§ 15. Индия: от империи к колонии

Подробное решение параграф § 15 по истории для учащихся 7 класса, авторов Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, А.В. Кузнецов, С.С. Кузнецова 2013



Стр. 179 Постановка проблемы урока

Можно ли утверждать, судя по этому источнику, что в Индии существовало деление на сословия?

Да, так как положение человека в обществе зависит от его рождения. Каждый входит в определенную профессиональную касту, наделен соответствующими данной касте правами и обязанностями и не может изменить своего положения.

Можно ли утверждать, судя по этому источнику, что в Индии развивалось товарное хозяйство?

Да, идет развитие торговли.

По первому документу в Индии аграрное общество, по второму – признак разрушения аграрного общества.

Сравни два вывода - какой из них может свидетельствовать о разрушении, а какой - о сохранении аграрного общества? Сформулируй проблемный вопрос (авторский вариант - с. 303).

Осталась ли Индия аграрной страной?

Стр. 179 Повторение необходимых знаний

Вспомни, что такое аграрное общество и признаки его разрушения, цивилизация и первобытное общество, народ.

Аграрное общество – первый вид созданной людьми цивилизации его признаки:

Основой хозяйства является земледелие. Подавляющее число людей живёт в сёлах, ведёт натуральное хозяйство.

Общество состоит из отдельных сословий и общин, права и обязанности человека зависят от происхождения.

На управление государством, как правило, может влиять только землевладельческая знать.

Культура, мировоззрение и общественная жизнь большинства людей подчинены религии, традициям и обычаям предков. В обществе мало грамотных людей.

Признаки разрушения аграрного общества –

1. Появление и рост машинной промышленности. Рост городов, смена натурального хозяйства рыночным.

2. Разрушение сословных перегородок и борьба за равноправие граждан

3. Снижения влияния землевладельческой знати, появление в результате революций или реформ демократических выборов и парламентов.

4. Снижение влияния на культуру религии и церкви. Распространение грамотности и образования.

Цивилизация - ступень развития общества, следующая после первобытного строя, от которого цивилизацию отличает:

возникновение городов,

разделение людей на общественные слои,

создание государств,

изобретение письменности.

Первобытное общество – первая ступень развития общества, при которой люди живут на стоянках или в селениях, объединяются в родовые общины и племена, управление осуществляют народные собрания, старейшины и вожди, знания хранятся и передаются в основном с помощью сказаний.

Народ – общность людей, которых объединяет:

самоназвание (имя народа);

единый язык общения;

особый образ жизни, обычаи.

Объясни значение понятий: касты, ислам, индуизм, буддизм, колония.

Каста - это сословие или раса, на которые распадается население Индии.

Ислам — монотеистическая религия, вместе с иудаизмом и христианством входит в группу авраамических религий.

Индуизм — древнейшая национальная религия Индии. По числу приверженцев он является одной из самых распространенных религий мира.

Буддизм – древнейшая мировая религия. Она первой переступила этнические, сословные и конфессиональные перегородки между людьми.

Колония -

1. Поселение, основанное выходцами из одной страны в чужих землях

2. Зависимая территория, находящаяся под верховным управлением метрополии

Назови причины колониальных захватов земель европейцами. (§ 2,13)

Борьбе между Испанией и Португалией за новые, неведомые земли и за морские пути к ним.

Стр. 179 Решение проблемы

С помощью конкретных фактов докажи, что в Индии в XVI—XVII веках сохранялись все черты аграрного общества. Сделай вывод по проблеме.

В Начале Нового времени в Индии около 15 млн человек проживало в городах и 85 млн человек в деревнях. Индийская деревня представляла собой - соседскую общину. 1/6 сборщикам государственных налогов, кормили ремесленников.

Правители индийских государств (раджи, падишахи, султаны) не вмешивались в жизнь общины. Управляли областями и собирали налог с общины - военачальники-наместники. На эти средства нанимались воины для службы в войске правителя. Увеличение налога - разорение общин, воины не получают жалование, соседний правитель быстро завоевывает государство. Для ремесленников и торговцев правитель, придворная знать и чиновники были основными покупателями

Индия - один из очагов древней цивилизации. Индия богата природными ресурсами, климат позволяет выращивать практически любые культуры. В некоторых районах получают по два-три урожая в год. В Индии сохранились многовековые традиции самых разнообразных ремесел и оригинальные приемы земледелия. Сельское хозяйство продолжает оставаться одной из основ экономики. Значительную часть продукции вывозят в другие страны - чай, кофе, плоды манго, кешью, арахис, хлопок, джут, сахар. Широко распространено мелкое производство, включая ремесла. На дому и в мастерских изготавливают хлопковые и шелковые ткани, ювелирные украшения, изделия из кожи и др.

Таким образом, в Индии XVI-XVII веках сохранялись все черты аграрного общества.

Стр. 180

По карте на с. 186 выдели основные части, на которые географически можно разделить Индию.

Основные части, на которые географически можно разделить Индию – Северная и Южная.

Стр. 181

Опиши схему: перечисли слои населения, обязанные служить государству, платить налоги, свободные от государственных обязанностей.

Население Древней Индии делилось на четыре варны (сословия): брахманы – представители жреческих родов, кшатрии – члены военной аристократии, вайшьи – рядовые люди из свободного населения и шудры – неравноправные или бесправные члены общества. Внутри каждой варны – множество местных каст (в переводе с португальского «род», «племя») или «джати» (в переводе с санскрита «рожденные»). Некоторые джати имели настолько низкий статус, что не входили ни в одну варну. Эту касту называли «неприкасаемые». Они были абсолютно бесправными и принадлежали к самым низшим слоям населения.

Брахманы как члены высшей варны имели особый статус. Они считались земными божествами, поэтому были свободны от налогов, всяких повинностей и телесных наказаний.

Стр. 182

Подумай и ответь, чем могла быть привлекательна для индийца каждая из трёх распространённых в Индии религий. Сделай вывод по проблеме.

Внутри индийской цивилизации постоянно соперничали друг с другом три религии — индуизм, ислам и буддизм.

Индуизм закрепляет деление каст на высшие и низшие — от уважаемых брахманов до неприкасаемых, которые даже не имеют права днем выходить на улицу, чтобы не осквернить своим взглядом прохожих из «чистых» каст.

Буддизм быстро распространился среди низших слоев индийского общества. Такой успех нового учения определялся тем, что буддизм впервые был обращен к человеку не как к представителю придворной группировки (клана), а как к личности, способной к развитию и самосовершенствованию. Будда учил, что женщины наравне с мужчинами могут достигнуть духовного совершенства. Для Будды важны только личные заслуги человека: мудрость, доброта, спокойствие.

Ислам. Многим индийцам из низших каст понравилось учение, которое всех людей объявляет равными пред лицом единого Аллаха. Воинам и правителям ислам был удобен еще и тем, что он объединял светскую и духовную власть на земле.

Стр. 184

Сравни личные качества, выбор целей и средств Бабура, Акбара, Шах-Джахана. Сделай вывод по проблеме.

Бабур Захиреддин Мухаммед - основатель государства Великих Моголов, потомок Тимура. Первоначально правитель удела в Седней. Азии, затем в Кабуле. В 1526-27 завоевал большую часть Северной Индии.

Бабур был выдающимся полководцем и политиком. Чувствуя непрочность своего положения в завоеванной стране с самобытной культурой, он старался лучше познакомиться с местными обычаями и спецификой. Источники отмечают его образованность, наблюдательность, умение ценить искусство. Он интересовался историей, культурой народов Средней Азии, Афганистана и Индии, флорой и фауной этих стран. Бабур известен как замечательный поэт, писавший на джагатайском и таджикском языках, как автор мемуаров «Бабур-наме». Хотя он несколько свысока относился к индусам как к «неверным», однако проявлял к ним известную терпимость и преследовал только тех из них, которые относились к нему недоброжелательно.

Были предприняты попытки примирить разные религии, распространенные среди народов Индии.

Падишах Акбар, внук Бабура. Он даже во время военных походов не забывал разбирать судебные споры, назначать чиновников на новые должности. Через всю Индию по его приказу прокладывались дороги. Расширял границы империи. Акбар пытался не допустить войны между своими мусульманскими и индуистскими подданными. Поэтому при нем было провозглашено равенство всех религий империи.

Шах-Джахан — в империи процветали строительство и искусство. Во время правления Шах-Джахана были построены такие сооружения, как Тадж-Махал в Агре, Соборная мечеть в Дели.

В самом начале своего правления избавился от всех своих родственников, возможных претендентов на престол, а ранее предпринял попытку восстания против родного отца, оказавшуюся неудачной, и был прощен.

Стр. 185

Оцени политику английской Ост-Индской компании в Бенгалии с позиции человека XXI века: можешь ты оправдать или осудить действия её представителей? Обоснуй своё мнение. Сделай вывод по проблеме.

Я считаю, что многие действия представителей Ост – Индской компании были недопустимы, потому что служащие вмешивались в сбор налогов, вымогали деньги, не принимали во внимание мнение ремесленников, устанавливая объемы и цену поставки произведенных им товаров самолично; использовали телесные наказания в случае, если жители отказывались подчиняться, часто не платили деньги за товары.

Стр. 186

1. На какие государства распалась империя Великих Моголов?

2. Какие территории Индии и Индонезии были захвачены европейскими государствами?

Чинсура в Бенгалии и Негапатам на Коромандельском побережье являлись важнейшими владениями голландцев в Индии. Англичане в 1663 г. перенесли свою факторию из Сурата в Бомбей, островное положение которого давало им ряд преимуществ. На Коромандельском побережье англичане обосновались в Мадрасе (1639 г.), в Бенгалию они проникли в середине XVII в., а в 1690 г. построили в низовьях Ганга свой укрепленный город Калькутту. Центром деятельности французской Ост-Индской компании был город Пондишери, основанный ею в 1674 г. В Бенгалии французы с 1688 г. имели свою факторию в Чандернагоре. Наконец, португальцы сохранили свои укрепленные бавы на Малабарском побережье Индии, владели Гоа с прилегающей территорией и городами Диу и Даман.

Так к концу XVII в. европейские колонизаторы создали сеть своих укрепленных баз на побережье Индии.

Стр. 189 Применение знаний

Какими причинами ты можешь объяснить превращение Индии в британскую колонию?

Наличием черт аграрного общества

Используя текстовый редактор, составь сравнительную таблицу «Экономические (сельское хозяйство, ремесло и торговля), общественные, политические и культурные особенности Индии и Западной Европы XVI—XVII веков». (§ 6)

Таблица

Составь сравнительную таблицу «Экономические (сельское хозяйство, ремесло и торговля), общественные, политические и культурные особенности Индии и Западной Европы XVI—XVII веков»

Определи свою позицию и докажи её с помощью фактов: была ли индийская цивилизация отсталой по сравнению с западным миром?

Конечно, так как больше развитая Европа подчинила Индию, отставшую в развитии от Европы.

Представьте, что в джунглях у одного костра встретились сикх и сипай, которые завели разговор о судьбе Индии. Как вы думаете, чем каждый из них может похвастаться, в чём обвинить другого?

«Сикхи - лучшие во всём. Это лучшие воины, потому что они невероятно выносливы, лучшие землепашцы и хлеборобы - потому что очень трудолюбивы...»

«Сипаи - лучшие воины, потому что они недовольны колониальной политикой и сражаются за освобождение Индии от колониального гнета. Мы не хотим больше нести основное бремя все возрастающих налогов, повинностей и податей, которые уходят на содержание англо-индийской армии и всего бюрократический аппарат британской администрации...»