§ 23. «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России

Подробное решение параграф § 23 по истории для учащихся 7 класса, авторов Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., Торкунов А.В. 2016



Стр. 67

В результате каких событий Украина вошла в состав России?

В ходе национально-освободительного восстания 1648 г. на Украине возникло новое казацкое государственное образование – Войско Запорожское. Но тяжелая война и разорение территории подрывали его мощь, а сильные соседние государства заставляли казацкое руководство искать сильного покровителя. Руководитель восстания и гетман запорожских казаков Богдан Хмельницкий сделал выбор в пользу России. После вхождения Украины в состав России ей пришлось вести длительную войну с Речью Посполитой.

Стр. 67

Каким образом западные и юго-западные русские земли оказались в составе Великого княжества Литовского, а затем Речи Посполитой?

Западные и юго-западные русские земли оказались в составе Великого княжества Литовского, а затем Речи Посполитой в результате феодальной раздробленности Руси.

Стр. 28. Вопросы и задания к тексту параграфа

1. Что объединяло русский и украинский народы?

Объединяло русский и украинский народы: язык, религия, культура

2. Что заставляло православных князей и дворян, живших на территории Речи Посполитой, переходить в католичество? Каковы были последствия этого?

Заставляло православных князей и дворян, живших на территории Речи Посполитой, переходить в католичество желание занимать привилегированное положение, обладать правами польской шляхты. Последствиями этого было потеря своей национальной самобытности, отказ от своего языка и религии, культуры.

3. С какой целью была принята Брестская церковная уния? В чьих это было интересах?

Целью принятия Брестской церковной унии было подчинение православной церкви Папе Римскому и завладение церковной собственностью. Это было в интересах польского короля и шляхты, католической церкви.

4. Что стало причиной восстания Богдана Хмельницкого? Чем оно завершилось?

Причиной восстания Богдана Хмельницкого стало тяжелое положение украинского народа. Оно завершилось присоединением Украины к России.

5. Кому принадлежала инициатива в воссоединении Украины с Россией?

Инициатива в воссоединении Украины с Россией принадлежала Богдану Хмельницкому и Переяславской Раде.

Стр. 57. Работаем с картой

1. Используя карту, покажите территории Левобережной и Правобережной Украины. Как называется река, определяющая местоположение данных частей Украины? Назовите крупнейшие украинские города XVII в.

Река, определяющая местоположение данных частей Украины называется Днепр. Крупнейшие украинские города XVII в.: Киев, Преяславль, Чигирин, Полтава.

2. Найдите места основных сражений войск Богдана Хмельницкого с Речью Посполитой. Назовите их даты.

Места основных сражений войск Богдана Хмельницкого с Речью Посполитой и их даты: Запорожская Сечь - 1648, Корсунь, Бердичев - 1648, Зборов -1649, Луцк, Пилявцы, Берестечко - 1651, Умань – Каменец – 1652.

Стр. 36. Изучаем документ

1. Какие казачьи права и привилегии перечисляются в тексте документа? Сравните их с теми, которые указаны в тексте параграфа.

Казачьи права и привилегии, перечисленные в тексте документа: сохранение армии, административное деление, выборность гетманов, свой суд, сословные права казаков, горожан, духовенства, владение землей. В тексте параграфа перечисляются такие же привилегии.

2. Как согласно документу происходило назначение гетмана?

Назначение гетмана происходило путем выборов.

3. Как вы думаете, почему гетманам было запрещено самостоятельно вступать в переговоры с турецким султаном и польским королем?

Гетманам было запрещено самостоятельно вступать в переговоры с турецким султаном и польским королем потому, что Россия с этими государствами вела борьбу.

Стр. 36. Думаем, сравниваем, размышляем

1. Используя отрывки из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (или фрагменты их одноименного художественного фильма), сделайте выводы о правилах и законах, которые бытовали среди запорожских казаков. Дайте им оценку. Напишите отзыв о книге или фильме.

Право на вступление в казачье общество (круг, объединение, землячество) имеет любой православный, казак по отцу или по матери, а главное – осознающий себя казаком и живущий по принципам казачества, служащий всей душой и всем помышлением народу своему.

Правом присутствия на кругах и сходах, правом быть избранным на любую должность, правом свободно излагать и отстаивать свои взгляды, как на развитие казачьей общины, так и всего казачества, традиционно обладают мужчины, православные казаки.

Казак имеет право посещать круги и сходы вместе с отцом, совершеннолетним старшим братом или родственником, крестным отцом или наставником, свободно выбранным им самим или его матерью с 10-летнего возраста (в виде исключения – с 8-летнего). (Здесь и далее возраст устанавливается на Кругу. Наша памятка предлагает уставную традиционную форму, а содержание казаки должны вкладывать свое и по своему усмотрению.)

Казак обязан принимать участие во всех делах своего общества с 16 лет. По решению Круга заслуги перед казачеством может получить право голоса до совершеннолетия, которое наступает в 21 год и влечет за собою полноправное членство.

По обычаю казаков, женщина пользуется большим уважением и почитанием.

Разговаривая с женщиной на Кругу или сходе, казак обязан стоять, при разговоре с женщиной преклонных лет снять шапку.

Казак не имеет права вмешиваться в женские дела.

Казак обязан оберегать женщину всеми силами и средствами. Защищать ее, отстаивать ее честь и достоинство – этим он обеспечивает будущее своего народа.

По просьбе атамана или атаманского правления казачка может принимать участие во всех делах своего общества, где пользуется всеми правами. Интересы женщины-казачки на Кругу представляет ее отец, крестный, муж, брат или сын.

Одинокая казачка, девушка или вдова пользуются личной защитой атамана, членов атаманского правления и совета стариков. Казачка вправе выбрать себе ходатая из своих станичников, хуторян или совета стариков. В иных случаях ее интересы на Кругу представляет атаман. Казачка имеет право обращаться непосредственно к атаману с просьбами, жалобами или предложениями или выходить на Круг через совет стариков.

Вступивший в казачье общество обязан соблюдать казачьи обычаи и традиции, придерживаться принципов казачьей нравственности: почитать каждого старика отцом своим, престарелую казачку – матерью. Равно как и пожилые люди должны относиться к тем, кто моложе, как к детям своим. Каждую казачку почитать сестрою своею, чьи честь и достоинство следует нести выше собственной головы, каждого казака – братом, каждого ребенка любить и оберегать как собственного.

Оскорбление одного казака есть оскорбление всех. В случае обиды или нужды казак обязан приходить на помощь немедленно, всеми силами и средствами, без просьбы со стороны нуждающегося.

Вера в Бога есть дар. Все казачьи обычаи связаны с Православием, член казачьего общества обязан выполнять их вместе с братьями своими.

Казачество всегда было стволом российской государственности. Традиционно, не претендуя ни на какую власть, казак всегда поддерживал существующий в стране порядок, был оплотом стабильности. Посему член любого казачьего объединения должен быть безупречным гражданином, примером нравственности в быту и службе.

Казак понимает свою жизнь как служение Богу, исполнение его заповедей через служение Отечеству и народу. Нельзя служить вполсилы – любое дело, порученное атаманом, советом стариков, правлением или Кругом, казак обязан выполнять безупречно.

Казак обязан по первому зову являться на круги и сходы в предписанной для каждого отдельного случая одежде. Обязан иметь и по приказу атамана надевать в праздничные храмовые дни и иные праздники, отмечаемые его обществом, национальную одежду, со всей ее атрибутикой и деталями, такую, как было принято в той области, откуда он ведет свою родословную.

Казак обязан постоянно высоко нести казачью честь, беречь достоинство казачества, его обычаи и традиции. Следовать постоянно христианским заповедям, таким, как любовь к ближнему, законопослушание, веротерпимость, трудолюбие и миролюбие.

Отзыв на фильм «Тарас Бульба»

Используя отрывки из повести  Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (или фрагменты их одноименного художественного фильма), сделайте выводы о правилах  и законах, которые бытовали среди запорожских казаков

Фильм не однозначный, наделавший много шуму, не обруганный, пожалуй, только ленивым и провалившийся в прокате. Не смотря на все это, я считаю, что фильм очень достойный!

Начнем с политической подоплеки. Очень достойное дело попытался сделать В. Бортко своим фильмом — напомнить русскому и украинскому народу, что мы братья и корни у нас одни. Другой уже вопрос — получилось это или нет, и хотят ли братья признавать родство, но это уже за гранью этой рецензии.

Тараса играет Богдан Ступка. Ну, тут прямое попадание в десятку.

Сыновей хорошо сыграли Владимир Вдовиченков — Остапа, Игорь Петренко — Андрия. Особенно понравился Вдовиченков. Я его считал после Бригады третьесортным артистом, на фоне того же Безрукова или Дюжева он совсем не смотрелся, но тут он на месте. Чего только стоит сцена казни, но это я забегаю вперед. Михаил Боярский вначале жутко не нравился, но в результате даже к нему привык. Сюжет пересказывать смысла нет — я надеюсь даже троечники читали Тараса Бульбу, хотя бы в кратком пересказе. А Бортко особенно постарался максимально приближенно к книге снять фильм.

Так что пройдусь по ключевым моментам:

- Казаки скачут, рубят, пьют, устраивают погромы евреям — все как полагается.

- Очень понравилась стилизация и отдельно стоит отметить костюмы — просто шикарно. Роскошно выглядят костюмы поляков, их доспехи, платья.

- Для увеличения зрелищности в картину привнесли легкой эротики — надо ведь как то обосновать, что сын пошел против отца и против своего народа (самый натянутый момент — не только в фильме, но в книге).

- Но за что я фильму простил все эти натянутости и даже Боярского, так это за сцену казни Остапа. Вот тут прямо стоял комок в горле и предательски зачесались глаза. Шикарно! Признаюсь честно, когда пошли титры я, как и большинство в зале, аплодировал. Вот такой вот получился отзыв, как и фильм не однозначный и эмоциональный.

2. Используя дополнительную литературу и Интернет, соберите материалы о Богдане Хмельницком. На их основе подготовьте сообщение (сопроводив его электронной презентацией) об этом историческом деятеле. Сделайте выводы о его человеческих качествах.

Используя дополнительную литературу и Интернет, соберите материалы о Богдане Хмельницком. На их основе подготовьте сообщение  (сопроводив его электронной презентацией) об этом историческом деятеле. Сделайте выводы о его человеческих качествах

Богдан Зиновий Хмельницкий (1595–1657) — украинский государственный деятель, гетман, полководец.

Первое обучение в биографии Богдана Хмельницкого проходило в братской школе Киева. Затем же он стал учиться в Иезуитском коллегиуме Львова. После участия в польско-турецкой войне в 1620-1621 годах два года провел в плену. Сбежав, вступил в казацкое войско. Будучи писарем, писал договор о капитуляции в 1638 году.

Затем в биографии Хмельницкого последовали военные действия против царских войск в войне между Речью Посполитой и Россией. В 1648 году Хмельницкий был избран гетманом войска запорожского, хотя за несколько лет до этого Хмельницкий уже был провозглашен гетманом, но отказался.

В апреле 1648 года войско Хмельницкого выступило против поляков. В битве на Желтых Водах и Корсуни Хмельницкий одержал победу, которая вдохновила весь украинский народ на борьбу с Польшей. После этого в биографии Богдана Хмельницкого были взяты Староконстантинов, Збараж, Львов был осажден.

В январе 1649 года, когда слава Хмельницкого была велика, гетманское звание ему было передано польским королем. После победы в битве при Зборове и перехода татар на сторону Польши, Хмельницкий пошел на уступки, заключив зборовский договор. В сентябре 1651 был после битвы с поляками и литовцами под Белой Церковью был заключен следующий невыгодный договор.

Затем же поблизости урочища Батог польское войско было разгромлено.

За свою биографию Хмельницкий совершил несколько попыток присоединить Украину к России, в 1653 году на земском соборе вопрос был решен утвердительно. А после Переяславской рады Хмельницкий убедил всех в необходимости союза с Московией, затем же был подписан конфедеративный союз.

Тем не менее, война с Польшей продолжалась. Московский царь и польский король втайне заключили мир. По наставлению тяжело больного Хмельницкого, рада преемником избрала сына гетмана – Юрия.

3. На основе текста параграфа, дополнительной литературы, материалов Интернета докажите добровольность вхождения Украины в состав России в 1654 г. Результаты выполнения задания оформите в виде короткого эссе.

Вхождение Украины в состав России в 1654 г.

Гетман Войска Запорожского Богдан Хмельницкий обратился с прошением о переходе на службу к царю Алексею Михайловичу. Просьба была удовлетворена царём и утверждена Земским собором в Москве. Побудительной причиной перехода являлось избавление православного населения Малой Руси от религиозного и социального угнетения со стороны шляхты и католического духовенства Речи Посполитой.

Исторические предпосылки

Православное население Речи Посполитой подвергалось религиозному гнёту со стороны поляков-католиков. Протест против гнёта выливался в периодически возникающие восстания. В этих условиях православное Русское государство выглядело естественным союзником повстанцев.

Впервые за помощью к русскому царю обратился гетман реестровых казаков Криштоф Косинский, возглавлявший восстание против польской шляхты в 1591—1593 годах. Позже, после отказа Сигизмунда III удовлетворить требования об увеличении реестра, посольство гетмана Петра Сагайдачного во главе с Петром Одинцом просило принять Войско Запорожское в русское подданство.

В 1622 году епископ Исаия Копинский предложил русскому царю принять православное население Малой Руси в подданство русского государя.

В 1624 году о том же просил митрополит Иов Борецкий.

В 1648 году вспыхнуло крупное восстание под руководством Богдана Хмельницкого. Восставшие состояли преимущественно из казаков, а также из мещан и крестьян. Ожидая поддержки от Русского царства, гетман Хмельницкий пишет письмо царю Алексею Михайловичу.

Письмо Хмельницкого царю Алексею Михайловичу[править | править вики-текст]

Письмо Богдана Хмельницкого,

посланное из Черкас царю Алексею Михайловичу, с сообщением о победах над польским войском и желании запорожского казачества перейти под власть русского царя, 1648 г. и подтверждающее добровольность вхождения Украины в состав России в 1654 г.

«Наяснийший, велможний и преславний цару московский, а нам велце милостивий пане и добродию.

Подобно с презреня божого тое ся стало, чого ми сами соби зичили и старалися о тое, абихмо часу теперишного могли чрез посланцов своих доброго здоровья вашей царской велможности навидити и найнижший поклун свой отдати. Ажно Бог всемогущий здарив нам от твоего царского величества посланцув, хоч не до нас, до пана Киселя посланих в потребах его, которих товариши наши козаки в дорози натрафивши, до нас, до войска завернули.

Чрез которих радостно пришло нам твою царскую велможност видомим учинити оповоженю вири нашое старожитной греческой, за которую з давних часов и за волности свои криваве заслужоние, от королей давних надание помир[ем] и до тих час от безбожних ариян покою не маем.

[Тв]орець избавитель наш Исус Христос, ужаловавшис кривдубогих людей и кривавих слез сирот бидних, ласкою и милосердем своим святим оглянувшися на нас, подобно, пославши слово своё святое, ратовати нас рачил. Которую яму под нами били викопали, сами в ню ся обвалили, же дви войска з великими таборами их помог нам Господь Бог опановати и трох гетманов живцем взяти з иншими их санаторами: перший на Жолтой Води, в полю посеред дороги запорозкои, комисар Шемберк и син пана краковского ни з одною душею не втекли. Потом сам гетман великий пан краковский из невинним добрим чоловиком паном Мартином Калиновским, гетманом полним коронним, под Корсуном городом попали обадва в неволю, и войско все их квартянное до щадку ест розбито; ми их не брали, але тие люди брали их, которие нам служили [в той м]ире от царя кримского. Здалося тем нам и о том вашому [царскому] величеству ознаймити, же певная нас видомост зайш[ла от] князя Доминика Заславского, которий до нас присилал о мир просячи, и от пана Киселя, воеводи браславского, же певне короля, пана нашего, смерть взяла, так розумием, же с причини тих же незбожних неприятелей это и наших, которих ест много королями в земли нашой, за чим земля тепер власне пуста. Зичили бихмо соби самодержца господаря такого в своей земли, яко ваша царская велможност православний хрестиянский цар, азали би предвичное пророчество от Христа Бога нашего исполнилося, што все в руках его святое милости. В чом упевняем ваше царское величество, если би била на то воля Божая, а поспех твуй царский зараз, не бавячися, на панство тое наступати, а ми зо всим Войском Запорозким услужить вашой царской велможности готовисмо, до которогосмо з найнижшими услугами своими яко найпилне ся отдаемо.

А меновите будет то вашому царскому величеству слишно, если ляхи знову на нас схотят наступати, в тот же час чим боржей поспешайся и з своей сторони на их наступати, а ми их за Божею помощу отсул возмем. И да исправит Бог з давних виков ознаймленное пророчество, которому ми сами себе полецевши, до милостивих нуг вашему царскому величеству, яко найуниженей, покорне отдаемо.

Дат с Черкас, июня 8, 1648. Вашему царскому величеству найнизши слуги.

Богдан Хмельницкий, гетман з Войском его королевской милости Запорозким»

Ряд одержанных казаками над польским войском побед позволил им заключить с Варшавой Зборовский мирный договор, предоставивший Войску Запорожскому автономию.

Вскоре, однако, война возобновилась, на этот раз неудачно для повстанцев, которые потерпели в июне 1651 года тяжёлое поражение под Берестечком. В 1653 году Хмельницкий, видя невозможность победы, вновь (уже в третий раз) обратился к русскому царю с просьбой помочь Запорожскому казачеству.

Челобитная Войска Запорожского Речи Посполитой Русскому царству о принятии запорожцев в подданство русского Царя и оказания им защиты против шляхетской Речи Посполитой была направлена в Москву осенью 1653 г.