Гуморальная регуляция

Подробное решение Темы Гуморальная регуляция по биологии Рабочая тетрадь для учащихся 8 класса, авторов Сонин Н.И., Сапин М.Р.



36. Запишите определения.

Гуморальная регуляция – координация деятельности внутренних органов, осуществляемая через кровь, лимфу, тканевую жидкость с помощью гормонов.

Гормоны – биологически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции. Гормоны выделяются в кровь и действуют на органы-мишени, оказывая влияние на их работу и обеспечивая гуморальную регуляцию функций организма.

Железы внутренней секреции (эндокринные) – железы человека, не имеющие протоков и выделяющие вырабатываемые вещества в кровь или лимфу (гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, околощитовидные железы, вилочковая железа, надпочечники, клетки поджелудочной железы – островки Лангерганса и половых желез).

37. Рассмотрите рисунок, изображающий железы человека. Напишите их названия.

ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ

38. Заполните таблицу.

Гормоны гипофиза

39. Заполните таблицу.

Гормоны желез

40. Почему поджелудочную и половые железы называют железами смешанной секреции?

Потому что эти железы нашего организма выполняют двойную функцию, т. е. действуют одновременно как железы внутренней и внешней — смешанной — секреции.

Поджелудочная железа выделяет пищеварительный сок, поступающий в двенадцатиперстную кишку; одновременно отдельные ее клетки функционируют как железы внутренней секреции, вырабатывая гормон инсулин, регулирующий обмен углеводов в организме.

Половые железы образуют половые клетки и вырабатывают гормоны, регулирующие рост и созревание организма, формирование вторичных половых признаков.

41. Объясните, какова причина возникновения диабета.

Основная причина возникновения диабета – это снижение выработки инсулина. Это приводит к тому, что большая часть глюкозы не может проникнуть из кровеносных сосудов дальше в ткани органов. В результате клетки различных тканей остаются без важнейшего источника энергии — глюкозы, которая в итоге выводится из организма с мочой.

42. Вспомните материал курса «Зоология». Определите типы нервных систем, изображённых на рисунке. Напишите их названия. На изображении нервной системы человека подпишите её части.

типы нервных систем

1. У гидры - диффузная (в виде сеточки);

2. У планарии – стволовая нервная система (ортогон);

3. У насекомых - узловая нервная система, или сложная ганглионарная система;

4. У человека – трубчатая нервная система. 1. Головной мозг; 2. Спинной мозг; 3. Нервы.

43. Изучите материал учебника и дополните предложения.

Основу нервной системы составляют нервные клетки — нейроны. Они выполняют функции восприятия, обработки, передачи и хранения информации. Нервные клетки состоят из тела, отростков и нервных окончаний — рецепторов.

44. Запишите определения.

Дендриты — обычно короткие отростки нейрона, дихотомически ветвящиеся, воспринимающие сигналы от других нейронов, рецепторных клеток или непосредственно от внешних раздражителей. Проводят нервные импульсы к телу нейрона.

Аксоны — обычно длинный отросток нейрона, приспособленный для проведения возбуждения и информации от тела нейрона или от нейрона к исполнительному органу.

Серое вещество — главный компонент центральной нервной системы позвоночных животных и человека, включающий клеточные тела нейронов, нейропиль (частично: дендриты, безмиелиновые аксоны, отростки глиальных клеток), глиальные клетки (астроциты и олигодендроциты), а также капилляры.

Белое вещество — компонент центральной нервной системы позвоночных животных и человека, состоящий главным образом из пучков покрытых миелином аксонов.

Рецепторы — специфические нервные образования, являющиеся окончаниями чувствительных (афферентных) нервных волокон, способные возбуждаться при действии раздражителя.

Синапсы — место контакта между двумя нейронами или между нейроном и получающей сигнал эффекторной клеткой.

45. Изучите материал учебника и дополните схему «Строение нервной системы».

Строение нервной системы

46. Запишите определения.

Нервы — это тончайшие волокна, состоящие из клеток, которые называются нейронами. Пучки нервных волокон, покрытые обей оболочкой.

Нервные узлы (ганглии) — скопление нервных клеток, состоящее из тел, дендритов и аксонов нервных клеток и глиальных клеток.

47. Изучите материал учебника и дополните схему «Строение нервной системы».

Нервы и нервные узлы

48. Объясните, почему вегетативную нервную систему называют автономной системой.

Потому что эта система обычно не контролируется нашим сознанием, в отличие от соматической нервной системы. Она управляет работой внутренних органов, обеспечивая их наилучшую работу при изменениях внешней среды или смене рода деятельности организма.

49. Запишите определения.

Рефлекс — ответные реакции организма на воздействия внешней среды или на изменение его внутреннего состояния, выполняемые с участием нервной системы. Различают условные и безусловные (врожденные) рефлексы.

Рефлекторная дуга — путь, проходимый нервными импульсами при осуществлении рефлекса.

50. Рассмотрите рисунок «Рефлекторная дуга сгибательного рефлекса» на с. 57 учебника. Зарисуйте и подпишите схему рефлекторной дуги, состоящей из трёх нейронов.

Рефлекторная дуга сгибательного рефлекса