История развития знаний о строении и функциях организма человека

Подробное решение Темы История развития знаний о строении и функциях организма человека по биологии Рабочая тетрадь для учащихся 8 класса, авторов Сонин Н.И., Сапин М.Р.



11. Пользуясь учебником, ответьте, какой вклад в развитие знаний о человеке (о строении организма и его функциях) внесли следующие ученые.

Гиппократ

Сформулировал учение о четырех типах телосложения и темперамента. В своих работах он обобщил все разрозненные сведения о строении человеческого тела, полученные его предшественниками.

Аристотель

Дал название главному кровеносному сосуду — «аорта», отметил общие черты в строении человека и животных. Аристотель утверждал, что кровь образуется в печени и оттуда поступает к сердцу — источнику чувств, где согревается и по венам оттекает ко всем органам тела.

Клавдий Гален

Он первым заинтересовался функциями органов. Из-за существующего тогда запрета на вскрытие трупов людей Гален изучал анатомию человека, вскрывая животных — свиней, собак, овец, обезьян: он был уверен в сходстве строения тел животных и человека. В течение четырнадцати веков его работы были основным источником анатомических и медицинских знаний. Он создал новое, революционное для своего времени учение, которое на длительное время изменило представление людей о работе сердца и сосудов. К сожалению, в трудах Галена было много неточностей, оказались и грубые ошибки. Таково, например, его описание пути крови в теле. Центром кровеносной системы Гален считал не сердце, а печень: образующаяся в печени кровь разносится по телу, питает его и целиком им поглощается, не возвращаясь обратно; в печени же образуется следующая партия крови для поглощения телом. Эта схема была общепризнанной вплоть до XVII в., когда её ошибочность доказал Гарвей. Таким образом, не зная кровообращения, Гален представлял себе своеобразную систему кровоснабжения организма. Считая назначением левого сердца притягивание из легких пневмы вместе с воздухом, он рассматривал растяжение — диастолу, как активное движение сердца, систолу же — как пассивное спадение сердца, то есть понимал эти процессы совершенно превратно.

Авиценна

Написал энциклопедический труд «Канон врачебной науки», в котором содержалось много медицинских сведений того времени. Одна из глав этого труда посвящена анатомии человека. В ней дано общее описание строения и функций человеческого тела, приведены сведения о костях, суставах, мышцах, сухожилиях, строении зубов, черепа и нервов.

Леонардо да Винчи

Замечательный художник, математик, инженер изучал пропорции тела, впервые составил классификацию мышц, сделал около 800 точных рисунков костей, мышц, сердца и других органов, научно описал их. Эти рисунки долгое время находились в различных частных собраниях, и только в конце XIX в. стало известно об анатомических работах Леонардо. На его рисунках впервые были правильно показаны изгибы позвоночного столба. Изучая мышцы, Леонардо в большинстве случаев давал правильное анатомо-функциональное объяснение их устройству. Он впервые создал общую классификацию мышц человеческого тела по внешнему виду, форме, особенностям сухожилий и характеру прикрепления их к скелету. Леонардо да Винчи дал настолько точное анатомическое описание органов движения, что его по праву можно считать основателем динамической анатомии.

Андреас Везалий

В своем труде «О строении человеческого тела» впервые описал систематическую анатомию человека (по системам — кости, мышцы, внутренности и т. д.), основанную на собственном опыте вскрытия трупов. Не случайно поэтому А. Везалия называют основоположником современной систематической анатомии.

Уильям Гарвей

В своей книге «Анатомические исследования о движении сердца и крови у животных» доказал, что кровь движется по замкнутому кругу: по артериям от сердца, по венам — к сердцу. Его работы послужили формированию самостоятельной науки о работе органов — физиологии.

12. Пользуясь учебником, впишите фамилии ученых, совершивших данные открытия.

М. Мальпиги открыл альвеолы и капилляры.

К. М. Бэр открыл яйцеклетку человека.

Б. Евстахий описал слуховую трубу.

У. Гарвей доказал, что кровь движется по замкнутому кругу.

13. Изучив материал учебника, письменно ответьте на следующие вопросы.

Когда в России были открыты первые медицинские школы?

- Первые медицинские школы (академии) в России были открыты в XVII—XVIII вв.

Кто и когда перевёл на русский язык труды Везалия?

- В 1658 г. Епифаний Славинецкий перевел на русский язык труды Везалия.

Кто в России впервые начал преподавать анатомию на русском языке?

- Врач К. И. Щепин первым начал преподавать анатомию и другие науки на русском языке.

Как вы думаете, на каком языке преподавали анатомию в России до этого?

- Раньше, скорее всего, преподавали анатомию на латыни.

Кто является создателем топографической анатомии?

- Создателем топографической анатомии, описывающей взаимное расположение внутренних органов друг относительно друга и по отношению к костям скелета, и учения о расположении основных кровеносных сосудов и нервных стволов был Н. И. Пирогов (1810—1881).

14. Какие науки изучают строение и функции организма человека?

Строение изучает - анатомия, а функции – физиология, биохимия, цитология, генетика, эмбриология.

15. В нашей стране во многих городах и сёлах есть улицы и площади, институты и больницы, названные в честь ученых-анатомов, физиологов, врачей разных специальностей. Приведите известные вам примеры.

Санкт-Петербург: площадь Бехтерева названа в честь врача, больница имени Мечникова названа в честь врача, больница имени Павлова названа в честь врача.

В Москве им. Боткина. ИМ. Склифасовского (СКЛИФ), больница им. Мечникова.

В Саратове есть улица Шехурдина, Вавилова.

Во многих городах есть улица Мичурина, а в Тамбовской области – г. Мичуринск;

В Самаре есть больница им. Пирогова, клиника им. Дмитрия Ульянова, улица Пирогова. В Самаре ещё есть больница им. Ерошевского и есть улица им. Ерошевского.

И много других примеров в разных городах.

Тренировочные задания 1.

Задания уровня А

А1. – 4.

А2. – 2.

А3. – 1.

А4. – 4.

А5. – 2.

А6. – 2.

А7. – 3.

А8. – 3.

А9. – 4.

А10. – 4.

А11. – 4.

А12. – 3.

Задания уровня В

В1. – 1,4,6.

В2. – 1,2,4.

В3. – 1,3,6.

Тренировочные задания 1. Рабочая тетрадь 8 класс Сонин