к концу века стало часто использоваться красивое сочетание красного кирпича с белыми элементами отделки.

Вопрос к I пункту №2. Какой стиль получил название московское барокко?

Московским или нарышкинским барокко назвали стиль, который сложился благодаря Наталье Кирилловне Нарышкиной. В этом стиле много украшений, изысканных мелких деталей. Характерная черта – сочетание красного кирпича и белых элементов декора.

Вопрос ко II пункту. В чём вы видите разницу между парсуной и иконой?

На иконе и фигуры, и лица изображали по канону. На парсуне лицо рисовали похожим на то, каким оно было в реальной жизни. Это нечто среднее между иконой и портретом.

Вопрос к III пункту. Как вы думаете, почему культурные изменения XVII века в основном затронули быт высших сословий?

Новые веяния начинались при царском дворе. Оттуда распространялись на высшие круги боярства. Распространяться ниже они не могли и потому, что модные вещи были дорогими, и потому, что моды двора вообще не проникали в нижние слои социальной лестницы.

Вопрос к параграфу №1. Как вы думаете, почему культуру XVII века называют «мостом между древностью и Новым временем»?

Культура XVI века – традиционно русская, культура XVIII – стремиться полностью слиться с европейской, во всём её копировать. Культура XVII века в этом смысле находится посередине: она в целом ещё традиционно русская, но там наблюдаются уже западные черты, некоторое увлечение европейскими веяниями.

Вопрос к параграфу №2. Подготовьте презентацию об одном из архитектурных шедевров XVII века (возможно, на территории вашего края). Обратите внимание, к какой тенденции он тяготеет: к «дивному узорочью» и московскому барокко или древним русским традициям.

Слайд: 1

Название: Церковь Покрова в Филях

Текст: сведения об авторе

Слайд: 2

Название: Создание

Изображение: Лев Кириллович Нарышкин

Текст: Церковь построена в 1690-1694 годах. Заказчиком был Лев Кириллович Нарышкин – брат царицы (второй жены Алексея Михайловича) – впоследствии глава посольского приказа. Архитектором считают либо Якова Бухвостова, либо Петра Потапова.

Слайд: 3

Название: Памятник нарышкинского барокко

Изображение: Церковь Покрова в Филях (ракурс отличается от первого слайда)

Текст: Здание церкви с четырёхлепестковым планом двух нижних ярусов опоясано на уровне подклета аркадой гульбища. К нему с трех сторон ведут три широких открытых крыльца. Одно здание совмещает в себе зимнюю и летнюю церкви и колокольню. Колокола висят в пролётах верхнего, пятого яруса.

Слайд: 4

Изображение: Церковь Покрова в Филях изнутри

Текст: В храме совмещены две церкви: на первом этаже (подклеть) находилась зимняя (отапливаемая) церковь Покрова Богородицы, над ней – летняя церковь Спаса Нерукотворного

Слайд: 5

Название: Внутреннее убранство

Изображение: иконы «Покров Богородицы» и «Трёх радостей» из церкви Покрова в Филях

Текст: Из первоначального внутреннего убранство дошло совсем немного из-за событий, которые церкви пришлось пережить. Иконостас менялся трижды. Но из икон первого сохранились такие как «Покров Богородицы», «Трёх радостей» и некоторые другие.

Слайд: 6

Изображение: дубовый престол из церкви Покрова в Филях

Текст: До наших дней также сохранился первоначальный дубовый престол – один из древнейших, дошедших до наших дней.

Слайд: 7

Название: Дальнейшая судьба

Текст: Первый ущерб храму был нанесён в 1812 году – в нижней церкви солдаты Наполеона I устроили конюшни, также храм пострадал от пожара.

В июле 1941 году закрыт советскими властями. Сняты купола и разобран верхний ярус, чтобы он не служил ориентиром для фашистских наводчиков. Пострадал от попадания снаряда.

До 1943 года нижний храм использовался как лазарет, затем, до 1963 года, как склад бумажных изделий.

Параллельно в 1955 году началась реставрация, после которой в 1971 году храм был передан музею им. Андрея Рублёва (стал его филиалом). Музей открылся в 1980 году к Олимпиаде.

С 1992 году в нижнем храме снова проводятся богослужения. Позже и верхний храм стал использоваться совместно церковью и музеем.

Вопрос к параграфу №3. Расскажите о творчестве иконописца и художника Симона Ушакова. Чем иконы Симона Ушакова отличались от произведений его знаменитых предшественников Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия?

Симон Ушаков был принят в царские «жалованные» мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе. Позже переведён из Серебряной палаты в оружейную, где возглавил артель иконописцев. Это позволило ему создать собственную школу последователей своего стиля.

Ушаков не стал писать иконы «по древним образцам». Вместо этого он выработал свой собственный стиль, ставший частью так называемого Фряжского, то есть показывал всё достоверно, особенно вещи интерьера и одежды. Таковы его акафист Пресвятой Богородицы, Владимирская Богоматерь с московскими угодниками (обе находятся в церкви Грузинской Божьей Матери в Москве).

Вопрос к параграфу №4. Придумайте рассказ об одном дне из жизни дворянской или посадской семьи.

В конце ноября Фёдор Соколов вернулся с государевой службы. В боях оба холопа – Гришка и Николка – были ранены, но, слава Богу, остались живы. Жена Настасья встречала его со слезами и жалобами на крестьян, что уже с лета отказывались нести мясные и хлебные оброки. Но с войны Соколов вернулся не с пустыми руками. Привёз из чужих краёв и украшений Настасье, и другое кое-что. А захваченные там холопы должны были пополнить не очень многочисленных работников на его полях. Ну, а крестьян он знал, как прижать – на вражеских землях латинян ещё не так прижимал.