§ 11. Раскол в русской православной церкви

Подробное решение параграф § 11 по истории для учащихся 7 класса, авторов Е.В. Пчелов 2015



Вопрос к I пункту №1. Какие моменты церковной жизни привели ревнителей древнего благочестия к осознанию необходимости реформ?

Ревнители древнего благочестия поняли, что богослужения в России отличаются от обычаев колыбели православия – греческих церкви, включая Святую землю. Патриарх иерусалимский, который побывал в Москве в 1649 году, даже обвинил Россию в отступлении от греческих обрядов.

Такое отступление произошло отчасти из-за ошибок переписчиков, но в основном из-за ошибок переводов церковных книг с греческого на церковнославянский, потому что большинство переводчиков плохо знали один из языков (греки – церковнославянский, русские – греческий).

Вопрос к I пункту №2. Почему обрядовая сторона веры для большинства людей XVII столетия была более значима, чем её внутреннее содержание?

В то время большинство людей не разделяло обрядовую сторону и внутреннее содержание. Для них просто были предписания книг, которые они считали священными. А реформа не только нарушала эти предписания, но и уничтожала сами эти книги.

Вопрос ко II пункту. Что общего вы можете выделить в характерах и судьбах патриарха Никона и протопопа Аввакума? Личность кого из них вас заинтересовала и почему?

Оба они были непоколебимы в своей вере, оба были наказаны за неё ссылкой, хотя для протопопа Аввакума злоключения ссылкой не закончились. Из них двоих меня больше заинтересовала личность патриарха Никона, потому что его судьба – это часть борьбы церковной и светской власти за первенство в России. Эта борьба более или менее явно шла несколько десятилетий и закончилась полной победой царя Петра I, который уничтожил саму должность патриарха, а церковь подчинил светскому чиновнику.

Вопрос к III пункту. Кто такие старообрядцы? Как они сопротивлялись нововведениям?

Старообрядцы – это те, кто не принял реформ Никона и со временем основал собственную церковь, в которой сохранил прежние богослужения. Они отказывались служить по-новому, претерпевали все мучения и гонения. Другие старообрядцы уходили в глухие места на севере, на Урале и др. и основывали там свои общины – скиты. Когда до скитов добирались власти, их жители даже порой сжигали себя, только бы не подчиняться никонианцам.

Вопрос к параграфу №1. Каковы были причины церковного раскола?

Первой причиной была деятельность переводчиков и немного – переписчиков, из-за которых в богослужебных книгах появилось много ошибок.

Второй причиной была вековая уверенность православных России в своей исключительности. С середины XV века они были уверены, что их церковь единственная праведная, с этого времени они сопротивлялись любым попыткам привнести туда что-либо новое. До того нововведения касались католических, польских влияний. Но в середине XVII века столь же враждебно отнеслись и к реформе Никона.

Вопрос к параграфу №2. Какие цели преследовали реформы патриарха Никона?

Патриарх Никон хотел убрать противоречия между русской и греческой православными церквями – обычаи последней он считал исконными, потому истинными.

Кроме того, Никон хотел поставить духовную власть выше светской. На это была направлена вся его деятельность.

Вопрос к параграфу №3. Как вы думаете, почему раскол в Русской православной церкви обернулся трагедиями и растянулся на столетия?

Раскол растянулся на столетия благодаря упорству старообрядцев и огромным русским просторам, на которых они находили места для своих скитов. А трагедии происходили по тем же причинам, что и религиозные войны в Западной Европе – долгое время люди считали, что правильная – только одна вера, а приверженцев остальных нужно уничтожать, как нечестивцев.