§ 16. Культура средневекового Запада

Подробное решение параграф § 16 по истории Россия в мире для учащихся 10 класса, авторов Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., В.А. Рогожкин Базовый уровень 2013



ВОПРОСЫ

1. Как церковь влияла на сознание людей? В чем проявлялось влияние церкви на развитие средневековой христианской культуры?

Сознание людей средневековой Европы был неразрывно связан с христианской религией. Церковь проповедовала основы христианской морали, следование которым позволило бы человеку надеяться на спасение. Она порицала людей за стремление к наживе, противопоставляя этому пороку идеалы бедности и аскетизма. Отстаивая идею равенства всех людей перед Богом, церковники вместе с тем делили верующих на духовенство и мирян. Духовенство отличалось особым качеством — священством, которое шло от самого Христа и передавалось из поколения в поколение во время специального обряда. Считалось, что верующие были не способны самостоятельно, без священников отыскать пути к спасению, понять слово Божье. Спасение душ верующих могло быть только коллективным, в лоне церкви. Поэтому Библия была для рядовых мирян запретна, толковать ее дозволялось только священнослужителям.

Христианство было стержнем средневековой европейской культуры. Основной целью искусства считалось прославление деяний Бога, напоминание людям об их земном долге, о воздаянии праведникам и наказании грешников. Земная плотская красота считалась грешной, в искусстве господствовал канон — особые правила изображения. Античное искусство как языческое подвергалось гонениям. По распоряжению духовенства уничтожались древние храмы, статуи, рукописи. Некоторые античные памятники литературы и искусства уцелели благодаря тому, что христиане использовали их в своих интересах. К ним относились, например, произведения Аристотеля, некоторые здания, превращенные в церкви.

Центрами культуры в Западной Европе долгое время были монастыри. Монахи сумели сохранить то немногое из античного и раннехристианского наследия, что не было уничтожено и разрушено варварами. Они переписывали книги, сохраняя знания для будущих поколений, вели хроники — записи важнейших событий, произошедших в том или ином году. При этом, хотя сами монастыри были своеобразными островками культуры среди моря неграмотности, многие монахи были необразованны. Уровень образования прихожан был минимальным.

Средневековая христианская культура опиралась не на записанное, запечатленное слово, а на изустные проповеди, молитвы, предания. Человек Средневековья привык рассматривать окружающую действительность как некий текст, систему символов, содержащих высший смысл. Поэтому средневековое искусство, прежде всего живопись, стремилось по-своему истолковать Библию.

Мир, согласно представлениям европейца Средневековья, являлся своеобразной ареной противоборства небесных и адских сил. Искусство должно было приближать человека к Богу. Вследствие этого именно храмы — «дома Бога», украшенные фресками и статуями с изображениями святых, содержавшие библиотеки с религиозной литературой, были сосредоточением художественной культуры Средневековья.

2. Чем отличалось представление средневекового человека об окружающем мире и его устройстве от современных представлений?

В условиях отсутствия достоверных научных знаний о природе представление о мироздании средневекового человека было основано на религии. Картина мира основывалась на полном, безусловном противопоставлении Бога и природы, неба и земли, души и тела.

Согласно представлениям европейца Средневековья мир являлся своеобразной ареной противоборства небесных и адских сил, и все были абсолютно уверены в возможности чудес. Отсюда строгое соблюдение религиозных обрядов, которые должны были помочь человеку властвовать над природой.

Считалось, что «Град Небесный» строен в соответствии с иерархией его обитателей. Выше всех находится Бог, ниже — апостолы, архангелы, ангелы и другие небесные существа. Эту иерархию повторяют и обитатели «Града земного»: папа, кардиналы, священники и простые миряне. При этом земная мирская жизнь противопоставлялась небесной загробной жизни. Церковь учила, что все удовольствия земной жизни представляют собой обман, ибо мир есть арена проделок сатаны. Главное назначение человеческой жизни — подготовка к загробной жизни, к спасению. Между небесным и земным мирами существует невидимая лестница, по которой люди стремятся попасть в рай. Ангелы помогают праведникам достичь желаемой цели, грешники же срываются и падают в ад.

Представления современного человека о мире основываются на науке, а не на религии.

3. Какое влияние на развитие «мира идей» современного Запада оказала рыцарская и городская культура?

Рыцарская и городская культуры оказали большое влияние на развитие «мира идей» современного Запада. Они привнесли светскость. Светская культура, будучи одним из компонентов западноевропейской средневековой культуры, оставалась христианской по своему характеру. Вместе с тем сам образ и стиль жизни рыцарства и горожан предопределили их сосредоточенность на земном, выработали особые воззрения, этические нормы, традиции, культурные ценности.

В обязанности рыцаря входила не только защита чести и достоинства сюзерена. Традиция требовала от рыцаря следовать определенным "правилам чести", так называемому "кодексу рыцарской чести". Основа кодекса – идея верности долгу, кодекс регулировал правила ведения боя и т.д. Вопреки религии, которая прославляла аскетизм, рыцарская культура воспевала земные радости, выражала надежду на торжество справедливости уже в этой, земной жизни.

В городах зарождался новый образ жизни, новое видение мира, новый тип людей . Горожанин, независимый от любой иной власти, кроме магистрата, видел мир по-иному, чем крестьянин. Стремящийся к успеху, он стал новым типом личности.

4. В чем состояло своеобразие крестьянской культуры?

Своеобразие крестьянской культуры:

- тесная связь с природой;

- почтительное отношение к традициям и обычаям старины, размеренный порядок жизни, в котором с трудом утверждались новые идеи и ценности (консерватизм);

- большое значение общины;

- сохранение остатков древних верований, что приводило к смеси христианства и языческих суеверий.

5. Почему именно города стали центрами формирования новых духовных ценностей европейцев?

Потому что именно жители города - банкиры, купцы, ремесленники, врачи, адвокаты – были людьми предприимчивыми и более склонными к новшествам. От умения вести дела и расторопности зависело их благополучие. В городе труд и богатство были признаками достоинства человека.

Жизнь делала горожан любознательными. Купцу необходимы были сведения в различных областях знаний: по праву, географии, арифметике, иностранным языкам. Ремесленник должен был знать счет и письмо, разбираться в свойствах материалов — металлов, шерсти, кожи, пеньки, меха. Горожане высоко ценили собственный опыт, знания, навыки и умения, заимствованные друг у друга.

В городах возникла система светского образования.

ЗАДАНИЯ

1. Заполните таблицу «Типология средневековой культуры».

Заполните таблицу «Типология средневековой культуры»

2. Прочитайте стихотворение Бертрана де Борна:

Жду битвы как блага из благ:

В ней доблести — соль,

Все прочее — ноль

С ней рядом. Солдат

Не знает утрат.

Вся жизнь — боевая страда:

Походный разбить бивуак,

Стеной обнести города,

Добыть больше шлемов и шпаг —

Господь, не неволь

Ждать лучшей из доль:

Любовных услад

Мне слаще звон лат.

К какому жанру средневековой литературы относится это произведение? По каким признакам можно судить об этом? К какому социальному слою принадлежал, по вашему мнению, автор стихотворения?

Это стихотворение относиться к жанру рыцарской литературы. Об этом говорит желание автора участвовать в бою и походах, показать свою доблесть и храбрость. Я думаю, что автор этого стихотворения относился к рыцарскому сословию.