§ 7. Восточные славяне в древности

Подробное решение параграф § 7 по истории Россия в мире для учащихся 10 класса, авторов Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., В.А. Рогожкин Базовый уровень 2013



ВОПРОСЫ

1. Охарактеризуйте основные занятия славян. Сравните их с занятиями западноевропейцев в раннее Средневековье.

Основным занятием славян было земледелие, скотоводство и ремесло, также большую роль продолжало составлять охота и промыслы.

В VI – XI вв. славяне расселились на обширных пространствах Восточной Европы. В лесном краю они применяли подсечно-огневое земледелие, в лесостепной зоне — пашенное. Главными зерновыми культурами были рожь, ячмень, просо, пшеница, овес. Кроме зерновых, выращивали бобы, горох и чечевицу. Из льна изготавливали нити и ткали материю для одежды.

Основным строительным материалом у жителей лесной полосы было дерево. Постройки сооружались из бревен, крышу покрывали соломой или камышом. Бревенчатые дома образовывали круг или стояли рядом по одну и другую сторону мощенной бревнами улицы.

Охота в лесу была не только важной отраслью хозяйства, но и местом, где молодые соплеменники проявляли свою силу, храбрость, охотничью сметку. Добыча пушного зверя давала мех, необходимый для пошива зимней одежды и для торговли. В дуплах, где обитали дикие пчелы, добывали мед.

Для ловли рыбы, в изобилии водившейся в прозрачных водах рек и озер, применялись гарпуны, остроги, плетеные сети и верши.

Скот у славян, как и других народов, считался мерилом богатства.

Ремесло постепенно выделилось в отдельную отрасль хозяйства. Из железа ковали топоры, косы, серпы, наконечники для стрел и копий. Изделия славянских ремесленников — кузнецов, ювелиров, древоделов — высоко ценились их соседями. Центрами ремесла и торговли, возникавшими в основном на речных берегах, были «грады» — укрепленные племенные центры.

Занятия западноевропейцев в Раннем средневековье были схожими. В раннее Средневековье большая часть Европы была покрыта густыми непроходимыми лесами. Лес и его богатства сопровождали человека всю жизнь. Жилища и повозки, орудия труда и домашняя утварь — все делалось из дерева. Лес кормил человека и давал пропитание скоту.

Пахотные земли в Западной Европе в Раннем средневековье представляли собой отдельные островки, разбросанные среди лесов. Постепенно произошел переход от подсечного земледелия к более продуктивному двуполью. Наряду с зерновыми жители Европы выращивали огородные культуры, разводили сады и виноградники. Важную роль в хозяйстве играло скотоводство; подспорьем служили охота, рыболовство и собирательство, как и у славян.

Люди также предпочитали селиться по берегам рек и озер. Городов было мало. Сельские поселения были небольшими — всего в несколько дворов. Жилища чаще всего представляли собой сооруженные из бревен постройки, состоявшие из нескольких помещений. Стены обмазывали глиной, крышу покрывали соломой или камышом. В таком доме жили ближайшие родственники, которые вели совместное хозяйство.

2. Каким образом были взаимосвязаны хозяйственная деятельность и религиозные представления славян? Приведите примеры.

Верования славян свидетельствует об их громадной зависимости от условий окружающей среды. Славяне отождествляли себя с природой и поклонялись силам ее олицетворяющим: огню, грому, озерам, рекам, и т. д. и не знали исторического времени. Обожествление могущественных сил природы - солнца, дождя, грозы - отразилось в культах бога неба и огня Сварога, бога грозы Перуна, обрядах жертвоприношений.

3. Расскажите о верованиях восточных славян.

Все окружающее человека пространство — от порога родного дома до края родной земли, как и вся его жизнь, от первого крика до последнего вздоха, — было подчинены законам, установленным предками по воле богов. Славяне верили, что в момент рождения приоткрывается дверь между миром мертвых и миром живых.

В представлениях славян, огонь был сыном бога неба — Сварога, поэтому пламя домашнего очага считалось у славян священным. Ему во время трапезы посвящался первый и лучший кусок хлеба. Гость, обогревшийся у очага, становился для хозяев своим. В доме, как в крепости, славянин уберегался от всех опасностей — шли ли они от недобрых людей или от злых духов. Здесь жил домовой — охранитель очага и покоя. При «суседушке» нельзя было произносить бранных слов и тем более смахивать хлебные крошки на пол. Потребление пищи было священнодейством — слишком тяжелым трудом она доставалась. У славян запрещалось бить кулаком по обеденному столу: он считался божьей ладонью.

На косяке двери и оконнице вырезали священные изображения, которые должны были отпугивать темные силы. К ним относились символы Перуна — бога грозы, грома и молний и Даждьбога — бога солнца. Считалось, что никакая нечистая сила не могла преодолеть эту преграду. Переступить границу усадьбы и тем более порог дома без приглашения считалось кощунством.

Лес, где охотился человек, река, где он удил рыбу, в представлениях наших предков, были частью живого мира. Белку или волка надо было бить стрелой точно в глаз. И не только для того, чтобы не испортить шкуру, но и для того, чтобы не доставить мучений животному. В лесу охотник мог брать ровно столько, сколько нужно для прокорма семьи. Лишнего зверя убивать нельзя, ибо в этом случае недобрый хозяин чащобы — леший, не только уведет с пути охотника лесных зверей и птиц, но и самого заведет в чащу, откуда уже не будет возврата. Нельзя было ловить рыбу больше необходимого — водяной мог принести несчастье.

Смерть не воспринималась нашими предками как окончание всего. Сгоревший на погребальном костре человек просто переселялся в обитель мертвых. Отсюда он молил светлых богов Сварога, Макошь (Мокошь) о защите соплеменников от чар злобных богов. Славяне верили, что бог Род, принимавший участие в создании Вселенной, посылает с небес на землю души умерших, чтобы они вселились в только что рожденных детей. Поэтому славяне часто давали своим детям имена ушедших в мир мертвых родственников: считалось, что сила и мудрость предков воплотятся в новом, пришедшем в мир живых человеке.

4. Что из наследия культуры восточных славян дошло до нашего времени?

В нашей современной жизни очень многое напоминает нам о временах восточных славян. Земли, занятые восточными славянами в период освоения ими Восточно-Европейской равнины, составляют территорию центральной части современной России, Украины и Белоруссии. Способы постройки дома, хозяйственные занятия, умения и навыки в течение многих столетий оставались неизменными. Языческое мировоззрение сохранялось у славян даже и после принятия христианства. Крестившись, вчерашние язычники продолжали чтить старых богов, только под новыми именами. Так, например, облик Перуна трансформировался в образ Ильи Пророка, одного из самых почитаемых христианских святых. Другим «наследником» бога грозы стал святой Георгий Победоносец. Перун в славянской мифологии выступал в качестве победителя злого бога — Змея-Волоса. Змееборцем выступает и Св. Георгий.

ЗАДАНИЕ

Византийское историческое произведение «Стратегикон» сообщало об обычаях славян: «Племена славян многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, охраняют их. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там на положении свободных?

У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы...

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую».

Какие выводы можно сделать о развитии хозяйства и общественном строе восточных славян?

Можно сделать выводы, что славяне занимались земледелием, разведением скота, собирательством и охотой. Жили они племенами. Имелось среди славян и рабовладение, но не в больших масштабах. Свое богатство славяне скрывали, чтобы не подвергаться нападениям других племен.