§ 17. Идеи эпохи Просвещения

Подробное решение параграф § 17 по истории для учащихся 7 класса, авторов Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, А.В. Кузнецов, С.С. Кузнецова 2013



Стр. 203 Постановка проблемы урока

Сравни взгляды двух представителей одной философии Просвещения: 1. Какую форму правления каждый из этих просветителей считает наилучшей? 2. Каково их отношение к простому народу?

Вольтер допускал существование Бога, но лишь как разумного первоначала мира. Религию Вольтер считал гарантом порядка в обществе. Выдающийся мыслитель никогда не призывал к революции.

Сравни свои выводы об отличиях идей Вольтера и Руссо с представлениями о том, что они являлись главными представителями единой философии Просвещения.

Руссо признавал огромное значение законов для обеспечения свободы и равенства людей.

Сформулируй проблемный вопрос об идеях философии Просвещения (авторский вариант - с. 303).

Какие идеи объединяли всех философов Просвещения?

Стр. 203 Повторение необходимых знаний

Вспомни, что такое аграрное общество и признаки его разрушения.

Аграрное общество – первый вид созданной людьми цивилизации его признаки:

Основой хозяйства является земледелие. Подавляющее число людей живёт в сёлах, ведёт натуральное хозяйство.

Общество состоит из отдельных сословий и общин, права и обязанности человека зависят от происхождения.

На управление государством, как правило, может влиять только землевладельческая знать.

Культура, мировоззрение и общественная жизнь большинства людей подчинены религии, традициям и обычаям предков. В обществе мало грамотных людей.

Признаки разрушения аграрного общества –

1. Появление и рост машинной промышленности. Рост городов, смена натурального хозяйства рыночным.

2. Разрушение сословных перегородок и борьба за равноправие граждан

3. Снижения влияния землевладельческой знати, появление в результате революций или реформ демократических выборов и парламентов.

4. Снижение влияния на культуру религии и церкви. Распространение грамотности и образования.

Объясни значение понятий: наука, религия, искусство, светский.

Религия – вера людей в Бога или богов, в какие-то сверхъестественные силы, способные творить чудеса, а также вера в наличие у человека души, продолжающей существование после смерти тела. В разных религиях, как правило, существует священное писание, излагающее основы вероучения – представление о мире и божестве, о цели и правилах человеческой жизни. Кроме того, в религии существуют обряды (правила богослужения), священные места и храмы – здания для богослужения; священники (духовенство) – люди, совершающие обряды, посредники между простыми верующими и сверхъестественными силами.

Искусство - творчество людей, создающих художественные образы (литературные, музыкальные, скульптурные…) того, что они видят, чувствуют, осознают.

Наука - это вид деятельности человека, заключающийся в сборе данных об окружающем мире, их систематизации и анализе.

Светский - изысканный, утончённо-воспитанный.

Как изменялись представления европейцев о мироустройстве и роли человека? (§1,6)

Происходили перемены в сознании людей. Менялись взаимоотношения человека и окружающего его мира - земного и божественного, накапливались знания, связанные с деятельностью людей, с многолетними наблюдениями за природой, аграрным циклом. Новые социальные структуры осмысливались и включались в представления о мироустройстве.

Вспомни сюжет и основную тему трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». (Уч-к литературы «Путь к станции «Я», 7-й класс.)

Трагедию «Моцарт и Сальери» можно отнести к классицизму. Действие происходит в очень короткий промежуток времени, события развиваются последовательно. Произведение состоит всего из двух сцен. Но, несмотря на краткость, Пушкин поднимает здесь глубокие вопросы, раскрывает трагедию человеческой души, проникает в психологию своих героев. Дружба, творчество, отношение к миру и себе, понятие о таланте и гениальности – все это переплетено и приправлено острым драматическим конфликтом.

В пьесе всего три действующих лица: Сальери, Моцарт и слепой скрипач. Центральная фигура трагедии – Сальери. Долгим и трудным был его путь к славе. С детских лет влюбленный в музыку, умеющий тонко чувствовать ее красоту, Сальери всю жизнь положил на алтарь искусства, отказался от других занятий и радостей. Он упорно трудился, чтобы изучить все тайны музыки, освоить законы ее создания. Благодаря своему усердию Сальери удалось подняться на вершину известности. Сальери считает искусство делом избранных. Он с презрением смотрит на простых людей, которые не относятся к музыкальной элите. Ему не приходит в голову завидовать славе тех, кто добился признания таким же путем.

Но вот появляется Моцарт. Его музыка легка, радостна, свободна и настолько прекрасна, что никто не может создать подобное. И в сердце Сальери черной змеей вползает зависть.

Он считает несправедливым, что такой дар получен не в качестве награды за преданность искусству и огромный труд, а случайно, при рождении. Моцарт отмечен Богом, он гениален. Он осознает, что завидует, понимает всю низость этого чувства, но пытается оправдать себя рассуждениями о том, что гений Моцарта бесполезен. Никто не сможет ничему научиться у него, достичь его высот. Гения необходимо «остановить – не то мы все погибли».

Искусство для Моцарта – сама жизнь. Он творит не ради славы и выгоды, а ради музыки. Но легкость, с которой создаются произведения, обманчива. Композитор говорит о томившей его бессоннице, в результате которой пришли «две–три мысли». Моцарт берется писать на заказ «Реквием», потому что нуждается в деньгах. Он искренне считает Сальери другом, тут же причисляет к гениям и его. Моцарт открыт и честен, не допускает мысли о том, что человек, посвятивший себя светлым идеалам искусства, способен на злодейство.

Интересно, какие художественные средства находит для своих героев Пушкин. Речь Сальери гладкая, напыщенная, полна литературных штампов. Он высказывается часто и уверенно, но беседует сам с собой. На его монологах построено почти все произведение. Моцарт говорит мало и неуверенно. В его речи постоянно встречаются слова: «что-то», «кто-то», «кое-что». Но главную фразу трагедии «гений и злодейство – две вещи несовместные» произносит именно Моцарт.

Стр. 204

Прочитай текст, используя продуктивное чтение (см. пример на с. 18-22), и заверши составление таблицы «Изменения в мировоззрении европейцев ХV-ХVIII веков» (см. Введение). Сделай вывод по проблеме урока.

Прочитай текст, используя продуктивное чтение (см. пример на с. 18-22), и заверши составление таблицы «Изменения в мировоззрении европейцев ХV-ХVIII веков»

Стр. 206

С помощью конкретных фактов докажи, что в XVIII веке была создана новая научная картина мира. Сделай вывод по проблеме урока.

Постепенно представления человека менялись, т.к. совершались научные открытия в области астрономии, физики, математики. Некоторые из них нам уже известны: Николай Коперник - новая теория строения мира: в центре Вселенной солнце, вокруг которой вращается планета. Джордано Бруно - о бесконечности Вселенной. Галилео Галилей - выдвинул идею о вращении Земли вокруг своей оси.

В период эпохи Просвещения открытия продолжаются. На рубеже XVII-XVIII веков европейским ученым удалось по-новому объяснить многие явления окружающего мира. Важнейшая роль в этом принадлежит Исааку Ньютону.

Стр. 207

Сравни со средневековой картиной мира (с. 21): как научные открытия могли повлиять на представления о месте человека в мире?

В результате научных открытий научная картина мира меняется. Вселенная бесконечна, ее центром является не Земля, а Солнце, вокруг которой вращаются планеты. Земля круглая и вращается вокруг своей оси.

Научные открытия и технические изобретения повлияли и на повседневную жизнь и быт европейцев. В быту стали использовать механические часы, стеклянные зеркала, в домашний обиход вошли чугунные утюги. Доктора стали использовать термометр для измерения температуры тела. Записи люди стали делать, используя карандаш из графита, а ошибки исправлять с помощью резиновой стерки.

Роль науки в обществе изменилась кардинальным образом. И этот фактор вызывал существенное влияние на все стороны жизни: политику, экономику, социальную сферу, образование, культуру и т.д.

Стр. 208

Представьте, что в салоне у аристократа встретились поклонники разных мастеров культуры. Придумайте, какой спор о задачах искусства мог бы произойти между поклонниками Мольера и Дефо, Баха и Моцарта. Сделайте вывод по проблеме урока.

Думаю, что они спорили бы о том, какие эмоции должны вызывать у слушателей и зрителей их произведения. Просветители разбудили мысли человека, заставили активно работать.

Сторонники Мольера и Дефо: в романах пишут о том, как человек противостоит обстоятельствам и успешно их преодолевает. Ответной реакцией на рационализм стало появление сентиментального романа, где подчеркивают, сто человек не только разумен, но еще и эмоционален. Вера в то, что все люди рождаются равными и свободными, вера в силу просвещения и воспитания, вера в человеческий разум.

Сторонники Баха и Моцарта: искусство вытесняет религиозные начала светскими, что проявляется в живописи и архитектуре (стиль рококо), и в музыке. Произведения отличаются многогранностью и единством стиля, многообразием форм.

Стр. 209

Опиши особенности быта жителей Европы XVIII века. Придумай рассказ по картинке.

Средой проявления общественного мнения были светские салоны – частные дома, где собирались люди с общими интересами. XVIII в. стал веком салонов, которые объединяли сторонников искусства, ученых, литераторов, художников. В салонах велись разговоры о науке, философии, политике. Здесь узнавали новости, плели интриги. Организаторами салонов были знатные или богатые лица. В некоторых салонах существовали четкие правила поведения. Просветители постоянно посещали салоны, значительную долю их произведений написано в форме бесед. В начале XVIII в. кафе Оксфорда, Лондона и Парижа стали выполнять роль научных и литературных клубов.

Стр. 211

Картина «Друзья» создана в стиле рококо - наследнике барокко. Чем отличаются сюжет и изобразительные приёмы художников классицизма и рококо?

В XVIII в. в большинстве европейских стран доминирующим художественным стилем еще оставалось барокко. А вот во Франции более популярным был стиль - классицизм.

Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов. В живописи главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема. Четкая разграниченность планов в пейзажах выявлялась также с помощью цвета: передний план обязательно должен был быть коричневым, средний - зеленым, а дальний - голубым. Во второй половине XVIII в. живопись обращается к республиканским идеям античности, к образам мужественных борцов против тирании (Ж. Л. Давид).

Одной из важнейших характеристик культуры эпохи Просвещения является процесс вытеснения религиозных начал искусства светскими. Порождением светской культуры стало распространение в первой половине XVIII в. нового стиля – рококо. Ему свойственны изящность, кокетливость и комфорт. Мастера рококо создавали вещи, в окружении которых человеку удобно и приятно жить. Для этого стиля характерны богатство украшений, использование виньеток, раковин, медальонов в изысканном обрамлении. Особенно популярным стало все необычное, особенно китайская роспись, китайские павильоны в парках. Художники, работающие в этом стиле изображают сценки из светской жизни: галантных кавалеров, прекрасных дам, компании на природе.

Стр. 214 Применение знаний

Определи своё отношение к общим идеям просветителей, взглядам Смита, Вольтера, Руссо: с какими из них ты готов согласиться, а с какими - нет? Объясни свой ответ.

Наиболее известную экономическую теорию эпохи Просвещения создал профессор Адам Смит. Он утверждал, что общество может процветать, если каждый человек будет трудиться и стремиться к благополучию, ведь своим трудом он оказывает услуги другим людям. Для процветания общества необходимо придерживаться господства частной собственности и не допускать вмешательства государства в экономику; гражданам, желающим вести собственное дело (бизнес), государство не должно чинить препятствий.

Наиболее известным философом-просветителем Вольтер. В своих произведениях он прославлял идеи Просвещения и громил средневековые традиции. Цензура Католической церкви запрещала и сжигала его книги. Религиозные предрассудки, по его мнению, лишают человека возможности мыслить самостоятельно. Однако при этом Вольтер писал: «Вера в Бога, вознаграждающего за добрые поступки и наказывающего за дурные... является для человеческого рода самой полезной верой». Поэтому, заключал Вольтер, «если бы Бога не было, его следовало бы выдумать». Изменений к лучшему в стране Вольтер ждал от просвещенного правителя — «мудреца на троне», который провел бы реформы государственного устройства в соответствии с идеями просветителей.

Иных взглядов придерживался Руссо. По его мнению, «человек рождается свободным, между тем он повсюду в оковах». И главный источник зла — частная собственность, которая делает людей неравными друг другу. Руссо утверждал право народа на восстание против власти тиранов и мечтал о создании демократической республики, где все были бы равны и люди правили бы страной напрямую, без всяких королей и депутатов парламента.

Представьте, что вы стали свидетелями ожесточённого спора атеиста - сторонника философских и научных идей Просвещения - и верующего христианина, который во всём возражает атеисту. Придумайте, как мог бы развиваться их спор, и предположите, что вы можете сделать, чтобы примирить враждующие стороны.

Атеист: Бога нет, он выдуман людьми, чтобы объяснить законы мира, когда им не доставало знаний. Все законы мира можно объяснить научным путем, так как человек наделен разумом. Религиозные предрассудки мешают человеку мыслить самостоятельно.

Верующий: Бог есть, иначе как же объяснить происхождение человека и всего живого на земле. Вера в Бога, вознаграждающего за хорошие поступки и наказывающие за дурные – самая полезная вера.

Представь, что ты человек эпохи Просвещения (студент, буржуа, «новый ж дворянин»), который решил посетить салон, где ждут знаменитого Ньютона. Опиши обстановку в доме и ваш возможный разговор с Ньютоном.

Одна из задач салонов проявляется и в том, что здесь можно было познакомиться с новинками литературы, философии и искусства; узнать много интересного и необходимого о новых литературных течениях, направлениях, философских идеях и т.п.

Попадая в салон, мы окунаемся в самый центр всех событий.

К числу существенных признаков салона можно выделить такие признаки: особое место проведения - частный дом лица высшего круга (или лица, пользующегося особым уважением), что создавало обстановку камерности, комфортности и одновременно выходило за рамки обыденности, настраивая на высокое интеллектуальное общение. Для создания такой атмосферы использовалось буквально все: дом украшали оригиналами и копиями знаменитейших произведений живописи и вaяния: комнаты дома, настоящего музея, раскрашивали фресками в стиле разных эпох. Картины, мраморные статуи, бронзы, дорогие игрушки, расставленные на готических этажерках. В зале были сооружены подмостки; стулья расставлены в двенадцать рядов; в назначенный день, с семи часов вечера, зала была освещена. Вскоре все ряды кресел были заняты блестящими дамами, мужчины стесненной рамою стали у подмостков, вдоль стен и за последними стульями. Музыканты со своими пульпитрами занимали обе стороны подмостков. По средине стояла на столе фарфоровая ваза. Публика была многочисленна…

В салоне собирались высоко интеллектуальные, эрудированные люди, с развитым художественным вкусом, безупречными манерами. Гостеприимные хозяева определяли темы бесед, приглашали гостей - словом, делали все, чтобы в салоне было интересно. Важен был и состав гостей. Это было избранное общество, стремящееся к духовному общению, любящее искусство, философию (слово «избранность» здесь более подчеркивает не социальную принадлежность к высшему кругу, а особую эстетическую предрасположенность к высокому искусству).