§ 11-12. Древнерусская культура

Подробное решение параграф § 11 по истории для учащихся 6 класса, авторов Андреев И.Л., Федоров И.Н. 2018

Вопросы к пунктам параграфа

(стр. 81)

Вопрос: Как христианская церковь относилась к язычеству?

Ответ: Христианское духовенство пристально следило за искоренением старой веры и связанных с ней обрядов.

Вопрос: Какие общие черты характерны для христианства Восточной и Западной Европы?

Ответ: Переплетение языческих пережитков и христианских представлений и праздников встречается у всех народов Европы. Его иногда называют двоеверием.

(стр. 83)

Вопрос: Какова была потребность в богослужебных книгах в Древней Руси после принятия христианства?

Ответ: Благодаря принятию христианства Русь приобщилась к письменной культуре Европы. Освоение европейской литературы началось у славян с богослужебных книг, без которых невозможно отправление христианских обрядов.

Вопрос: Кому была доступна книжная грамотность в Древнерусском государстве?

Ответ: Книжная грамотность в Древнерусском государстве была доступна образованным людям, среди которых можно выделить духовенство, знать, городские жители.

(стр. 84)

Вопрос: Каким требованиям должен следовать художник — иконописец?

Ответ: Иконы писали на деревянных досках. Если же изображение наносили красками прямо на стену, по сырой штукатурке, его называли фреской. Фресковая живопись украшает множество древнерусских храмов. Лучшие иконописцы считали за честь получить заказ на роспись храма фресками. Когда изображения выкладывали разноцветными камнями и кусками цветного стекла (смальты), их называли мозаикой. Среди самых знаменитых памятников древнерусского искусства — мозаичные изображения в киевском храме Святой Софии, выложенные греческими мастерами.

Вопрос: Почему иконописцы не ставили своих имён под созданной работой? (Ответьте на примере жития иконописца Алимпия.)

Ответ: Бог призывал святых людей, в том числе иконописцев, делать добро без хвастовства, в соответствие с евангелиевыми заповедями. На иконе должен быть изображен лик святого, а не подпись создателя иконы.

(стр. 85–86)

Вопрос: Какая страна дала Руси образец храмового строительства?

Ответ: Византия и столица ее – Царьград (Константинополь).

Вопрос: Где русские князья брали средства на строительство храмов?

Ответ: Владимир приказал отчислять десятую часть своих доходов, поэтому церковь Успения Пресвятой Богородицы была названа Десятинной.

Вопросы и задания к параграфу

Вопрос: Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы. 1) Модно ли сегодня использовать совет древнерусских книжников по чтению и запоминанию содержания? 2) Согласны ли вы с тем, что книга сдерживает человека и управляет им?

Ответ: 1) Я считаю, что совет древнерусских книжников на сегодняшний день является актуальным, потому что современный человек постоянно спешит, да и книгу берет в руки крайне редко. Необходимо читать спокойно и вдумчиво, чтобы ни одной мысли не прошло мимо твоего сознания. Помимо просто прочтения книги необходимо также и понимать, что ты читаешь, ведь порой в книгах заключена большая мудрость и истина. 2) Книга может сдержать человека в том случае, если он задумал то, что делать не надо, что опасно и вредно. Управлять книга может человеком в его нравственных поступках и мыслях. Книга может помочь человеку успокоить свои мысли и найти правильное решение в трудной ситуации.

Вопрос: Рассмотрите иллюстрацию на с. 80 и ответьте на вопросы: 1) Опишите её, используя полученные знания, 2) Как искусство мозаики утвердилось в русских храмах? 3) Найдите в дополнительной литературе или Интернете материал и напишите небольшой рассказ на тему «Как мальчик Алимпий стал Иконописцем».

Ответ: 1) На иллюстрации изображен Дмитрий Солунский в военной одежде, в плаще, в руках он держит копье и щит, в ножнах у него находится меч, что свидетельствует о том, что мозаика была сделана в XI в., когда было принято изображать его в виде воина. Вокруг его головы виден нимб святого, что характерно для иконописи и изображения святых. 2) Мозаика – это выкладывание изображения разноцветными камнями и кусками цветного стекла (смальты). Искусство мозаики пришло на Русскую землю вместе с христианством. Первыми авторами были греческие мастера, которые выложили мозаики в киевском храме Святой Софии. Масштабное строительство храмов и монастырей по всей Руси, их украшение воспитали русских мастеров своего дела. 3) Мальчик Алимпий с раннего возраста любил рисовать и делал это в любую свободную минуту, когда не надо было помогать по хозяйству родителям. Однажды в солнечный погожий денек к нему с небес спустился ангел, посланник Божий, и поцеловал его в лоб, награждая юного Алимпия дар к написанию чудесных икон, которые будут украшать самые знаменитые храмы и монастыри по всей Руси. Чтобы получить навыки написания икон, Алимпий отправился к греческим мастерам, расписывающим Печерскую церковь, которые обучили его данному мастерству, удивляясь его дару. Именно в Печерской церкви мальчик увидел настоящее чудо — изображение иконы Пре-святой Богородицы. Увидев ее, он понял, что все свою жизнь он посвятит иконописи.

Вопрос: Соотнесите даты, указанные на ленте времени со следующими событиями: 1) создание первого общерусского свода летописей «Повесть временных лет»; 2) строительство храма Софии Новгородской; 3) первая датированная русская рукописная богослужебная книга Остромирово Евангелие; 4) начало строительства храма Софии Киевской; 5) создание «Изборника Святослава»; 6) строительство храма Успения Пресвятой Богородицы.

Ответ: 1) 1113 г.

2) 1045 — 1050 гг.

3) 1056 — 1057 гг.

4) 1037 г.

5) 1073 г.

6) 996 г.

Вопрос: Выберете ответ на главный вопрос главы, обоснуйте свой выбор: Способствовало ли принятие христианства расцвету материальной и духовной культуры Древней Руси, смогла ли новая вера быстро изменить народную культуру?

Ответ: На мой взгляд, наиболее полно главный вопрос урока отражает следующий ответ: «Православная культура шаг за шагом проникала в народную жизнь и постепенно вытеснила из нее язычество». Действительно, на начальном этапе своего проникновения на Русскую землю православие существовало параллельно с язычеством и культурой язычества, но постепенно православие начало становится частью русского народа, что связано со строительством храмов и монастырей, их украшением (иконопись, мозаика, фрески), переводом религиозных текстов, написанием книг (летописи, Остромирово евангелие, «Поучение» Владимира Мономаха и другие. Монастыри превратились в культурные и просветительские центры, что способствовало привлечению русского народа к догмам православия, его культурным особенностям, а также постепенному отходу от язычества.

Работа с источниками (стр.87 — 88)

Вопрос: Рассмотрите изображения четырех храмов Святой Софии в разных городах. Используя информацию учебника и ресурсы Интернета, сравните эти соборы. Три из четырех храмов Святой Софии были заложены при князе Ярославе Мудром. Какой государственный и религиозный смысл скрыт в географическом местонахождение этих храмов.

Ответ: Храм Святой Софии Константинопольской: собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6 м длины и 68,4 м ширины), образующий три нефа: средний — широкий, боковые — более узкие. Это базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня. София Киевская: представляет собой пятинефный пятиапсидный крестово — купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он окружён двухъярусными галереями. Сложен из плинфы — широких, тонких кирпичей. Длина собора без галерей 29,5 м, ширина — 29,3; с галереями: 41,7 и 54,6. Высота до вершины главного купола 28,6 м, величина подкупольного квадрата 7,6 м. Храм Софии Новгородской: представляет собой пятинефный крестово — купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке, к ним, помимо новгородской Софии, относятся: Софийские соборы в Киеве и Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия. У храма имеется три апсиды — центральная пятигранная, и боковые — округлые. С трёх сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов. Храм Софии Полоцкой: возведённый в середине XI века в византийском стиле храм был освящён во имя Святой Софии. До нашего времени Софийский собор сохранился в значительно измененном виде, окончательно был перестроен в XVIII веке в стиле виленского барокко. В таком виде сохранился до нашего времени. Храмы, заложенные при Ярославе Мудром, строились по византийскому образцу на пересечении торговых путей для их популяризации и прославления – в этом скрывается смысл их географического положения.

Вопрос: О каком из четырех храмов говорится в «Слове о Законе и Благодати»? В нем упоминается «Новый Иерусалим» – о каком городе идет речь? Почему для Киева этот город стал образцом для подражания?

Ответ: В «Слове о Законе и Благодати» говорится о храме Софии Киевской. Новый Иерусалим – это Константинополь (Царьград), который стал образцом для подражания, потому что именно он был первоисточником для принятия православия русскими князьями и народом. Он стал культурным и просветительским началом для русской культуры. Также Киев подражал ему, чтобы доказать свое величие, чтобы Русь стала равной Византии.

Вопрос: Почему Иларион называет князя Владимира Василием, а Ярослава Мудрого Георгием?

Ответ: Иларион называет князя Владимира Василием, а Ярослава Мудрого Георгием, потому что эти имена они получили при крещении в православную веру, а имена Владимир и Ярослав являются языческими.

Выберите ответ на главный вопрос главы. Обоснуйте свой выбор.

Вопрос: Выберете ответ на главный вопрос главы, обоснуйте свой выбор: Что сделало Древнюю Русь неотделимой частью Европы – постоянно растущее военное и политическое могущество или принятие христианства, появление письменного законодательства, строительство городов, рост торговли?

Ответ: На мой взгляд, наиболее полно главный вопрос главы отражает следующий ответ: «Принятие христианства, усиливающееся политическое влияние, письменное законодательство, рост городов и торговли позволили Древней Руси войти в Европу как равноправному партнеру, наладить династические, экономические, культурные связи с большинством европейских стран». Действительно, все эти факторы привели к тому, что Древняя Русь стала полноправным членом Европы, ее составной частью. Принятие православия повлияли на сближение с европейскими династическими домами (Ярослав Мудрый выдал своих дочерей замуж за наследников европейских престолов), письменное законодательство (Русская правда, Устав Владимира Мономаха и другие) усилило влияние правящей верхушки и ослабило противостояние знати и простого народа, военная мощь (отпор половцам) сделала Русь хорошим противником и соратником. Торговля послужила главным звеном в настраивании дружеских отношений и тесного культурного взаимодействия с Европой и другими государствами.