§ 16-17. Культура Руси

Подробное решение параграф § 16 по истории для учащихся 6 класса, авторов Андреев И.Л., Федоров И.Н. 2018

Вопросы к пунктам параграфа

(стр. 116)

Вопрос: Почему в начале XII в., с исчезновением политического фактора, сплачивающего страну, русское единство сохранилось?

Ответ: До рубежа XI—XII вв. Русская земля находилась в общем управлении князей — родственников, что способствовало сохранению её единства. С начала XII в. этот фактор, сплачивавший Древнюю Русь, исчез. Сохранялось лишь религиозное единство древнерусских земель и княжеств. Все они входили в единую церковную организацию, центр управления которой находился в Киеве. Благодаря этому продолжало бытовать представление о Русской — православной — земле.

Вопрос: Что было главным в представлении древнерусского человека об окружающем мире?

Ответ: Все представления человека о мире и об обществе основывались на христианской традиции.

(стр. 117)

Вопрос: Какая роль возлагалась на народ Руси после перемещения духовного центра мира из Иерусалима в Киев?

Ответ: На народ Руси легла особая миссия — спасение всего христианского люда. Чтобы выполнить её, надо было хранить православную веру, соблюдать Божьи заповеди — тогда в день Страшного суда будет получено высшее оправдание от Спасителя.

Вопрос: Что стояло за образами животных, растений, камней в древнерусских текстах и изображениях?

Ответ: К описаниям мифических животных и птиц люди Древней Руси относились с полным доверием. Все животные и их свойства — реальные или вымышленные — рассматривались с точки зрения нравоучительного смысла, заключённого в них. Так, лев был символом земной власти и могущества, олицетворением воли, справедливости, воплощением законов Неба на земле. Приблизительно также воспринимались древнерусскими книжниками камни и растения, их природа, свойства и качества.

(стр. 118)

Вопрос: Какие символы победы христианского мира над языческим миром можно найти в иконе «Чудо Георгия о змие»?

Ответ: Смысл древнерусских изображений и текстов. Древнерусские изображения и тексты полны символики и глубокого смысла. Так, на иконе «Чудо Георгия о змие» изображён святой Георгий на белоснежном коне, в развевающемся на ветру красном плаще, с копьём в руке, поражающий тёмно — красного змия, извивающегося под копытами коня. Эта икона — не просто иллюстрация соответствующей христианской легенды. Всё изображённое здесь символично.

Вопрос: Что заставляло летописцев в удельный период начинать местные летописи с «Повести временных лет»?

Ответ: Каждый новый летописный свод обязательно включал тексты предшествующих летописей. В удельный период в отдельных княжествах начали вести свои летописи. Но все они имели общее начало — «Повесть временных лет». Чаще всего летописи писали при княжеских или епископских дворах. Благодаря летописям нам стали известны многие события, происходившие на Руси.

(стр. 122)

Вопрос: Почему православный храм был для древнерусского человека зеркалом мира?

Ответ: Образ мира, который был своим для человека средневековой Руси, сохранил православный храм. Он был своеобразным зеркалом мира, отображал внутренний, потаённый смысл земных вещей, явлений и событий.

Вопрос: Чем объяснить внешнюю строгость православного храма и его богатое внутреннее убранство?

Ответ: Наружное оформление храма — его простота, основательность и стройность соответствовали скромности, непритязательности и строгости внешней жизни христианина. Сложная внутренняя структура и великолепное убранство церкви символизировали богатство духовной жизни верующего человека.

Вопросы и задания к параграфу

Вопрос: Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы. 1) Почему автор хвалебного обращения к князю использует образы зверей? В тексте говорится о реальном льве или вымышленном? 2) Какой зверь, распространённый в Залесском крае, не назван в тексте?

Ответ: 1) Потому что каждое из животных он наделяют символическим значением, так орел, осетр, лев – это представители «власти» в своих видах, что сравнивается с властью князей. Это указывает на особое отношение древнерусского общества к представителям животного мира. В тексте говорится о настоящем льве и его способности успокаивать разбушевавшихся или недовольных одним только своим рыком. Его рык должен служить князю примером, но только князь должен не рычать, а говорить такие слова, которые способны убедить людей. 2) Лисица, еж, куропатка, бобр – также являются представителями животной фауны Залесского края (стр.117).

Вопрос: Рассмотрите иллюстрацию на с.116 и ответьте на вопросы. 1) Опишите ее, используя полученные знания. 2) Уместно ли нахождения льва на стене православного храма? 3) Какие существа украшали готические храмы Западной Европы? Что такое двоеверие?

Ответ: На стене храма изображены животные, наделенные символическими значениями (телец, лев, человек, орел) – четыре символических образа, которые видели пророк Иезекиль и Евангелист Иоанн в своих видениях. Согласно священному писанию, это изображение четырех основных добродетелей: мудрость, храбрость, правда и чистота. Человек означает мудрость, Лев – храбрость, Вол означает правду, так как это было жертвенное животное (оправдание за грех), Орел в полете означает чистоту, потому, что он поднимается на большие высоты, которые являются олицетворением чистоты. 2) В связи с тем, что животные наделяются символическим значением, характерным для христианство, то и нахождение изображения льва на стене храма – это обычное явление для православных храмов. 3) Мрачные фигуры горгулий и мифических существ служили особенно частым украшением на стенах готических храмов Западной Европы. Двоеверие – это религиозное и культурное явление, заключающееся в параллельном сосуществовании традиционного христианства и элементов дохристианских языческих верований. Отражением этого является изображение животных и мифических существ на фасаде храмов.

Вопрос: Соотнесите даты, указанные на ленте времени со следующими событиями: 1) Начало строительства Георгиевского собора в Юрьеве — Польском; 2) Андрей Боголюбский построил Золотые ворота во Владимире; 3) Всеволод Большое Гнездо закончил строительство Дмитриевского собора во Владимире; 4) Икона Владимирской Божией Матери перенесена из Киева во Владимир; 5) Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли.

Ответ: 1) 1230 г.

2) 1164 г.

3) 1197 г.

4) 1165 г.

5) 1158 г.

Вопрос: Выберете ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор: Прекратило ли свое существование единая русская культура с распадом Древнерусского государства?

Ответ: На мой взгляд, наиболее полно главный вопрос урока отражает следующий ответ: «Русская культура не только сохранила свою общность, но и стала развиваться по — своему в каждой земле». Действительно, русская культура, основы которой составляют языческие и христианские элементы, сохранила свою общность во время феодальной раздробленности благодаря тому пласту, которой заложило христианство еще X — XI вв. Также культура начала развиваться и в каждой отдельной части государства, куда привносились новые элементы, характерные для каждой земли, что нашло свое отражение в иконописи, зодчестве, архитектуре, изобразительном искусстве и литературе. Также на культуру отдельных земель имели влияния международные связи, так для севера характерно влияние западноевропейской культуры, а для юга культуры кочевых народов. Культура каждой земли в совокупности с другими и составляли древнерусскую культуру, которая послужила основой для дальнейшего развития.

Мнение историка (стр. 124)

Вопрос: Почему иконописец перед написанием иконы продолжительное время молился и постился, а после написания никогда не подписывал свою работу? Какие два мира видел и передавал через написание иконы мастер? Сравните западноевропейские картины на библейские сюжеты и иконы. Что у них общего, а в чем различия?

Ответ: Иконописец долго молился и постился перед написанием иконы, потому что таким образом он настраивал отношения с Богом, ведь он – это проводник Бога на земле. Мастер через написание иконы видел и передавал нам образ двух миров – здешнего (открывающегося ему телесными очами) и потустороннего (открывающегося ему очами умными). Так потустороннее небо мастер окрашивал многоцветной радугой посюсторонних, здешних тонов. Самым главным отличием картины и иконы это то, что икону пишет не человек, в отличии от картины, а Бог рукою человека. Очень важен и процесс иконописи: мастер должен поститься и молиться перед началом работы. Первым на иконе появляется свет (название фона в иконописи), затем раскрывается позем (земля) и вода, растения, животные, строения, одежды и пр., последним появляется лик человека. После завершения живописи икона подвергается олифлению, «варёным маслом» (елеем) что рассматривается как аналог обряда елеопомазания.

Материалы, используемые в иконописи, представляют растительный (доска), минеральный (пигменты красок) и животный (яйцо темперы, рыбный или мездровый клей) мир. Картина же, даже на религиозный библейский сюжет, представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника, картина передает его мироощущение. Картина – средство для общения с автором, его идеями и переживаниями.

Вопрос: Легко ли современному человеку (прочитать) и понять икону? Достаточно ли «молчаливого созерцания»? Почему возникло мнение о простате и наивности иконы?

Ответ: Я считаю, что современному человеку сложно прочитать картину, потому что сейчас у нас совсем другое мировоззрение в отличие от человека, жившего в XII–XIII в., у которого оно было религиозным и даже мифическим. Нам тяжело понять замысел автора, нам легче «общаться» с картиной, за которой стоит человек, а не Бог. В иконописи существует строгий порядок в написании икон, поэтому, на первый взгляд, иконы похожи друг на друга, хотя и несут более глубокий и неповторим смысл в жестах и символах, поэтому нельзя считать икону простой и наивной. За ней стоит глубокий смысл и традиционность.

Выберите ответ на главный вопрос главы. Обоснуйте свой выбор. (стр. 125)

Вопрос: Выберете ответ на главный вопрос главы и обоснуйте свой выбор: Можно ли назвать распад Древнерусского государства положительным явлением, способствующим дальнейшему развитию древнерусских земель?

Ответ: На мой взгляд, наиболее полно главный вопрос главы отражает следующий ответ: «Древняя Русь после распада единого государства продолжала развиваться, её отличительной чертой стало многообразие во всём — в политике, хозяйственной жизни, культуре». Действительно, после распада единого Русского государства Древняя Русь стала развиваться, но каждая ее часть по — отдельности, где были свои особенности в политике, культуре, экономике и другом. Все эти изменения завесили от формы правления (монархия, боярская республика и другие), природно — климатических условий (север — торговля и ремесло, юг – земледелие), международных связей (кочевники, Европа). Все это многообразие позже трансформируется в особую русскую культуру.