§ 27. Русское государство во второй половине XV - начале XVI вв.

Подробное решение параграф § 27 по истории для учащихся 6 класса, авторов Андреев И.Л., Федоров И.Н. 2018

Вопросы к пунктам параграфа

(стр. 204)

Вопрос: Почему брак Ивана III с Софьей (Зоей) Палеолог стал политическим событием европейского значения?

Ответ: Московский князь стремился утвердить среди своих подданных представление о том, что Русь — прямая наследница Византии, а её государь — преемник византийских императоров. Этой цели служило утверждение нового придворного церемониала и женитьба князя на племяннице последнего византийского императора Софье (Зое) Палеолог (1472—1503).

Вопрос: Как обосновывался священный характер самодержавной власти московского князя?

Ответ: Крупный церковный деятель Иосиф Волоцкий в своём учении подчёркивал священный характер самодержавной власти московского князя: власть от Бога, богоданная, ослушание и сопротивление ей — поступок греховный.

(стр. 206)

Вопрос: Как изменились Государев двор и Боярская дума после объединения страны?

Ответ: Государев двор стал органом управления страной, а его члены — законотворцами, администраторами, судьями в центре и на местах. Главными помощниками князя были бояре, составлявшие Боярскую думу. Она не имела строго определённых функций и действовала как совещательный орган.

Вопрос: Какими отрицательными сторонами обладала местная система управления, основанная на кормлении?

Ответ: Наместники часто злоупотребляли своим положением, рассматривая кормление как способ обогатиться.

(стр. 207)

Вопрос: Кто находился на вершине социальной пирамиды рядом с великим князем?

Ответ: На вершине социальной пирамиды стоял великий князь всея Руси. Его ближайшее окружение составляли титулованная (аристократы — потомки князей, перешедших на службу к московскому государю) и нетитулованная знать. Они занимали все высшие посты.

Вопрос: Как решались споры между высокопоставленными членами великокняжеского двора?

Ответ: Взаимные претензии высокопоставленных членов великокняжеского двора — Рюриковичей, Гедиминовичей и представителей старомосковского боярства (бояр, предки которых издавна служили московским князьям) — разрешались с помощью системы местничества. Местнические споры создавали трудности в государственном строительстве.

(стр. 209–210)

Вопрос: Какие события привели к независимости Русской православной церкви?

Ответ: Константинопольский патриарх согласился на проведение церковного собора, на котором предполагалось обсудить вопрос об объединении православной и католической церквей. Приехал в Феррару и русский митрополит, грек Исидор. На протяжении нескольких месяцев в Ферраре, а затем во Флоренции велись богословские споры. Наконец, по настоянию Исидора и никейского митрополита Виссариона была подписана уния (договор), согласно которой греческая православная церковь признавала главенство римско — католической церкви. За это Исидор получил от папы римского сан кардинала. Но Ферраро — Флорентийская уния не была признана на Руси. Исидора, когда он возвратился в Москву, Василий II лишил власти и изгнал из страны. С того времени русские митрополиты избирались и поставлялись (возводились в сан) в Москве, а Русская православная церковь фактически стала автокефальной, независимой от константинопольской патриархии.

Вопрос: Что значило для московских князей выдвижение церковными деятелями положения о божественном происхождении верховной власти?

Ответ: Иосиф Волоцкий утверждал, что власть, полученная светским правителем от Бога, может использоваться с недобрыми намерениями. Таким «тираническим» правителям подданные имеют право не подчиняться и даже выступать против них.

Вопросы и задания к параграфу

Вопрос: Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы. 1) О какой угрозе предупреждает Ивана III ростовский архиепископ? 2) Считает ли Вассиан Рыло власть ордынского хана законной? 3) Кто, по мнению архиерея, является настоящим, Богом посланным царем?

Ответ: 1) Ростовский архиепископ Вассиана Рыло предупреждает князя Ивана III об угрозе не царствования при нем истины ради, и кротости, и правды. 2) Для Вассиана Рыло власть ордынского хана Ахмата является незаконной. Он сравнивает власть хана с египетским фараоном, что указывает на ее языческое происхождение. Власть же Ивана III — Богом утвержденная власть. 3) Иван III – это настоящим, Богом посланный царь, освободитель христианских людей.

Вопрос: Рассмотрите иллюстрацию на с.204 и ответьте на вопросы. 1) Отражает ли изображение печати Ивана III основную идею параграфа? 2) Почему новым символом Московского государства стал орел с герба Византийской империи? 3) Как вы можете объяснить тот факт, что орел изображался с двумя головами?

Ответ: 1) Во времена царствования Ивана III в печатях Московского (Русского) государства стал использоваться двуглавый орел (привезенный с собой Софьей Палеолог), как символ преемственности русских царей византийским императорам. Это символ укрепления власти московских князей. 2) Потому что Русское государство было преемницей Византии и ее политических порядков. 3) Двуглавый орел – это символ сочетания в себе двух начал, для России это сочетания западного (наследие Римской империи – Византии) и восточного (Золотая Орда).

Вопрос: Соотнесите даты, указанные на ленте времени со следующими событиями: 1) создание первого общерусского свода законов; 2) Иван III официально принял титул «государь всея Руси»; 3) избрание собором русских архиереев митрополита Московского Ионы; 4) подписание московским митрополитом Исидором Ферраро – Флорентийской унии; 5) брак Ивана III Софии Палеолог.

Ответ: 1) 1497 г.

2) 1485 г.

3) 1448 г.

4) 1439 г.

5) 1472 г.

Вопрос: Выберете ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор: Только ли военное могущество и постоянный рост территории являлись основной для государственного строительства Московской Руси?

Ответ: На мой взгляд, наиболее полно главный вопрос урока отражает следующий ответ: «Государственное строительство Московской Руси предполагало её многостороннее развитие — создание аппарата централизованного государства, освоение новых территорий, обращение к европейским и православным традициям при выборе государственной идеологии» (вариант ответа В). Действительно, на государственное строительство нового государства повлияли не только военные успехи московских князей, но и создание аппарата централизованного государства (Иван III), освоение новых территорий, обращение к европейским и православным традициям при выборе государственной идеологии. Благодаря этому Русское государство становится в один ряд с могущественными государствам Европы.

Работа с источниками (стр. 211)

Вопрос: Можно ли говорить о том, что ордынское владычество не стерло историческую память народа о величие Древней Руси? Какую разницу видит ростовский архиепископ между князьями домоногольского периода и своими современниками? Какой князь, прямой предок Ивана III, назван примером стойкости и личного мужества?

Ответ: Можно с уверенность сказать, что ордынское владычество не стерло историческую память народа о величие Древней Руси, а наоборот сохранило ее, потому что имена великих князей, которые положили свою жизнь на благо государства, служили примером для князей своего времени, старавшимся воссоздать былое величие Русского государства. Главным отличием между князьями домонгольского периода (Олег, Игорь, Святослав) и послемонгольского (Дмитрий Донской) архиепископ видит в православной вере и борьбе за нее, а также в том, что Дмитрий Донской, хоть и боролся с погаными, но он боролся за объединение страны, нежели князья домоногольской эпохи, главной цель которых являлось охрана границ и сбор дани.

Вопрос: О чем говорят характеристики, данные хану Ахмату ростовским архиепископом Вассианом Рыло? Почему клятвопреступление московского государя, его отказ от верности хану Ахмату, вызывают одобрение иерарха церкви? Кто, по мнению ростовского архиепископа, истинный царь на Руси? Составьте небольшой рассказ по картине художника Н.С. Шустова «Иоан III свергает татарское иго, разорвав ханскую грамоту и приказав умертвить послов».

Ответ: О хане Ахмете архиепископ говорит как о богомерзком и скверном самозваном царе. Клятвопреступление князя Дмитрия Донского было необходимо для борьбы против ордынского ига, лучше умереть, чем подчиняться ордынцам: Уж лучше тебе солгать и приобрести жизнь вечную, чем остаться верным клятве и погибнуть, то есть пустить их в землю нашу на разрушение и истребление всему христианству, на святых церквей запустение и осквернение. Приехали послы хана Ахмета к Великому князю Ивану III с ханской грамотой, принял их князь. Прочитав грамоту ханскую, воспротивился ей князь, надоело ему под властью ордынской жить, как долгие годы предки его, решил он, что надо продолжить дело деда и отца своего. Встал он с кресла своего и разорвал он грамоту эту, приказав схватить послов и казнить их, чтобы неповадно было хану присылать людей своих. Теперь он единственный правитель на земле Русской, а, кто воспротивиться захочет, мечом ответ получит.