§ 49. Мировая литература и художественная культура

Подробное решение параграф § 49 по истории Россия в мире для учащихся 10 класса, авторов Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., В.А. Рогожкин Базовый уровень 2013



ВОПРОСЫ

1. Какую роль в жизни людей XIX в. играла художественная литература?

Художественная литература играла большую роль в жизни людей XIX в. Она оказала огромное влияние на формирование личности многих людей в XIX в. Немало свидетельств этого можно найти в мемуарах писателей, ученых, политических деятелей. Никогда раньше жизнь общества не отображалась с такой глубокой реалистичностью и с такой полнотой, как в художественной литературе XIX столетия.

2. Какой смысл вы вкладываете в понятие «мировой литературный процесс»?

Я думаю, что мировой литературный процесс – это процесс существования, функционирования и эволюции литературы как в определенную эпоху, так и на протяжении всей истории нации, страны, региона, мира.

3. Кого из известных вам писателей, поэтов и художников XIX в. вы относите к реалистическому направлению и почему?

Основной чертой реализма было отображение мира и людей без преукрашения. Реалисты не стремились идеализировать своих героев, как это делали романтики. Их подход к творчеству заключался в анализе и обобщении наблюдений за жизнью и в «перенесении» этой жизни в ткань литературного произведения или на живописное полотно.

Среди писателей и поэтов к реалистическому направлению можно отнести Стендаля и О. де Бальзака во Франции, Ч. Диккенса и У. Теккерея в Англии,

Среди художников - Гюстава Курбе (1819—1877), который открыл в 1855 году в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма», художники барбизонской школы (Теодор Руссо, Жан-Франсуа Милле, Жюль Бретон).

Все эти писатели и художники стремились к правдивому изображению действительности.

4. Каковы отличительные черты импрессионизма? Кого из художников-импрессионистов вы знаете?

Главной в импрессионизме была передача (воплощение в искусстве) непосредственного впечатления от природы, предметов, событий, людей в их изменчивости и мимолетности.

Художники-импрессионисты: Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуара, А. Сислей, К. Моне, К. Писсарро, Они передавали в своих картинах трепетное ощущение солнечного света, красочности природы, вибрации света и воздуха путем разложения цвета на чистые составляющие, которые накладывались на холст отдельными мазками, точками.

5. Каковы отличительные черты символизма? Кого из писателей и поэтов-символистов вы знаете?

Для символизма было характерно постижение и выражение сущности вещей, явлений, событий через условные образы-знаки.

Писатели и поэты-символисты: Шарль Бодлер, Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме.

6. Что вы знаете о творчестве крупнейших композиторов XIX в.?

Одним их величайших композиторов XIX века был Л. ван Бетховен, который жил в Вене. Он продолжал традиции венской классической музыкальной школы, Гайдна и Моцарта в развитии жанров симфонии, сонаты («Аппассионата», 9-я «Крейцерова»). Романтизм в австрийской музыке был свойствен симфоническим и концертным произведениям И. Брамса и творчеству автора многочисленных лирических песен Р. Шуберта. Знаменитые венские вальсы, обошедшие весь мир, создавали отец и сын Штраусы. Штраус-сын — автор 16 оперетт, в том числе и таких известных, как «Летучая мышь» и «Цыганский барон». Виртуозные сочинения для фортепьяно (мазурки, полонезы, вальсы) были созданы великим польским композитором и пианистом Ф. Шопеном. Выдающимися композиторами-симфонистами были во Франции Г. Берлиоз, в Венгрии — Ф. Лист, в Норвегии — Э. Григ, в Финляндии — Я. Сибелиус.

XIX в. — период создания большинства классических опер. Их авторами были французские, итальянские, немецкие и русские композиторы. Итальянец Дж. Россини, живший то в Италии, то во Франции, творил в разных оперных жанрах. В жанре так называемой большой оперы, получившей распространение во Франции в первой половине века, им был написан «Вильгельм Телль». Для большой оперы были характерны историко-героические сюжеты, пышные декорации и эффектная музыка. Но наиболее известной стала опера Россини «Севильский цирюльник», созданная в жанре оперы-буфф (комической оперы), с юмористическими и сатирическими речитативами и сценами.

Начало французской лирической опере положил Ш. Гуно, создавший оперу «Фауст», использовав сюжет любви Маргариты и Фауста. В итальянской школе наиболее прославленным композитором был Дж. Верди, оперы которого «Аида», «Отелло», «Риголетто», «Травиата», «Трубадур» и другие, с их драматургическим накалом в единстве музыки и действия, не сходят со сцен мировых музыкальных театров. Автором драматических опер («Богема», «Тоска», «Чио-Чио-сан») был другой итальянский композитор, мастер мелодий Дж. Пуччини.

Полностью жанр музыкальной драмы оформился в творчестве немецкого композитора-реформатора Р. Вагнера. В созданной по мотивам германского эпоса оперной тетралогии «Кольцо Нибелунгов» («Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов») он подчинил музыкальную композицию действию, отказался от традиционных арий, широко применяя оркестровые партии и симфонические эпизоды. Творчество Вагнера оказало большое влияние на дальнейшее развитие музыкального искусства.

ЗАДАНИЯ

1. В одном из произведений японского писателя XX в. Акутагава Рюноскэ есть такая характерная зарисовка: «Он, двадцатилетний, стоял на приставной лестнице европейского типа и рассматривал новые книги. Мопассан, Бодлер, Стриндберг, Ибсен, Шоу, Толстой...» О каких изменениях в литературных вкусах японцев свидетельствует этот фрагмент?

Этот фрагмент свидетельствует о том, что японцы начали интересоваться современной на тот момент европейской литературой.

2. Охарактеризуйте произведения одного из художников XIX в.

Мане Эдуар (Manet Eduar) (1832-1883), французский живописец. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856). Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). Значительное влияние на становление Мане как художника оказало творчество Джорджоне, Тициана, Хальса, Веласкеса, Гойи, Делакруа.

В работах конца 1850-х - начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Эдуар Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (“Лола из Валенсии”, 1862). Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически, иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (“Завтрак на траве”, “Олимпия” - оба 1863).

В 1860-е годы Эдуар Мане обращался к темам современной истории (“Казнь императора Максимилиана”, 1867), но проникновенное внимание художника к современности проявлялось прежде всего в сценах, словно бы выхваченных из будничного течения жизни, полных лирической одухотворенности и внутренней значимости (“Завтрак в мастерской”, “Балкон”, 1868), а также в близких к ним по художественной установке портретах (Эмиль Золя, 1868, Берта Моризо, 1872).

Своим творчеством Эдуар Мане предвосхитил возникновение, а затем стал и одним из основоположников импрессионизма. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (“В лодке”, 1874, “В кабачке папаши Латюиль”, 1879).